05 ноября 2017г.
Актуальность работы. Спортивное скалолазание получило признание не только как соревновательный вид спорта, но также возросла его общественная роль, в связи с его включением в школьную программу во многих странах, а также в специальные программы, которые разрабатываются для людей с ограниченными возможностями [3, 5, 7].
Высокие спортивные результаты в скалолазании и их дальнейший рост напрямую зависят от уровня и качества взаимодействия всех видов подготовки: технической, тактической и физической [7].
Особое значение имеет физическая подготовка юных спортсменов, проживающих в гипокомфортных условиях Севера [2, 4, 6].
Для детей северного города характерна низкая двигательная активность [1, 2]. В связи с низкими температурами воздуха, длительной зимой и коротким летом – время пребывания на открытом воздухе сокращено до минимума [6]. Известно, что низкая двигательная активность является причиной низкой общей физической подготовленности детей-северян [4]. В литературных источниках отсутствуют данные о физической подготовке юных скалолазов, занимающихся данным видом спорта в условиях Среднего Приобья. В связи с этим изучение и оценка функциональных параметров и их зависимость от особенностей организации процесса физической подготовки представляется нам актуальной.
Цель исследования – исследовать показатели общей физической подготовки общей физической подготовки детей 8-10 лет, занимающихся скалолазанием и туризмом в условиях северного города.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им А.А. Пилояна (скалодром при МБОУ СОШ №32) и МБОУ лицей №1 г. Сургута. В обследование приняло участие 48 учащихся вторых-четвертых классов 8-10 лет.
В экспериментальную группу (ЭГ, скалолазы) вошли учащиеся, занимающиеся по три часа в неделю на уроках физической культуры и посещающие тренировочные занятия в спортивной секции по скалолазанию на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им А.А. Пилояна (скалодром при МБОУ СОШ №32) (тренер З.В. Савкина) по три часа в неделю. Объем двигательной активности в данной группе составил шесть часов в неделю.
Скалолазы ЭГ занималась по программе «Скалолазание для ДЮСШ и СДЮСШОР» (2006). Дети ЭГ дополнительно выполняли комплексы специализированных упражнений для повышения показателей общей физической подготовленности. Разработанные специализированные упражнения для развития физических качеств юных скалолазов, включали скоростно-силовые упражнения, направленные на развитие силы мышц ног, рук, брюшного пресса, «цепкости», выносливости и гибкости.
Контрольную группу (КГ, туристы) составили учащиеся, занимающиеся на уроках физической культуры по три часа в неделю и посещающие тренировочные занятия в спортивной секции по туризму при МБОУ лицей №1 (тренер Г.А. Волкова) по три часа в неделю. Скалолазание входит в тренировочный процесс юных туристов.
Содержание занятий по физической культуре соответствует комплексной программе по физическому воспитанию во вторых-четвертых классах. В каждой группе по состоянию здоровья дети принадлежали к одной медицинской группе (основная).
Контрольно-педагогические испытания проводились в начале (в сентябре) и конце (в мае) исследования для определения уровня физической подготовленности и функционального состояния организма исследуемых.
Программа тестирования общей физической подготовки (ОФП) включала следующие упражнения: прыжок в длину с места (см), наклон вперед сидя (см), сгибание-разгибание рук в упоре лежа (количество раз), подтягивания на высокой перекладине (количество раз), бег 30 м (с), бег 6 мин (м), присед «пистолетик» (количество раз), подъем ног в висе на перекладине (количество раз), лазание 9 м (с), вис на прямых руках на фингеборде (с), прыжки вверх из глубокого приседа (см).
Сравнительный анализ показателей ОФП между скалолазами (ЭГ) и туристами (КГ) до эксперимента показал (табл. 1), что значимых различий между группами не обнаружено ни в одном из тестов (p>0,05). Показатели ОФП незначительно отличались друг от друга по каждому их тестов.
Таблица 1
Сравнительная характеристика показателей общей физической подготовленности детей 8-10 лет, занимающихся скалолазанием и туризмом до эксперимента (M±m)
Программа тестов
|
Группы
|
Достоверность
отличия результатов, Р
|
Скалолазы, n=24
|
Туристы, n=24
|
Бег 30 м, с
|
6,5±0,18
|
6,3±0,20
|
p>0,05
|
Прыжок в длину с места, см
|
124,0±6,82
|
120,4±6,32
|
p>0,05
|
Подтягивания, кол-во раз
|
2,5±1,04
|
2,8±0,75
|
p>0,05
|
Сгибание-разгибание рук в упоре
лежа, кол-во раз
|
8,9±1,34
|
8,9±1,98
|
p>0,05
|
Бег 6 мин, м
|
750,0±35,75
|
790,0±34,80
|
p>0,05
|
Наклон вперед сидя, см
|
7,0±1,88
|
7,0±0,86
|
p>0,05
|
Присед «пистолетик»,
кол-во раз
|
11,2±0,93
|
11,1±1,53
|
p>0,05
|
Подъем прямых ног в висе на
перекладине, кол-во раз
|
3,4±0,83
|
3,8±0,42
|
p>0,05
|
Лазание 9 м, с
|
29,8±1,12
|
29,9±1,60
|
p>0,05
|
Вис на прямых руках на
фингеборде, с
|
14,3±0,89
|
13,5±1,30
|
p>0,05
|
Прыжки вверх из глубокого
приседа, см
|
14,9±1,19
|
14,3±0,91
|
p>0,05
|
Сравнительная характеристика показателей общей физической подготовленности между ЭГ и КГ после эксперимента показана в табл. 2. В показателях ОФП после эксперимента наблюдалась положительная динамика как в ЭГ, так и в КГ. Показатели ОФП ЭГ достоверно превосходили показатели ОФП КГ по всем тестам (при p<0,05).
