Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Работоспособность является одним из наиболее важных и объективных показателей «динамического здоровья», для определения которого необходимо не только исследовать состояния отдельных органов и систем организма, но и проследить за изменением его функционирования под воздействием мышечных нагрузок.

В таблице 1, представлена динамика приростов физической работоспособности в экспериментальных подгруппах студентов специальной медицинской группы (далее СМГ) разных типов телосложения.

Двигательным режимом, в наибольшей степени способствующим увеличению физической работоспособности студентов СМГ с астено-торакальным типом телосложения, является режим, направленный на развитие выносливости. Об этом свидетельствует значительный прирост абсолютного и относительного показателя PWC170, и высокий позитивный сдвиг в величине ИНПД. На втором месте по эффективности влияния режим, направленный на комплексное развитие физических качеств.


Таблица 1 Динамика показателей физической работоспособности в экспериментальных группах студентов СМГ разных типов телосложения

 

Показатели физической работо- способности

 

 

Типы тело- сложе-ния

Направления воздействия

 

Выносливость

Скоростно-

силовое

Равномерно-

пропорциональное

Сдвиг

Ранг

Сдвиг

Ранг

Сдвиг

Ранг

 

Абсолютная

PWC170, кгм/мин

АТТ

10,3 *

1

4,9

3

10,2 *

2

МТ

10,9*

1

9,3 *

2

8,81 *

3

ДТ

3,11

2

11,7 *

1

2,54

3

 

Относительная

PWC170, кгм/мин/кг

АТТ

10,9 *

1

9,8

3

10,16 *

2

МТ

10,8 *

1

10 *

2

8,8 *

3

ДТ

1

3

11,9 *

1

4,8

2

 

ИНПД, усл. ед

АТТ

-26,8*

1

-21,7

3

-25,7

2

МТ

-19,5

2

-28 *

1

-11,5

3

ДТ

-15,9*

3

-36,7 *

1

-20,4*

2

Сумма

АТТ

3

9

6

ранговых мест

МТ

4

5

8

ДТ

8

3

7

Примечание: * приросты показателей достоверны при p< 0,05.

 

Самым продуктивным в развитии аэробных возможностей студентов СМГ мышечного типа телосложения является двигательный режим, направленный на развитие выносливости, а самый высокий позитивный сдвиг показателя ИНПД происходит при преимущественном развитии скоростно-силовых качеств. На втором месте по эффективности изменения показателей теста PWC170 оказался двигательный режим, направленный на преимущественное использование средств развития скоростно-силовых качеств, а по эффективности улучшения показателей ИНПД режим с преимущественным развитием выносливости.

Программа двигательной активности, в основе которой лежало равномерно- пропорциональное развитие физических качеств, оказалась наименее эффективной для повышения физической работоспособности данной категории студентов по всем исследуемым показателям.


По оси абсцисс - % прироста. 

По оси ординат – направления воздействия. 

Условные обозначения: В - выносливость, С-С - скоростно-силовое, Р-П – равномерно- пропорциональное.

По оси абсцисс – % прироста. 

По оси ординат – направления воздействия.

Условные обозначения: В - выносливость, С-С - скоростно-силовое, Р-П – равномерно- пропорциональное.

По оси абсцисс - % прироста.

 

По оси ординат – направления воздействия. 

Условные обозначения: В - выносливость, С-С - скоростно-силовое, Р-П – равномерно- пропорциональное.

Анализ приростов показателей физической работоспособности студентов дигестивного типа телосложения показал, что наибольший прирост по всем исследуемым показателям произошел в группе «дигестивные – скоростно-силовое».

Наименьший прирост относительной величины PWC170 и показателя ИНПД наблюдался в группе «дигестивные –  выносливость», а абсолютной величины PWC170 – в группе «дигестивные – равномерно-пропорциональное».

Изучение        динамики        приростов        физической         работоспособности         в экспериментальных подгруппах позволило сделать вывод, что для студентов СМГ астено-торакального типа телосложения наиболее эффективным для развития аэробных возможностей является режим, направленный на преимущественное развитие ведущего для них качества выносливости. Для развития аэробных возможностей у представительниц мышечного типа телосложения примерно в равной степени эффективны режимы, направленные на развитие выносливости и скоростно - силовых качеств. Группе студентов дигестивного типа телосложения для повышения физической работоспособности предпочтителен режим с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств.

