Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Ключевые слова: Общее недоразвитие речи, тяжелые нарушения речи, акалькулия, дискалькулия, дисграфия, корреляционная зависимость, сукцессивные функции.

Современные требования, которые предъявляет ребёнку социум, как к личности всесторонне и динамично развивающейся, определяют необходимость знакомить детей с логикой счетной деятельности еще в дошкольном возрасте, поскольку эта деятельность имеет огромное значение для развития когнитивных процессов ребенка.

Счетная деятельность представляется весьма сложным психологическим процессом. Овладение самыми простыми счетными операциями возможно при условии достаточно высокого уровня развития мышления, восприятия, памяти, представлений. Для успешного усвоения математических знаний необходима сформированность многих психических процессов. По достоверному утверждению многих авторов, одной из важнейших предпосылок овладения счетной деятельностью является речь. [3,6,8]

Наиболее часто встречающимся речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. В современных исследованиях общего недоразвития речи изучаются нарушения различных компонентов речевой функциональной системы и отмечается, что эти нарушения, как следствие, приводят к трудностям усвоения не только навыков чтения, письма, но и счета [6,9]. Причём, нарушения счёта (дискалькулия), согласно статистическим данным, отмечается у большинства детей с общим недоразвитием речи. Таким образом, между тяжёлыми нарушениями речи и нарушением счётной деятельности определённо существует корреляционная зависимость.

Среди нарушений процесса овладения математическими понятиями ученые выделяют дискалькулию как специфическое нарушение счетных навыков, которые обнаруживаются на начальной стадии обучения детей счету [5]. Дискалькулия является распространенным видом нарушений овладения счетной деятельностью. По мнению Л.Б. Баряевой, дискалькулия является следствием недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка [1]. Дискалькулия представляет собой нарушение счетной деятельности у детей, которое негативно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, его социализации. Овладение счетными операциями и знание математики необходимо в повседневной жизни. Математика является базой для формирования многих представлений не только в точных науках, но и в области естествознания, способствует адекватному погружению ребенка в область товарно-денежных отношений. Предрасположенность дошкольников с общим недоразвитием речи к возникновению дискалькулии объясняется действием различных факторов, определяющих характер дефицитарности вербальных и невербальных психологичеких функций, значимых для овладения счетом. Необходимо отметить, что представления ученых о дискалькулии у детей неравнозначны. Некоторые исследователи, такие так С.Л. Шапиро, А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, отмечают, что дискалькулия не является изолированным  расстройством, а весьма часто сопровождается нарушениями овладения письменной речью. Это, как правило, проявляется у учащихся с тяжелыми нарушениями речи [3,7,9]. Дискалькулия рассматривается здесь во взаимосвязи с дисграфией, когда дети допускают ошибки в написании чисел, смешивают позиции цифр при проведении письменных счетных операций. В качестве механизма дискалькулии здесь следует выделить гностико-праксические нарушения, как предпосылки возникновения данного нарушения. Имеет место и другой подход к дискалькулии, основанный на выделении трудностей обучения счетной деятельности. Исходя из этого, были определены  отдельные,  немногочисленные  случаи  «чистой»  дискалькулии. (Е. Guttman) [7]. Здесь основные трудности наблюдаются в умственных операциях счета: детям сложно сравнивать количество ударов, считать количество ударов в заданном ритме, и подобные действия, связанные с работой ряда анализаторов (в частности слухового) при восприятии звуковых сигналов. Такой подход основан на психологической концепции дискалькулии. Данное нарушение связано с несформированностью мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания, мышления. При исследовании детей с нарушениями чтения, письма и счета, подтверждается факт выявления у них расстройства рядообразования и воспроизведения автоматизированных рядов (нарушение порядкового счета, называния дней недели, месяцев и т. д.), которое определяется как расстройство сукцессивных функций [5]. При этом отмечается несформированность сложных действий, которые состоят из ряда последовательных операций, неполноценность развития пространственных функций: пространственной ориентировки, пространственного восприятия. У данных детей существенно нарушены процессы логического, математического мышления, наблюдается неуспеваемость по математике. И что весьма важно, возникают затруднения при анализе, синтезе, классификации, обобщения и др. Наблюдаются нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти. С точки зрения эмоционально-волевой сферы, у учащихся с дискалькулией отмечается психическая истощаемость, низкая работоспособность, инертность психических процессов.

Исходя  из  нейропсихологических   концепций,   А. Гермаковска,   А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева и другие, выделяют связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций [3,5,6]. Это третий подход, который строится на основе нейропсихологических концепций. Исследователи считают, что системные нарушения речи, несформированность фонематических функций, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, расстройства чтения и письма, оказывают негативное влияние на процесс овладения счетными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач.

Выделение тех или иных видов дискалькулии является относительным, так как в большинстве случаев ее механизмы и симптоматика носят сложный характер и обусловлены не одним, а несколькими факторами. У детей чаще всего проявляются проявления различных видов дискалькулии.

Исходя из рассмотрения современных подходов к формированию счетных навыков у дошкольников, возникает необходимость выявления факторов риска возникновения дискалькулии в дошкольном возрасте и проведение логопедической работы по ее профилактике. Профилактика дискалькулии – это предупреждение возможных отклонений в формировании счетной деятельности, нарушений в овладении лексико-грамматическим строем речи на основе математической терминологии, нарушений в овладении и понимании математической символики и т. п., что обусловливает необходимость совершенствования логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Необходимость предупреждения специфических нарушений овладения школьными навыками детьми с общим недоразвитием речи и недостаточная теоретическая разработанность вопросов профилактического воздействия в этой области позволяет утверждать об актуальности вопроса к современному пониманию в педагогике и логопедической практике такого явления, как дискалькулия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

 1.        Между общим недоразвитием речи и дискалькулией у детей существует корреляционная зависимость, учёт которой позволяет обосновать принципы, методы и приёмы профилактики дискалькулии, начиная с дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи.

2.    Развивая когнитивную, сенсомоторную сферу детей с общим недоразвитием речи, необходимо проводить систематическую работу по развитию сукцессивных функций как в учебной, так и в игровой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

 

Список литературы

 

 

1.    Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. "Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью.": МЦНИП; Киров; 2013.— 180 c.

2.        Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена, СОЮЗ, 2002. - 479 с.

3. Гермаковска А. Коррекция дискалькулий у школьников с тяжелыми нарушениями речи. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1992. 21с.

4.       Кондратьева С.Ю. Профилактика дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. Дис. канд. пед. наук. — СПб., 2006. 20 с.

5.   Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 286 с.

6.     Лалаева, Р. И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие /Р. И. Лалаева, А. Гермаковска – СПб. : Издательство «Союз», 2005. – 176 с.

7. Лалаева Р.И. Дискалькулии у детей / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – №2. – С. 7–9

8.    Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. -368 с.

9.       Чиркина Г.В. Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития — 2007 № 5, 1219. с

9. Шапиро С.Л. К истории вопроса о дискалькулиях у школьников /Опыт изучения аномальных детей. Л.: J И ПИ им. А.И.Герцена, 1978. - 64-66 с.