Сравнительная характеристика показателей общей физической подготовленности детей 8-10 лет, занимающихся скалолазанием и туризмом после эксперимента (M±m)
Таблица 2
Программа тестов
|
Группы
|
Достоверность
отличия результатов, Р
|
ЭГ, n=24
|
КГ, n=24
|
Бег 30 м, с
|
5,6±0,13
|
6,0±0,14
|
p<0,05
|
Прыжок в длину с места, см
|
170,0±6,37
|
149,5±4,56
|
p<0,05
|
Подтягивания, кол-во раз
|
4,6±1,42
|
3,8±0,29
|
p<0,05
|
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа,
кол-во раз
|
20,1±2,72
|
15,8±1,03
|
p<0,05
|
Бег 6 мин, м
|
1060,0±10,00
|
850,0±32,49
|
p<0,05
|
Наклон вперед сидя, см
|
14,0±1,99
|
10,4±1,04
|
p<0,05
|
Присед «пистолетик»,
кол-во раз
|
22,1±4,01
|
12,2±0,84
|
p<0,05
|
Подъем прямых ног в висе на
перекладине, кол-во раз
|
8,3±2,60
|
4,0±0,33
|
p<0,05
|
Лазание 9 м, с
|
22,6±1,93
|
28,7±1,24
|
p<0,05
|
Вис на прямых руках на
фингеборде, с
|
56,3±4,65
|
14,5±1,37
|
p<0,05
|
Прыжки вверх из глубокого
приседа, см
|
26,7±1,61
|
15,7±0,73
|
p<0,05
|
Сравнительный анализ результатов тестирования показал, что применение специализированных упражнений по общей физической подготовке позволило качественно повысить уровень развития физических качеств (необходимых скалолазу для роста спортивного результата), что выразилось в достоверном повышении показателей общей физической подготовленности детей 8-10 лет ЭГ, по сравнению с КГ. Так, прирост в тестах ОФП в ЭГ составил: «бег 30м» – 16,1%, «прыжок в длину с места» – 37,1%, «подтягивания» – 84,0%, «сгибания-разгибания рук в упоре лежа» – 125,8%, «бег 6 мин» – 41,6%, «наклон вперед сидя» – 100,0%, «присед пистолетик» – 97,3%, «подъем ног в висе на перекладине» – 144,1%, «лазание 9 м» – 76,6%, «вис на прямых руках на фингеборде» – 293,7%, «прыжки вверх из глубокого приседа» – 79,2%.
В ходе исследования доказана эффективность применения специализированных упражнений общей физической подготовки в тренировочном процессе юных скалолазов и их положительное влияние на показатели общей физической подготовленности в условиях северного города.
Список литературы
1. Бушева Ж.И., Волкова Г.А., Аустер А. В. Влияние занятий туризмом на функциональные показатели младших школьников [Электронный ресурс] // Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни: новые взгляды и решения: мат-лы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием, г. Саранск 5-6 декабря 2012 года. Режим доступа: //conference- mgpi.ru/1.html
2. Бушева Ж.И, Волкова Г.А. Общие подходы к формированию физического здоровья школьников- туристов // Актуальные проблемы современного образования в регионах: сб. науч. статей мат-лов
Всерос. науч. конф. / под ред. Ж.И. Бушевой. Сургут: Типография «Винчера», 2015. С. 8-12.
3. Новикова Н.Т. Оценка уровня подготовленности скалолаза // Вопросы физического воспитания студентов: межвузовский сборник / Отв. редактор А.И. Зорин. СПбГУ, 2001. № 26. С. 93-96.
4. Отраднов В.Ю., Отраднова Л.М., Бушева Ж.И. Влияние оздоровительных средств туризма на организм детей младшего школьного возраста // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: мат-лы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.участием: в 2 т. / под ред. С.И. Логинова. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. – Т.II. – С. 171-174.
5. Савкина З.В. Развитие физических качеств у скалолазов 8-10 лет средствами специальной физической подготовки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkolnie.ru/sport/24112/index.html/
6. Шилов Р.В., Бушева Ж.И. Влияние модифицированной программы по спортивному туризму на показатели физической подготовленности туристов-пешеходников первого года обучения // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: мат-лы XIII-ой Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2014. – Т. 2. – С. 121-124.
7. Hill P. Technical Mountaineering / P. Hill. Washington, 2008. 272 p.