Эффективность воздействия различных двигательных режимов на состояние сердечно-сосудистой системы студентов СМГ

Изменение регуляции сердечного ритма у студентов СМГ под воздействием двигательных нагрузок различной направленности

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов СМГ немаловажное  значение  имеют  данные  об  особенностях  регуляции  ритма  сердца.

Исследование регуляции сердечной деятельности осуществлялось с использованием метода кардиоинтервалографии, при помощи автоматизированного комплекса, реализованного на базе персонального компьютера. В основе трактовки и анализа показателей сердечного ритма (далее СР) была принята концепция Р.М. Баевского (1984) о двухконтурной системе регуляции СР.

Данный метод отражает состояние регуляторных систем, в отличие от большинства используемых в физиологии кровообращения показателей (ЧСС, ударного объема крови, минутного объема крови, АД), характеризующих уровень функционирования систем, сложившихся в результате деятельности управляемых механизмов.

В проведенном исследовании, направленном на изучение влияния нагрузок различной направленности на состояние системы регуляции сердечной деятельности студентов СМГ, нами использовался метод кардиоинтервалографии или пульсометрии. Динамика изменения показателей, характеризующих состояние системы регуляции сердца, представлены в таблице 2 и на рисунках 4-5.

Таблица 2

 Прирост показателей кардиоинтервалографии в экспериментальных группах студентов СМГ разных типов телосложения

 

 

 

Типы тело- сложе ния

 

Показа тели кардио

-

интер- валогр афии

Направления воздействия

 

Выносливость

 

Скоростно-силовое

Равномерно-

пропорциональное

 

Начало экспер им-та

 

Оконча ние экспери м-та

 

При- рост,

%

 

Начало экспери м-та

 

Окончание эксперим-та

 

При- рост,

%

 

Начало экспери м-та

Окон чание экспе рим- та

 

 

При рост ,%

 

 

 

 

 

 

 

 

АТТ

 

Мо, с

0,821

±0,05

0,843±0

,04

 

2,6

0,800±0

,06

 

0,806±0,05

 

0,74

0,819±0

,03

0,850

±0,04

 

3,78

 

АМо, %

51,7±

3,11

50,7±2,

99

 

-1,93

45,1±5,

46

 

40,3±4,11

 

-10,6

47,8±4,

1

44,3±

7,18

 

-7,3

X,

усл.ед.

0,162

±0,01

0,202±0

,02

 

24,5 *

0,231±0

,03

 

0,272±0,03

 

17,7

0,232±0

,04

0,359

±0,06

 

54,7 *

 

АМо/Х у.ед

 

319,1

±40,8

 

251±29,

1

 

-21,3

*

 

195,2±6

4,9

 

 

148,2±37,9

- 24,1

*

 

223±47,

8

 

134,5

±19

 

 

-40,1 *

ИН,

усл.ед

197,4

±29,1

146,7±2

1,6

 

-25,7

128,7±2

7,8

 

98,5±30,4

 

-23,5

127,3±3

0,5

79,7±

11,6

 

-37,4 *

 

 

МТ

 

Мо, с

0,85±

0,03

0,852±0

,02

 

0,24

0,875±0

,05

 

0,879±0,03

 

0,46

0,850±0

,01

0,869

±0,04

 

2,24

 

 

АМо, %

 

40±6,

5

 

33,4±2,

3

 

-16,5

*

 

41,3±3,

78

 

 

34,8±2,11

- 15,7

*

 

49,8±2,

7

 

44,6±

3,36

 

 

-10,4 *

X,

усл.ед

0,316

±0,05

0,414±0

,06

 

31 *

0,261±0

,04

 

0,356±0,06

 

36,4

0,210±0

,05

0,321

±0,06

 

52,9 *

АМо/ Х.усл.е д

126,6

±25,1

80,7±14

,2

-36,3

*

158,2±3

8,5

 

 

97,8±13,8

- 38,2

*

237,1±7

3,9

138,9

±27,8

 

 

-41,4 *

 

ИН,

усл.ед.

