Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПРОЛЬЗОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
В связи с социальными преобразованиями в государстве, обновлением содержания школьного образования и повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени, проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает особое значение. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, способствует интенсификации умственной деятельности и как следствие быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Умственную работоспособность школьников на уроках повышенной трудности можно улучшить, если физкультурные паузы будут содержать упражнения с использованием методов древних оздоровительных систем востока. Одной из наиболее эффективных систем, оказывающей комплексное воздействие, как на психическое состояние человека, так и на физическое состояние является китайская оздоровительная гимнастика цигун. Однако на научно-методическом уровне возможности применения средств нетрадиционной гимнастики в целях предупреждения переутомления и повышения умственной работоспособности учащихся изучены недостаточно. Современный учебно-воспитательный процесс можно характеризовать наличием ряда противоречий, среди которых можно выделить следующие : -между стремлением к повышению эффективности обучения методом интенсификации умственной деятельности, в условиях дефицита учебного времени и негативным влиянием на здоровье детей повышенных учебных нагрузок; -необходимостью профилактики переутомления и повышения умственной работоспособности школьников, вызванного повышенными учебными и эмоциональными нагрузками и низкой эффективностью используемых с этой целью упражнений; -потребностью в разработке эффективных методов повышения умственной работоспособности детей и недостаточным теоретическим обоснованием применения данных методов в условиях общеобразовательных школ. Для повышения умственной работоспособности школьников на уроках обычно практикуют физкультурные минутки, состоящие из упражнений для снятия мышечного утомления, дыхательной гимнастики, самомассажа, воздействия на точки акупунктуры, упражнений для глаз, улучшения мозгового кровообращения, психической саморегуляции (релаксации). Как показывает практика упражнения не должны занимать много времени (максимум 5-10 мин), быть простыми в исполнении и эффективными, выполняться стоя или сидя за столом, учитывать возрастные особенности учащихся и требования гигиены. Приведем некоторые из апробированных нами упражнений комплекса. Упражнения для снятия мышечного утомления. Учебная деятельность школьника сопряжена с длительной, сидячей работой, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему. Когда мышцы не получают необходимого расслабления, падает уровень насыщения артериальной крови кислородом, быстро наступает утомление и снижение умственной работоспособности.
Классические физические упражнения применяются для снятия утомления в мышцах, и обеспечения отдыха центральной нервной системы. Упражнения могут быть статические, их можно выполнять на рабочих местах путем напряжения отдельных групп мышц с последующим расслаблением, или динамического это круговые движения, взмахи, наклоны, выпады, приседания, прыжки и т. д. Хорошо снимают мышечное утомление и упражнения на растяжку. В качестве физкультурных минуток очень популярна кинезиологическая гимнастика, она больше известна как пальчиковая гимнастика. Прикладная кинезиология - вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году Джорджем Гудхартом в США. Истоки кинезиологии следует искать в философских системах древнего Китая и Индии. Специальные кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Дыхательная гимнастика. Главная функция дыхания - газообмен, наш организм во время дыхания получает кислород и освобождается от излишков углекислоты, образующейся в результате обмена веществ. Глубокое, спокойное дыхание помогает расслабиться, делает разум более ясным, а так же наполняет легкие большим количеством воздуха, благодаря чему головной мозг и остальные органы получают необходимое количество кислорода. Кора головного мозга влияет на дыхательные движения для произвольной задержки дыхания, изменяет его ритм и глубину. А импульсы дыхательного центра влияют на тонус коры больших полушарий. Вдох и выдох по-разному воздействуют на функциональное состояние коры головного мозга и соответственно - на произвольную мускулатуру. Вдох - небольшой сдвиг в сторону возбуждения, а выдох - сдвиг в сторону торможения, т. е. вдох - возбуждающий фактор, выдох - успокаивающий. Если длительность вдоха и выдоха одинакова, то эти влияния нейтрализуют друг друга. Удлиненный вдох с паузой на высоте вдоха при укороченном выдохе необходим человеку для бодрости и повышения работоспособности. Энергичный, но короткий вдох с удлиненным выдохом и затем небольшая задержка дыхания дает успокоение и помогает расслабиться. На использовании этих способов дыхания и построена дыхательная гимнастика. основа и той, и другой гимнастики в дыхании, носовом дыхании, которое помогает избавится от самых разнообразных недугов. Упражнения для глаз. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного школьника огромная, а отдыхают они только во время сна. Кроме того, при напряженных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к близорукости. Первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги и мастера цигун создавая комплексы для всего тела, не забыли и о глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых. Упражнения для глаз разрабатывали многие ученые и врачи. У. Бейтс еще в начале прошлого века создал систему упражнений для глаз, опираясь на тот факт, что глаза нуждаются в систематической тренировке и отдыхе. Это учел и М. Норбеков, современный автор методики избавления от очков, также направленной на сочетание напряжения и релаксации органов зрения. Гимнастика для глаз способствует снятию утомления и служит профилактикой нарушения зрения. Суть ее в поддержании глазных мышцы в постоянном тонусе. Этому способствуют движения глаз во всех направлениях, не поворачивая при этом голову. Точечный массаж. Точечный массаж, зародившийся в Древнем Китае, имеет много общего с классическим. Но есть ряд отличительных особенностей: в частности массирующее воздействие направлено на особые линии, так называемые "меридианы", где сосредоточены биологически активные точки организма. Этот, так называемый точечный массаж, дает хороший эффект при профилактике утомления и лечении многих заболеваний. Психическая саморегуляция (релаксация, медитация). Релаксация (от латинского слова «relaxatio» - «расслабление») – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник.
