Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Дисциплина «Физиология физической культуры и спорта» занимает одно из центральных мест при подготовке студентов бакалавров – будущих учителей физической культуры (направление «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура»). Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Изучение дисциплины «Физиология физической культуры и спорта» позволяет будущему учителю овладеть новыми знаниями о функциональных изменениях в организме под влиянием мышечной деятельности, освоить современные методы физиологического исследования, приобрести навыки экспериментальной работы. Глубокое изучение основных закономерностей деятельности организма человека дает возможность применить их в практической деятельности при организации учебно-тренировочного процесса [Седокова, 2009].

Дисциплина готовит будущих учителей физической культуры к решению следующих задач профессиональной деятельности: 1) изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

2) организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области; 3) организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; 4) осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Для освоения дисциплины «Физиология физического воспитания и спорта» студенты используют знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Анатомия», «Биохимия», «Здоровье сберегающие технологии физической культуры».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Основы биотехнологии хранения и переработки продуктов», «Методика обучения физической культуре», «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды», «Психология физической культуры и спорта», «Психодиагностика в физическом воспитании и спорте», «Биомеханика», «Лечебная физкультура и массаж».

Цель освоения дисциплины: формирование у будущих учителей физической культуры системы знаний в области физиологии физического воспитания и спорта.

Задачи освоения дисциплины: 1. Изучить возрастные физиологические особенности лиц, занимающихся физической культурой и спортом. 2. Овладеть знаниями o физиологических изменениях в организме, возникающих в процессе занятий физической культурой и спортом. 3. Выявить физиологические особенности отдельных видов спорта.

4. Изучить физиологические основы распределения нагрузки в период тренировок и соревнований. 5. Овладеть системой диагностики физиологических показателей при занятиях физической культурой и спортом.

В результате изучения дисциплины студент будет знать: основные функции органов, систем и целостного организма с механизмами их регуляции в покое и при мышечной деятельности разного характера и интенсивности (мощности) у людей разного возраста и пола; физиологические закономерности жизнедеятельности организма человека в процессе его мышечной деятельности и, в частности, в условиях напряженных спортивных нагрузок; факторы риска, нормы и правила безопасной организации и проведения занятий физической культуры и спортивных тренировок.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь: оценивать эффективность занятий физической культурой, анализировать технику двигательных действий, определять причины ошибок, находить и корректно применять средства, методы и методические приемы их устранения; выполнять основные физиологические методики исследований функций органов и систем человека и интерпретировать результаты измерений для правильного построения занятий физической культурой; подбирать и применять адекватные поставленным задачам современные научно обоснованные средства и методы обучения и организационные приемы работы с занимающимися [Гайворонский, 2007].

В результате изучения дисциплины студент должен владеть: методами адекватного планирования нагрузки в тренировочном процессе; способами планирования и проведения мероприятий по профилактике несчастных случаев на занятиях, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

Основные разделы дисциплины: 1) Введение в предмет «Физиология физической культуры и спорта». Общий обзор организма человека. 2) Физиология возбудимых тканей. 3) Физиология мышечной деятельности. 4) Вегетативные системы обеспечения мышечной деятельности. 5) Обмен веществ, энергообеспечение и гуморальная регуляция мышечной работы. 6) Физиология спортивной тренировки. 7) Физиологические основы занятий физической культурой и спортом детьми и подростками.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций и проведение лабораторных занятий.

Лекционные занятия направлены на формирование глубоких, систематизированных знаний в области физиологии физической культуры и спорта по разделам дисциплины.

Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий с элементами проблемного обучения, дискуссии. Часть лекционных занятий проводится с использованием информационных технологий. Тематика лекционных занятий: Физиология физической культуры и спорта как наука (лекция №1); Общий обзор организма человека (лекция №2); Физиология возбудимых тканей (лекция №3); Физико- химические механизмы процесса возбуждения (лекция №4); Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам (лекция №5); Мышечная система и ее функции (лекция №6); Механизм энергообеспечения мышц (лекция №7); Физиология спортивной тренировки (лекция №8); Физиологические основы занятий физической культурой и спортом детьми и подростками (лекция №9).

Лабораторные занятия направлены на углубление и расширение знаний о физиологических основах занятий физической культурой и спортом, физиологических особенностях различных видов спорта, возрастных особенностей построения тренировочного процесса, на формирование у студентов интегративного подхода к пониманию спортивной деятельности как частного случая мышечной деятельности, а также на закрепление навыков физиологических исследований организма спортсмена. На каждом лабораторном занятии проводится «входной контроль» (в баллах): опрос студентов по теоретическому материалу предстоящего занятия; выясняется подготовленность по самостоятельному выполнению лабораторной работы; оценивается знание цели, задач, приёмов использования оборудования, хода работы. Затем оценивается в баллах активность и правильность выполнения студентом работы, его способность аргументировать выводы и формулировать предложения. Каждую выполненную работу студенты оформляют в тетради и представляют преподавателю. Для этого в тетради указывают дату проведения работы, название работы, формулируют её цель, перечисляют оборудование, необходимое для проведения работы, фиксируют результаты (рисунки, схемы, таблицы), делают выводы и отвечают на контрольные вопросы.

Тематика лабораторных занятий: Физиологическое обоснование отбора детей и подростков к занятиям определенным видом спорта (занятие №1-2); Физиологическая характеристика функционального состояния организма при мышечной деятельности (занятие № 3-4); Физиологическая характеристика энергообеспечения и процессов организма регуляции при мышечной деятельности (занятие № 5-6); Адаптивные процессы при тренировке. Тренировка как факторы физического и эмоционального стресса (занятие №7); Влияние спортивной тренировки на работоспособность и здоровье человека (занятие № 8-9).

Особое место при изучении дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая предполагает подготовку к лабораторным занятиям, отчетам по разделам дисциплины, рубежным срезам, разработку вопросов, тестовых заданий, составление конспектов, выполнение реферативной работы, составление глоссария, разработку проекта (с последующей защитой).

В целом, изучение дисциплины «Физиология физической культуры и спорта» обеспечивает формирование у будущих учителей физической культуры следующих профессиональных компетенций. Общекультурные компетенции: способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования. Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности.

Список литературы

 

 

1.    Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия и физиология человека. М. Академия 2007.

2.   Седокова, М. Л. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для вузов/М. Л. Седокова, Л. Ф. Казионова, Т. А. Томова; под ред. С. В. Низкодубовой; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Изд. 2-е перераб., доп.-Томск: Издательство ТГПУ, 2009. – 331 с.