14 февраля 2016г.
Актуальность.
Проблема, связанная с формированием нарушений двигательной сферы глухих и слабослышащих существует уже долгие годы. Авторы на протяжении многих лет [2, 5] указывают на наличие низких показателей при проявлении физических качеств и физических способностей, при чем значения данных показателей зависят от степени слуховой депривации.
На протяжении всего времени авторы предлагали различные методики формирования и коррекции отстающих показателей физической подготовленности детей и подростков с нарушением слуха, параллельно доказывая их эффективность [1, 3, 4].
На сегодняшний день в физическом воспитании глухих предложено достаточное количество коррекционных методик. Но несмотря на их многообразие они практически не содержат в себе процесса обучения технике выполнения физических упражнений. Основное внимание в коррекционных школах I, II вида отводится на общую двигательную активность, которая с возрастом для слабослышащих и глухих школьников становится не эффективна, поскольку воспитанники попросту теряют к ней интерес. Не освоенная школьниками техника основных двигательных действий создает дополнительные сложности и не желание выполнять физические упражнения[5].
Исходя из вышеизложенного целью работы является формирование отстающих показателей физической подготовленности подростков 12-14 лет с нарушением слуха.
Методы исследования: тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, формирующий педагогический эксперимент.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют нам говорить, что показатели физической подготовленности школьников с патологией слуха имеют значимую разницу (p<0,05) с соответствующими показателями здоровых школьников. А именно это выражается в скоростно-силовой подготовленности (прыжок в длину с места и метание набивного мяча из положения сидя), в быстроте и двигательной координации (бег 30 метров, челночный бег и бег змейкой), в гибкости и статическом равновесии (наклон вперед из положения сидя и проба Ромберга). Однако результаты тестирования динамической силы и общей выносливости (подтягивание на перекладине, подъем туловища в сед из положения лежа и шестиминутный бег) достоверно не значимы (p<0,05).
Изучение научно-методической литературы, а также результаты исследования свидетельствуют нам о необходимости внедрения в условиях коррекционной школы I, II вида специальной методики формирования физической подготовленности у школьников 12-14 лет с нарушением слуха, которая основана на обучении технике основных упражнений легкой атлетики и баскетбола благодаря специфичным для детей данной категории технологиям.
Разработанная методика осуществлялась на протяжении двух лет два раза в неделю на уроках физической культуры в течении 15-20 минут в рамках вариативного блока, а также при помощи внеурочных форм физического воспитания в условиях школы-интерната I, II вида.
Методика формирования отстающих показателей физической подготовленности подростков 12-14 лет с нарушением слуха
На уроках легкой атлетикимы применяли бег и прыжки через ограничители. В качестве ограничителей мы использовали конусы, фишки, поролоновые прямоугольники.
Данные средства способствуют развитию двигательной координации и двигательному мышлению. При помощи искусственных препятствий подростки вынуждены выполнять упражнения по заданной амплитуде и траектории движений.
На уроках легкой атлетикинами использовались старты, прыжки и метания по включению красной лампочки, которая расположена в близи от занимающихся.Парные и групповые старты выполнялись подростками из различных исходных положений, что ранее на практике осуществить не получалось. Кроме того лампочки, встроенные в стартовые колодки позволили осуществлять полноценное обучение технике бега с низкого старта.
Преимущество данных средств выражается в повышении концентрации внимания школьников, увеличении моторной плотности урока и в эффективном формировании скоростно-силовых способностей и быстроты.
С целью формирования двигательной координации, быстроты, становления качеств личности, положительного психоэмоционального воздействия нами применялись коррекционно-оздоровительные подвижные игры и эстафеты с мячом. А также осуществлялось обучение техническим элементам баскетбола.
Формирование показателей гибкости осуществлялось при помощи элементов стретчинга. Данный раздел максимально способствовал коррекции гибкости, а также положительно воздействовал на нервную систему.
Экспериментальное обоснование методики формирования отстающих показателей физической подготовленности подростков 12-14 лет с нарушением слуха
На Рисунках 1, 2 наглядно продемонстрирован прирост показателей физической подготовленности учащихся 12-14 лет экспериментальной и контрольной группы за время эксперимента в процентах.
По истечению
двух
учебных
лет
формирующий
эксперимент привел к следующим
результатам: в экспериментальной группе девушек среднего школьного
возраста
показатели
физической подготовленности выросли от 7% до 130%; в экспериментальной группе юношей – от 8,6% до 60,8%; в контрольной группе девушек– от 2,5% до 20%; в контрольной группе юношей – от 3% до 31%.
Таким образом,
экспериментальной обоснование методики формирования отстающих показателей физической подготовленности подростков 12-14 лет с нарушением слуха предопределяет свою эффективность.
Список литературы
1. Голозубец, Т.С. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего
школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры :дис.
… канд. пед. наук / Т.С. Голозубец – Хабаровск, 2005. – 172 с.
2. Горбунова, О.В. Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями средствами оздоровительной аэробики:автореф. дис. … канд. пед. наук / О.В. Горбунова. – Хабаровск, 2008. – 21 с.
3. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / А.А.Дмитриев. – М., 2002. – 23 с.
4. Ермолаева, А.А. Структура учебной программы физического воспитания младших школьников с акцентированием оздоровительной направленности легкоатлетических упражнений :автореф. дис. … канд. пед. наук / А.А. Ермолаева. – Волгоград, 1999. – 22 с.
5. Шатунов Д.А. Формирование исследуемых показателей физического здоровья, физической подготовленности и снижение тревожности у школьников 12-14 лет с нарушением слуха в рамках разработанной модели
физического воспитания / Д.А. Шатунов // Фундаментальные исследования. – Москва, 2015. – № 2 (23). – С. 5207-5213.