Методы релаксации исторически являются наиболее ранними техниками телесно-ориентированной психотерапии и до сих пор остаются ее основными методами. В основе возникновения релаксационных методик лежат восточные духовно-религиозные практики, выработавшие свои техники психорегуляции. При проникновении в европейскую культуру эти эзотерические методы подвергались переработке, в первую очередь с точки зрения прагматического подхода. Первыми западными специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими свои техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц. Механизм релаксации заключается в следующем: уменьшаются потоки электрических импульсов, идущих от мышц в кору полушарий головного мозга, и от мышц к активирующей системе мозга, поддерживающей кору мозга в бодрствующем состоянии. Тем самым, снижение мышечного тонуса уменьшает приток информации от мышц к мозгу, что позволяет нашему мозгу отдохнуть и «перезарядиться» для дальнейшей плодотворной работы. Существует великое множество техник, приемов и методов, направленных на снятие напряжения и расслабление. Эффективность релаксации как специального метода изучена и доказана, возможности ее безграничны, но на практике ее в основном применяют как способ восстановления энергетического баланса организма. Хорошая релаксация помогает восстановить энергию тела и дать всем мышцам и суставам полноценный отдых. Отличное физическое состояние тесно связано с улучшением циркуляции крови и лимфы. Все органы, начиная с мозга и заканчивая конечностями, обогащаются кислородом, что стимулирует метаболические, дыхательные, пищеварительные и прочие функции организма, а, кроме того, у тела добавляется сил на преодоление стрессов. Анализ методов повышения умственной работоспособности показал, сходство принципов и приемов в современных разработках и древней китайской оздоровительной системе цигун. Несмотря на то, что эффективность оздоровительных методов цигун давно доказана, в научном мире существуют различные точки зрения на внутреннюю энергию и механизмы воздействия. Одни специалисты стремятся отнести всю систему к области нервных рефлексов, другие полностью принимают на веру «энергетическую теорию», изложенную в классических китайских текстах, третьи пытаются доказать реальное физическое присутствие меридианов и точек в тканях человеческого тела. Наиболее правильно, как считают отечественные и западные медики, искать объяснение в теории высшей нервной деятельности, в учении о рефлексах. Большая заслуга в изучении и внедрении восточных методов оздоровления в вашей стране принадлежит таким ученным как Русецкий И.И., Портнов Ф.Г., Тыкочинская Э.Д., Мечерет Л.Е.. Интересны работы западных ученных, это прежде всего Фьюи и Померанц. Цигун включает в себя медитативную практику и гимнастические упражнения, направленные на освобождение от телесных зажимов и энергетических блоков с помощью успокоения сознания, тела и эмоций. Цигун может использоваться в качестве релаксации и альтернативного лечения при стрессовых состояниях и болезни, а также для общей гармонизации организма, улучшения иммунитета, настройки работы органов и их систем. Традиционно, в основе понятия цигун лежит идея о существовании особой энергии ци, которая пронизывает весь мир, в том числе и каждого человека. Дословный перевод с китайского означает - работа с энергией (ци - энергия, гунн - действие, работа, умение). В более широком смысле цигун - это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания. Внешне данная практика напоминает оздоровительную гимнастику, для которой характерны плавные медленные движения. При этом решаются задачи гармонизации движения ци по организму - открытия каналов, формирование правильной структуры физического и энергетического тела. Упражнения цигун имеют ряд преимуществ перед обычными упражнениями физкультурных пауз. Они оказывают комплексное воздействие, как на психическое так и на физическое состояние человека. Названия упражнений создают смысловую привязку, настраивающий образ, который помогает быстрее включиться в процесс выполнения. К обычным физическим упражнениям организм быстро адаптируется и для поддержания стабильного эффекта нужно постоянно обновлять комплексы. Упражнения с использованием методов цигун, наоборот, чем дольше их выполняешь, тем значительнее эффект. Заниматься цигун может каждый, так как противопоказаний практически не существует. На основе классических упражнений цигун, могут быть разработаны комплексы, адаптированные к условиям школьных занятий. Правильная организация учебного процесса даѐт возможность предотвратить перегрузки и усталость школьников. В комплексе здоровье сберегающих технологий важным компонентом являются физкультурные паузы, они способствуют снижению утомляемости, улучшению умственной работоспособности, а также помогают учащимся осознать важность сохранения здоровья.

Мы предполагаем, что использование на уроках во время физкультурных пауз методов восточных оздоровительных систем, является эффективным средством профилактики утомления и повышения умственной работоспособности школьников. Упражнения комплексов цигун могут быть использованы в практике классных руководителей, учителей-предметников при работе с детьми школьного возраста.

 Список литературы
1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и еѐ динамика в процессе учебной и трудовой деятельности М.: Просвещение, 1968.-251с.
2. Асмолова В.Л. Десять тысяч путей к здоровью и долголетию. Традиционные оздоровительные упражнения Китая. Методическое пособие. - М.: София, 2004. – 352с.
3. Бах. Б. Лечебная гимнастика Цигун. – М.: АСТ, 2006.- 61с.
4. Гуандэ У. Цигун: гимнастика, философия, комплекс полного оздоровления. - М.: Эксмо, 2005. – 320 с.