Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Анализ литературных источников о совершенствовании организации и содержания учебного процесса по физической культуре с учащимися специальных медицинских групп показал, что в последнее время наблюдается рост количества учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе А. [1], ежегодные медицинские осмотры фиксируют возрастание количества кардио - респираторных заболеваний [3], происходит снижение функциональных показателей [6].

Ряд специалистов подтверждают, что дыхательные упражнения эффективно воздействуют на дыхательную и сердечно сосудистую системы, активно способствуют профилактике заболеваний, повышают работоспособность, снимают психоэмоциональное напряжение [2, 4, 5, 7, 8, ], Однако в практике физического воспитания СУЗов недостаточно разработанным остается вопрос выборе методики и построении занятий специальных медицинских групп на основе оздоровительной дыхательной гимнастики.

Цель исследования - совершенствование процесса физического воспитания учащихся специальных медицинских групп Астраханского базового медицинского колледжа на основе использования дыхательной гимнастики.

Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся специальных медицинских групп Астраханского базового медицинского колледжа, основанный на использовании дыхательной методики.

Предмет исследования - методика дыхательных упражнений оксисайз в процессе

Оксисайз – это новая авторская методика, которая была придумана на основе бодифлекса, ее автор - американка Джил Джонсон. Система основана на совмещении непрерывного диафрагмального дыхания с физическими упражнениями. Самое главное отличие оксисайза– отсутствие задержек дыхания.

С сентября 2015 по май 2016 г. проводился педагогический эксперимент, основной задачей которого было экспериментальное обоснование методики занятий оксисайз для учащихся специальных медицинских групп АБМК. Были сформированы две относительно однородные по типам и видам заболеваемости группы, состоящие из 12 девушек каждая. Занятия по физическому воспитанию в контрольной и экспериментальной группах проводились  на  основе  примерной  государственной  программы  по  дисциплине«Физическая культура».

 Эффективность внедрения предложенной методики оксисайз оценивалась по динамике показателей физического развития и функционального состояния организма.

Комплектование групп испытуемых было проведено таким образом, что на начало педагогического эксперимента достоверных различий по исследуемым показателям между ними не было выявлено.

Практические занятия по дисциплине «Физическая культура» включали общедоступные упражнения легкой атлетики и спортивных игр. На занятиях по гимнастике в контрольной группе (КГ, n=12) применялись традиционные общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками, скакалками, обручами; с использованием гимнастических стенок и скамеек; использовались также упражнения на растягивание и расслабление мышц и связок.

Отличительной особенностью проведения занятий по физической культуре в экспериментальной группе явилась замена упражнений основной гимнастики дыхательной гимнастикой оксисайз, основными средствами которой были специальные дыхательные упражнения. Экспериментальной группе были предложены занятия оксисайзом не по американской версии, а по методике Марины Корпан, которую она разработала сама. Во время занятий за счет особой техники дыхания и выполнения упражнений клетки тела получают повышенное количество кислорода.

Основной принцип оксисайза — диафрагмальное дыхание: оно полностью задействует и легкие, и брюшную полость, и диафрагму. Поскольку ткани лучше питаются кислородом и тело получает щадящие физические нагрузки, за которые так ратуют медики, оксисайз улучшает состояние организма в целом: активизирует кровообращение, налаживает работу органов пищеварительной, тонизирует мышцы всего тела, развивает гибкость, помогает контролировать аппетит и противостоять стрессам [6].


В    таблице    1    показаны    изменения   росто-весовых    показателей    и    кистевой динамометрии учащихся за время эксперимента.

Таблица 1 Изменение показателей физического развития студенток специальной медицинской группы

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

до

после

Р

до

после

Р

Рост, см

162

162,8

>0,05

161

161,5

>0,05

Вес, кг

53

53,5

>0,05

52,8

52,7

>0,05

Индекс

 

Кетле

20,2

20,3

>0,05

20,4

20,3

>0,05

Сила

 

кисти пр

23

23,8

>0,05

22

27,1

< 0,05*

Сила

 

кисти лев

20

20,6

>0,05

21

24,6

< 0,05*

*-достоверно значимые изменения

 

Величина индекса массы тела хорошо отражает запасы жира в организме, и может своевременно сигнализировать о его излишке, о риске развития ожирения и связанных с ним заболеваний. У учащихся АБМК показатель индекса массы тела в норме и за время эксперимента достоверных изменений в длине, массе тела и их соотношение не произошло.

А вот динамика показателей кистевой динамометрии различается в контрольной и экспериментальной группах. За время эксперимента прирост в экспериментальной группе составил 5,1кг правой кисти и 3,6кг левой, что является достоверно значимым. В контрольной группе этот показатель изменился не значительно, что доказывает преимущество выбранной нами методики.