 

73,5±

9,1

 

57,6±6,

23

 

-21,6

*

 

94,6±20

,7

 

65,2±8,32

-

31,1

*

 

141,4±3

0,1

 

87,8±

17,0

 

-37,9 *

 

 

 

 

 

 

 

 

ДТ

 

Мо,с

0,817

±0,03

0,856±0

,02

 

4,77

0,823±0

,04

 

0,842±0,04

 

2,31

0,793±0

,03

0,807

±0,01

 

1,77

 

АМо,/%

45,3±

3,44

 

44±1,94

 

-2,87

43,3±4,

17

 

41,5±4,73

 

-4,34

 

45±2,22

39,7±

3,23

 

-11,8

X,

усл.ед.

0,218

±0,04

0,255±0

,05

 

17

0,293±0

,06

 

0,328±0,10

 

11,9

0,227±0

,04

0,303

±0,05

 

33,5 *

АМо/Х,

усл.ед.

207,8

±39,0

172,5±2

0,6

 

-17 *

147,8±3

4,9

 

126,5±22,2

 

-14,4

198,2±2

9,6

131±2

3,4

 

-33,9 *

ИН, усл. ед.

139,2

±23,8

103,8±1

3,1

-28,7

*

99,7±14

,4

 

 

78,2±11,2

- 21,6

*

120,7±2

1

88,9±

19,4

 

 

-29,3 *

 

Примечания: *- приросты показателей достоверны при p<0,0

 

Изучение влияния физических нагрузок различной направленности на состояние систем регуляции сердечного ритма показало наличие выраженного повышения тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС), роли гуморального канала в регуляции хронотропной функции сердца при одновременном снижении тонуса симпатической нервной системы, напряженности регуляторных механизмов сердца, централизации управления сердечным ритмом (СР).






По оси ординат – изменения, %

 Условные обозначения: АТТ – В – «астено-торакальный-выносливость», АТТ - СС – «астено-торакальный-скоростно-силовые», АТТ - РП – «астено-торакальный-равномерно- пропорциональное».





По оси ординат – изменения, %

Условные обозначения: МТ-В – «мышечный-выносливость», МТ - СС – «мышечный- скоростно-силовые», МТ-РП – «мышечный-равномерно - пропорциональное».


По оси ординат – изменения, %

 

Условные обозначения: ДТ-В – «дигестивный-выносливость», ДТ-СС – «дигестивный- скоростно-силовые», ДТ-РП – «дигестивный-равномерно-пропорциональное».

Сопоставляя темпы изменений показателей математического анализа сердечного ритма среди всех экспериментальных подгрупп, мы обнаружили, что у студентов СМГ, независимо от типа телосложения, наибольший позитивный прирост почти всех исследуемых показателей наблюдается в группах с равномерно-пропорциональным развитием. Как видно из таблицы, по сумме ранговых мест менее заметные позитивные изменения выявлены у представительниц астено-торакального типа телосложения в группах с преимущественным развитием выносливости и скоростно-силовых качеств. У студентов мышечного типа телосложения минимальный прирост исследуемых показателей при преимущественном развитии выносливости, у дигестивного в группах –   с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств.

 Изучение динамики показателей кардиоинтервалографии в экспериментальных подгруппах позволило сделать вывод о том, что вне зависимости от особенностей телосложения студентов СМГ наиболее эффективным для улучшения состояния регуляторных систем организма является режим, направленный на равномерно - пропорциональное развитие двигательных качеств.

Изменение отдельных гемодинамических показателей студентов под воздействием физических нагрузок различной направленности

Сердечно-сосудистая система является одной из важнейших систем организма,  обеспечивающей транспорт кислорода, питательных веществ, удаления углекислого газа  и            других             продуктов      обмена,      а     также      осуществляющая       процессы иммунологической защиты и гуморальной регуляции физиологических функций. Чаще всего используются при исследованиях сердечно-сосудистой системы такие гемодинамические показатели, как величина АД и ЧСС.

Результаты изменений данных гемодинамических показателей в процессе проведения педагогического эксперимента представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы, у студентов астено-торакального типа телосложения АДС повышается, АДД снижается в большей степени при тренировке с преимущественным использованием средств развития выносливости, ЧСС снижается при равномерно- пропорциональном развитии двигательных качеств.

Снижение показателей АДД у представительниц мышечного типа телосложения наиболее заметно при режиме с преимущественным использованием средств развития выносливости, ЧСС в большей степени снижается под воздействием средств скоростно-силового характера. Анализ изменения гемодинамических показателей студентов СМГ, участвующих в нашем исследовании, показал, что среди всех экспериментальных подгрупп большинство исследуемых показателей изменяется незначительно и недостоверно. По-видимому, это связано с тем, что в начале и в конце эксперимента все гемодинамические показатели оставались в пределах возрастной нормы.

