14 февраля 2016г.
В своем ежегодном Послании народу Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, освещая вопрос дальнейшего развития системы образования в Казахстане, особое внимание уделил модернизации области дошкольного образования, заострив внимание на обеспечении полного охвата детей с ограниченными возможностями качественным дошкольным обучением и воспитанием. Президент отметил, что создание условий по оказанию помощи таким детям в их социальной реабилитации и адаптации – одна из важнейших задач на пути развития системы образования в Казахстане [1].
Речь, несомненно, является одной из ярких способностей человека. Речь каждого человека индивидуальна, в ней отражаются особенности мыслительной деятельности, характера и темперамента. Используя речь, люди вступают в активное взаимодействие друг с другом и социумом, накапливая социальный опыт. Как и у нормально развивающихся детей, социальный опыт ребенка с нарушением интеллекта формируется под воздействием общественных отношений и связей, базируясь на общении с другими людьми.
У детей с нарушением интеллекта речь в своем развитии кардинально отличается от речи обычного ребенка. Стоит отметить, что отставание в развитии речи у таких детей наблюдается с младенческого возраста и продолжает систематически накапливаться в будущем. Многие дети с нарушением интеллекта не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к 4-5 годам.
Проведенный анализ исследований показал, что у таких детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: несформированны внимание, мышление, память, имеются трудности в установлении эмоционального контакта со взрослым, а также наблюдаются серьезные проблемы при развитии ручной моторики. Все эти важные факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также ее грамматического строя [2].
Исходя из этого, к дошкольному возрасту у всех детей, имеющих нарушение интеллекта, наблюдается ощутимое речевое недоразвитие, которое, несомненно, способствует возникновению речевого барьера в дальнейшем. Для того чтобы преодолеть этот барьер и выработать у ребенка грамотную, четкую речь, которая в дальнейшем станет главным инструментом его личностного роста и взаимодействия с социумом, необходимо непрерывно вести коррекционную работу по формированию речевых предпосылок.
У детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, поверхность мышления, замедленный темп развития речи и ее своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость в области эмоционально-волевой сферы. Речь - наиболее ранняя функция, активно развивающаяся с первых лет жизни ребенка. Но она, как правило, оказывается и наиболее ранимой.
Анализ научных трудов российских ученых, таких как Стребелева Е.А. [3], Хватцев М.Е. [4], Эльконин Д.Б. [5], позволил сделать вывод, что основным препятствием в овладении связной речью детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта является отсутствие у них сформированных речевых предпосылок. Под речевыми предпосылками следует понимать сформированность таких процессов высшей нервной деятельности как мышление, внимание, память, восприятие, а также развитая ручная моторика и умение устанавливать эмоциональный контакт со взрослым. Как было сказано ранее, дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта испытывают существенные трудности при овладении этими навыками.
В настоящее время, следуя направлению развития сферы образования, заданному главой Республики Казахстан, в нашей стране растет количество дошкольных учреждений, развивающих центров и психолого- педагогических консультаций, занятых научными и практическими проблемами организации коррекционно- развивающего обучения, направленного на формирование речевых предпосылок, а также на развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
На сегодняшний день существует множество дидактического материала, направленного на развитие отдельных функций высшей психической деятельности. Подбор материала по каждому пункту отнимает большое количество времени и существенно тормозит коррекционно-развивающий процесс по формированию речевых предпосылок у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Изучив имеющийся материал и выявив основные недостатки, нами было разработано электронное учебное пособие «Формирование предпосылок речевого развития у умственно отсталых детей дошкольного возраста», которое представляет комплекс дидактических игр, ориентированных на развитие всех функций высшей психической деятельности, мелкой моторики, улучшение навыков налаживания эмоционального контакта ребенка со взрослым, а также развитие памяти, что в целом способствует организации более эффективного и непрерывного коррекционно-развивающего процесса при обучении детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Пособие предназначено для учителей-дефектологов, воспитателей специальных дошкольных учреждений, а также для родителей, которые могут использовать его для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий со своими детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии.
Структура данного электронного учебного пособия представлена на Рисунке 1.
Рис.1. Структура электронного учебного
пособия
«Формирование предпосылок
речевого
развития у умственно отсталых детей дошкольного возраста»
Некоторые разделы включают в себя подразделы. Каждый раздел имеет краткое описание особенностей того или иного процесса высшей психической деятельности умственно отсталых дошкольников, а также набор дидактических игр, направленных на формирование и развитие конкретных навыков. Благодаря удобному интерфейсу работа с электронным учебным пособием не составит труда.
Все дидактические игры, представленные в нашем электронном учебном пособии, имеют название, цель, список оборудования, необходимого для проведения игры, а также ход игры с подробными инструкциями.
В приложении располагаются авторские рисунки, которые являются наглядным сопровождением к разделу «Мышление». Раздел состоит из 8 специальных дидактических игр. Игры, собранные в разделе, главной задачей ставят перед собой формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и природе
окружающей
действительности.
Дети постепенно начинают знакомство с дикими
и
домашними животными, изучают их повадки, внешний вид, особенности питания, пользу для человека; учатся различать домашних и диких птиц; знакомятся с основными предметами быта (посуда, мебель) и их предназначением; учатся правильно дифференцировать зимнюю, летнюю одежду и обувь. Фрагмент интерфейса ЭУП представлен на Рисунке 2.
Рис.2. Фрагменты интерфейса программы для ЭВМ – ЭУП
«Формирование предпосылок речевого развития у умственно отсталых детей дошкольного возраста»
Таким образом, разработав данную программу в помощь педагогам-дефектологам, а также родителям, мы сформулировали следующие рекомендации по использованию программы для ЭВМ - ЭУП «Формирование предпосылок речевого развития у умственно отсталых детей дошкольного возраста»:
1.
Знакомство с разделами «Аннотация» и «Пояснительная записка» для ознакомления с коррекционно- развивающей направленностью программы.
2.
Работу по формированию предпосылок речи следует начать с раздела «Формирование эмоционального общения ребенка со взрослым».
3.
Рекомендуется проходить в разделы в установленном порядке, не забегая вперед или пропуская разделы. Раздел «Развитие внимания» содержит весь необходимый дидактический материал для занятий с ребенком.
4.
В ходе коррекционно-развивающего процесса особое внимание следует уделить разделу «Восприятие формы и величины»
5. В процессе работы по формированию мышления рекомендуется следовать очередности
прохождения дидактических игр, а также использовать прикрепленные к каждой игре картинки для более полного восприятия и усвоения ребенком материала.
6.
Раздел «Развитие ручной моторики» призван помочь детям развить навыки ручных умений.
7.
Дидактические
игры,
которые
содержатся
в
разделе
«Развитие
памяти», призваны помочь
детям дошкольного возраста развить память и другие познавательные функции.
Список литературы
1.
www.akorda.kz
2. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2001. — 208 с
3. Стребелева Е. А. О результатах научных исследований в области дошкольной олигофренопедагогики // Дефектология. — 2010. — №3. — С. 22—28.
4.
Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 1. – М.:Гуманит. издат.
центр ВЛАДОС, 2009. — 272 с.
5.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте — М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 335 с.