При анализе состояния ЧСС у девушек экспериментальной группы с применением дыхательных упражнений в конце эксперимента по сравнению с начальным этапом исследования выявлено достоверное снижение частоты сердечных сокращений с покое. Показатели ЧСС в экспериментальной группе снизились на 1,3%, в то время как в контрольной - на 0,6%, что не является достоверным (таблица 2).

Показатель индекса Руфье при регулярных занятиях физической культурой снижается как в экспериментальной, так и в контрольной группах, что свидетельствует о повышении функциональных возможностей системы кровообращения к концу эксперимента. Внедрение методики оксисайз в экспериментальной группе позволило снизить показатели индекса Руфье в среднем на 11,6%, в контрольной группе изменение составило 2.9% .

Таблица 2 Сравнительный анализ показателей функционального состояния учащихся контрольной и экспериментальной группы

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До

После

%

До

После

%

ЧСС уд/мин,

75,4

74,5*

1,3

76,3

75,8

0,6

Индекс Руфье

10,3

9,1*

11,6

10,1

9,8

2,9

Ортостатическая проба

 

,уд/мин

14,1

11,2*

20,5

14,15

12,95

8,4

*-достоверно значимые изменения

 

В ходе экспериментального исследования у девушек ЭГ показатель ортостатической пробы уменьшился на 2,9 уд/мин. (20,5%), а у девушек КГ на 1,2 уд/мин. (8,4%), что в 2,4 раза меньше по сравнению со среднегрупповым результатом девушек экспериментальной группы.

На рисунке представлена динамика показателей пробы Штанге и Генче, свидетельствующих о состоянии системы внешнего дыхания.

Показатель пробы Штанге в течение эксперимента у девушек экспериментальной группы возрос на 7,85с. (17,7%), достигнув 51,7 с; у девушек контрольной группы время задержки дыхания на вдохе увеличилось на 7,7% с 44,1 до 47,5с.

Повышение результатов в пробе Генче (задержка дыхания на выдохе) в экспериментальной группе составило 7,1 с, в контрольной группе – 3,9 с. Темпы прироста в пробе Генчи у девушек контрольной группы составили 12,9%, а в экспериментальной - 23,8%.

Средне групповые оценки дыхательных проб, отражают эффективность процесса обучения дыхательным упражнениям испытуемых экспериментальной группы, так как прирост данных показателей в 2 раза превосходит контрольную группу.

Подводя итоги педагогического эксперимента, мы пришли к выводу, что положительное повышение показателей физического развития и функционального состояния девушек экспериментальной группы в конце исследования свидетельствует об эффективности методики оксисайз для учащихся специальных медицинских групп специальных учебных заведений.



Список литературы

 

 

 

1.    Батырев Э.М., Доронцев А.В. Оценка сформированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского Вуза. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2009 г. №12. - С.13 - 17.

 2.    Доронцев А.В. Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (Волгоградская академия физической культуры 2006 г.).

3. Доронцев А.В., Козлятников О.А. Характеристика и структура заболеваемости различного контингента школьников Астраханской области. // Научно – теоретический журнал. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта №11 (117) - С. 46 - 49. С.П. 2014.

4.Имнаев Ш. Обучение рациональному дыханию студентов специальной медицинской группы: Метод. рекомендации для преподавателей кафедр физической культуры. Пятигорск, ПГЛУ, 2001. - С.12-15

5. Копейкина Е. Н. Построение процесса физического воспитания студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы : монография / Е. Н. Копейкина, О. Г. Румба, А. А. Горелов ; ГОУ ВПО "Белгородский гос. ун-т", Нац. гос. ун-т физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Балтийская педагогическая акад. - Белгород : Политерра, 2010. - 132 с.

6. Светличкина А.А., Доронцев А.В., Обухова Е.В. Нарушение процессов реполяризации миокарда сердца у студентов Астраханского ГМУ, занимающихся в спортивных секциях. III международная научно - практическая конференция. Тенденции развития психологии, педагогики и образования. Сборник научных трудов по итогам конференции. г. Казань 2016 г. - С. 48 - 50.

7.Салазникова Л. В. Влияние дыхательных упражнений на функциональное состояние студенток специальной медицинской группы: диссертация ... кандидата биологических наук / Л. В. Салазникова. - Волгоград, 2000. - 141 с

8. И.Е. Янкевич, Н.А. Зинчук, А.В. Доронцев // Астраханский педагогический журнал 213 т. 8 №1. - С. 326 - 329.  Психофизиологическая адаптация к спортивной деятельности слабослышащих футболистов.