Изменения гемодинамических показателей студенток СМГ разных типов телосложения (M±m, t, P, АТТ- n =37, МТ - n =33, ДТ - n = 32)

Таблица 3

 

 

 

 

Тип тело- сложе- ния

 

Показ атели гемод инами ки

 

Направления воздействия

 

Выносливость

 

Скоростно-силовое

Равномерно-

пропорциональное

Начало

экспери

-

мента

 

Окончани е экспери- мента

 

Измене- ния,

%

 

Начало экспери- мента

Окончани

е экспери- мента

 

Измен е-ния,

%

Начало

экспери

-

мента

Окончан

ие экспери- мента

 

Измен е-ния,

%

 

 

 

 

АТТ

АДС,

мм рт. ст.

 

107,82,3

5

 

109,2+1,

99

 

1,30

 

108,3+1,

95

 

109,2+2,1

5

 

0,83

 

108,3+3,3

8

 

109,5+2,

11

 

1,11

АДД,

мм рт. ст.

 

68,8+2,4

3

 

64,9+1,4

8

 

-5,67 *

 

65,21,46

 

64,71,63

 

-0,77

 

68,8+1,88

 

66,7+1,3

3

 

-3,05

ЧСС,

уд/мин.

 

73±7,74

73,4±4,1

3

 

-1,9

 

75,8±4

 

74,8±4,27

 

-1,3

 

75,2±2,03

71,6±1,5

1

-4,8

*

 

МТ

АДС,

мм рт. ст.

 

110,6+2,

09

 

110,2+0,

51

 

-0,36

 

109,3+2,

13

 

110,2+1,9

9

 

0,83

 

111,8+3,0

1

 

110,6+2,

60

 

-1,07

АДД,

67,4+1,8

65,1+2,3

-3,42

68,5+2,1

66,2+1,60

-3,36

66,5+2,86

64,8+2,4

-2,56

мм рт.

ст.

1

9

7

7

ЧСС,

уд/мин.

70,4±1,0

9

70,0±2,8

3

 

-0,57

72,1

+2,86

 

68,3±1,9

 

-5,3*

 

71,5±3,5

69,4±2,4

5

 

-2,9

 

 

 

 

 

 

ДТ

АДС,

мм рт. ст.

 

118,6+2,

30

 

116,3+2,

17

 

-1,94

 

119,6+3,

37

 

117,7+2,2

0

 

-1,59

 

119,5+1,3

8

 

115,7+2,

01

-

3,18

*

АДД,

мм рт. ст.

 

74,7+2,2

2

 

71,3+1,9

3

 

-4,55

 

75,9+1,8

2

 

72,8+1,51

 

-4,08

*

 

67,9+4,06

 

66,1+3,0

9

 

-2,65

ЧСС,

уд/ми н.

 

73,2±2,0

9

 

70,4±1,5

4

 

-4 *

 

72,9±2,4

7

 

71,2±1,66

 

-2,3

 

75,4±2,31

 

73,3±2,5

7

 

-2,86

 

Примечание: * - приросты показателей достоверны при p < 0,05.

 

Список литературы

 

 

1.      Бондарь С.Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий. Учебно-методическое пособие. –Ульяновск, 2007. – 156 с. 

2.    Жуков О. Ф. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников 14-17 лет /    О. Ф. Жуков, С. П. Лёвушкин. – Ульяновск: УлГУ, 2004. – 154 с.

3. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. … д-ра пед. Наук / В.В.Зайцева – М., 1995. – 47 с.

4.      Левушкин С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 7- 17 лет с разными типами телосложения. – автореф. дис. … д-ра биологических наук / С.П.Левушкин. – М., 2005. – 48 с.

5.   Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные типы телосложения. Монография.–Ульяновск, 2006. –232 с.

6. Лукьянченко Н.И., Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Учет индивидуальных особенностей при дозировании скоростно-силовой нагрузки в занятиях с юношами-старшеклассниками // Физическая культура индивида. - М., 1994. - С. 133.

7.              Семёнова М.А. Организационно-педагогические условия физкультурно- оздоровительной работы в высшей школе на современном этапе. Монография. М.:МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2006г. – 100с.