Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Введение

Художественная гимнастика – это один из самых красивых сложнокоординационных видов спорта. При этом достижение сложности и красоты возможно только при совершенной технике профилирующих элементов, на технической основе которых базируется выполнение других. В настоящее время, тенденциями в художественной гимнастике  на современном этапе  ее  развития является уменьшение количества элементов соревновательных программ видов многоборья и увеличение требований к качеству выполнения этих элементов. Однако до сих пор наиболее распространенными методами оценки техники остаются визуальная экспертная оценка и педагогическое тестирование. Учитывая, что данный подход не всегда дает возможность объективно судить о качестве выполнения двигательных действий, и, следовательно, целенаправленно и корректно осуществлять подбор упражнений технической подготовки, необходим поиск и применение более глубоких научных знаний о технике выполнения элементов гимнастики, а также поиск объективных методов ее оценки. В связи с чем, объективным критерием технического мастерства впервые был предложен коэффициент реципрокности [1,2-5].

Организация исследования

В исследовании принимали участие студентки специализации «художественная гимнастика ВЛГАФК, имеющие различную квалификацию – от 1 взрослого разряда до мастера спорта. Они выполняли по три попытки каждого из предложенных профилирующих упражнений в стандартных условиях. Результаты, полученные в ходе электромиографии, подверглись математическому анализу.

Результаты исследования

Анализируя координационные взаимоотношения системы мышц «агонист-антагонист» при выполнении всех профилирующих упражнений было установлено, что КРМ в среднем варьирует от 40 до 66 % при норме до 15 % (Табл.1)[2].


То есть, в процессе выполнения фазы реализации двигательного действия, фиксации формы движения, все мышцы в равной степени активны, что очень важно с технической точки, как для гимнастки, так и для эксперта, имеющего возможность констатировать степень качества выполнения. Полученные факты указывали на необходимость применения хореографической подготовки в процессе освоения технических элементов. Именно она формирует «мышечный корсет» гимнастки, способность демонстрировать при необходимости оптимальную амплитуду электрической активности мышц антагонистов при отсутствии видимого напряжения.

Исходя из этого, для тренеров были разработаны примерные блоки упражнений хореографии для освоения алгоритма обучения профилирующим элементам (поворотам, равновесиям, прыжкам) с учѐтом компонентов двигательной памяти гимнасток (Примерные блоки упражнений хореографии для освоения алгоритмов обучения профилирующих  элементов  для  гимнасток  перворазрядниц  (повороты,  равновесия,  прыжки)  с  учѐтом компонентов их двигательной памяти):

1.   Блок упражнений на формирование точности воспроизведения амплитуды движений руками;

2.   Блок упражнений на формирование точности воспроизведения амплитуды движений ногами;

3.    Блок упражнений на формирование точности «положений - поз» в пространстве, точности мышечных усилий (равновесная подготовка);

4.   Блок упражнений на формирование «мышечного корсета» (точность мышечных усилий);

5.    Блок упражнений на развитие активной гибкости в тазобедренном суставе (точность воспроизведения амплитуды движений ногами);

6.     Блок упражнений на развитие пассивной гибкости (точность воспроизведения амплитуды  звеньями тела).

 Таким образом, в основе качественного выполнения профилирующих элементов, обеспечивающего высокую экспертную оценку, лежит  целесообразная активация и высокая реципрокность мышц, создающих мышечный тонус и как следствие минимум непреднамеренных колебательных движений, чѐткую фиксацию параметров движения и точное воспроизведение кинематических характеристик. Выполнение упражнений с расслабленными мышцами ведет к искажению техники элемента или падению. Это подтверждается установленными корреляционными взаимосвязями КРМ(%)и экспертной оценки за технику исполнения профилирующих элементов (Рисунок 1).


Коэффициент реципрокности (%) зависит от таких показателей как: 1) уровня технического мастерства; 2) степени утомления; 3) степени сложности и формы (равновесия, повороты, прыжки) выполняемого упражнения;

4)    вида равновесия выполняемого элемента (динамическое, статическое).

Обобщая выше сказанное, можно констатировать, что обучение профилирующим упражнениям в решающей степени зависит от точной, скоординированной деятельности мышечного аппарата гимнастки.Все профилирующие упражнения, такие как сохранение равновесия (статического или динамического) или прыжки, требуют определѐнной фиксации позы в фазе реализации движения (в соответствии с требованиями правил соревнований).

Решение данной двигательной задачи возможно только при наличии: - навыков реализации соответствующей динамической осанки (прямой, прогнутой, согнутой), - автоматизированного навыка балансирования, способности к быстрой и точной дифференцировке ускорений, скоростей и суставных углов. При этом существенным моментом техники выполнения,  как статических, так и динамических равновесий является степень электрической активации работающих мышц и координационные взаимоотношения системы «агонист – антагонист».Именно они определяют реактивность мышечного аппарата, позволяют гимнастке своевременно предотвращать случайные колебания свободными конечностями, т.е. увеличивают управляемость системы и, следовательно, способствуют быстрому освоению новых сложнокоординационных элементов.

Учитывая, что современная художественная гимнастика характеризуется включением в программы разноструктурных элементов, требующих повышенного уровня освоения статических и динамических равновесий, необходимо делать акцент именно на учѐт данных  факторов в системе профилирующей (технической) подготовки.

 

Список литературы

1.      Гимнастика: теория и практика: метод. прил. к журналу «Гимнастика»/ авт.-сост. Н.Г. Сучилин; Федерация спортивной гимнастики России. – Вып. 1. – М.: Советский спорт, 2010. – 88 с.: ил.

2.      Городничев, Р.М. Спортивная электронейромиография / Р.М. Городничев. – Великие Луки: ВЛГАФК, 2005. – 230 с.

3.      Самсонова, А.В. Биомеханика мышц: учебно-методическое пособие / А.В. Самсовнова, Е.Н. Комиссарова / Под ред. А.В. Самсоновой / Санкт-Петербургский гос. ун-т физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.:, 2008. – 127 с.

4.      Семенов, Д.В. Технология подготовки гимнастов на этапе начальной спортивной специализации на примере освоения профилирующих гимнастических упражнений: дис. … канд. пед. наук / Д.В. Семенов. – Великие Луки, 2010. – 158 с.

5.      Факторы, предопределяющие успешность освоения и выполнения равновесий в художественной гимнастике / И.А. Винер, Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Ю.В. Розыченкова, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 6 (88). – С. 16-21.