14 февраля 2016г.
Воспитание ребенка начинается с рождения. Характер будущего человека, его способности, умение правильно излагать свои чувства и мысли формируются у ребенка в раннем детстве от рождения до трех лет. Эти способности нужно развивать и от того насколько хорошо будут развиты эти умения, навыки и способности зависит будущая база личности ребенка.
Дети проживающие в доме ребенка являются наиболее уязвимой категорией детей. Все они попали сюда не случайно, кто-то по физическим показателям, семьи других детей оказались в тяжелой жизненной ситуации. Воспитывать и развивать детей перенесших и без того много испытаний и жизненных невзгод нелегко. Иногда такие дети и вовсе не могут привыкнуть к чуждой им обстановке дома ребенка. Именно поэтому Правительством Российской Федерации и Министерством здравоохранения предусмотрено внедрение «семейной модели» проживания детей в домах ребенка. С целью создания наиболее благоприятных условий пребывания детей, приближенных и организованных по принципу семейного воспитания.
Так предложенная Модель изменения условий жизни в домах ребенка РФ «Как дома», разработанная авторским коллективом в лице канд. пс. наук Пальмова О.И., доктора пс. наук Мухамедрахимова Р.Ж., главного врача дома ребенка № 13 Санкт-Петербурга Никифорова Н.В., в качестве эксперимента уже реализуется в домах ребенка г.Санкт-Петербурга, г.Новосибирска, г.Красноярска. В Волгоградской области программа начала осуществляться с 2014г. По замыслу авторов формирование групп детей, находящихся в доме ребенка происходит по принципу семьи не зависимо от возраста и физического состояния детей. Размещение детей происходит по квартирному типу с численностью до шести детей.
Коллектив ГКУЗ «ВОСДР № 2» г.Калача-на-Дону решил принять участие и провести эксперимент на базе своего учреждения. В январе 2015г. была создана рабочая группа по внедрению данного эксперимента на практику. Специалистами дома ребенка была разработан и в данный момент реализуется план работы в условиях семейной группы. С детьми занимается воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Медицинскую помощь оказывает врач-педиатр, невролог, медицинские сестры по ЛФК и массажу и т.д.. Одной из направляющих линий программы было решено выделить занятия с учителем –дефектологом. Так как основной задачей учителя-дефектолога является своевременная диагностика, профилактика отклонений в речевом развитии детей домов ребенка, коррекционно-педагогическая работа с детьми всех возрастных групп, помогающая в будущей жизни стать гармоничной личностью и социализироваться в обществе. Кроме этого в изменившихся условиях работы с детьми «Семейной группы» задачей учителя-дефектолога стало создание такой речевой базы при которой каждый ребенок вне зависимости от возраста смог бы общаться любыми вербальными или невербальными способами с детьми всей группы. Мог бы найти не только контакт с детьми, но и выразить свои мысли и чувства. На момент описания в группе проживают шестеро детей. Трое из них из одной семьи. Остальные дети из разных семей. Возраст детей от 6 месяцев до 4-х лет. Ежедневно дети занимаются с учителем- дефектологом на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Занятия строятся с учетом возраста ребенка и уровнем его нервно-психического развития. Причем малые подгруппы формируются экспериментально, не по возрасту и родственным отношениям детей (близки по эпикризным срокам), а по- предпочтениям детей, что позволяет им чувствовать себя, прежде всего психологически комфортно. Данный педагогический эксперимент позволяет проследить за состоянием психо-эмоциональной сферы ребенка, готовностью его к сотрудничеству, к работе в малом коллективе и конечно же стимулировать его к общению, что позволяет улучшить его речевые навыки.
Так например Маша Р. поступила в семейную группу в возрасте 1г.9м. Уровень физического и нервно- психического развития соответствовал возрасту, наблюдалась Задержка речевого развития (1уровень). На момент поступления в дом ребенка произносила только звуки и звукокомплексы, уровень понимаемой речи был ограниченный, ситуативный. На индивидуальных занятиях по развитию речи занималась без удовольствия, из подчинения. После образования семейной группы девочка проявила интерес к ребенку Саше П. На тот момент возраст Саши составлял 1г.2м., а Машин 2года. Мальчик поступил в семейную группу имея нарушения мышечного тонуса и имел отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций и предпосылок понимаемой речи в предречевом периоде. Неохотно вступал в контакт, наблюдались колебания настроения, часто был плаксив. Учитель-дефектолог решил провести своеобразный эксперимент составив малую подгруппу с учетом симпатий детей. Проведя пробные занятия удалось выявить интерес детей к совместной деятельности. На занятиях они были очень активны, дружны, воспроизводили различные радостные возгласы, звуки, и даже пытались строить диалог. Наблюдая за реакцией детей мы пришли к выводу, что совместные занятия, проводимые с учетом симпатий детей, а не с учетом возраста или семейной привязанности, не мешают им развиваться, а напротив помогают лучше социализироваться и адаптироваться в новом коллективе детей. В ходе проведѐнных занятий Маша не только улучшила объем понимаемой речи, но и обогатила свой словарный запас простыми предложениями. На совместных занятиях с мальчиком она проявляла инициативу и брала опеку над мальчиком. Девочка не только смогла сама выполнить все задания по развитию сенсорных навыков (форма, цвет, величина), но и пыталась все задания учителя-дефектолога объяснить и прокомментировать своему напарнику. От занятия к занятию Маша Р. становилась все более активной, эмоциональной, что способствовало улучшению ее речи, стимулировало ее речевое развитие. Саша П. тоже активно участвовал в процессе, он подражал девочке, выполнял некоторые ее односложные поручения типа: «Дай лялю», «На кубик» и даже пытался построить диалог, активно произнося различные звукокомплексы и слоги лепета с яркой интонационной окраской.
В результате проведенной работы делать предварительные выводы пока рано, но уже сейчас можно отметить положительные изменения, выявленные в ходе эксперимента и предположить дальнейшую динамику. Занятия по развитию речи составленные по предпочтениям детей позволили им :
- наиболее быстро адаптироваться к новым условиям проживания;
- установить положительный эмоциональный контакт с новыми детьми в группе:
- наладить положительный эмоциональный настрой на совместную с учителем-дефектологом деятельность;
- улучшить понимаемую речь;
- расширить пассивный словарь;
-обогатить активный словарь новыми звуками, звукокомплексами, слогами лепета, лепетными словами и даже словосочетаниями.
Коллектив рабочей группы дома ребенка реализующий на практике модель «семейной группы» считает начало эксперимента учителя-дефектолога удачным и рекомендует его дальнейшее проведение.
Список литературы
1. Борисенко М.Г.,Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать.-СПб.; «Паритет»,2004.-144с.
2. «Как дома». Модель изменения условий жизни детей в домах ребенка РФ. Детский благотворительный фонд «Солнечный город».-Новосибирск, 2012.-34с.
3. «Как дома». Модернизация работы в ГКУЗ НСО «Специализированном доме ребенка №2».Стремоухова Г.А.,Дубакина Т.Н.-Новосибирск,-2012.-37с.
4. Мухамедрахимов Р.Ж., Пальмов О.И., Никифорова Н.В., Гроарк К., МакКолл Р.. Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства. Дефектология.2003.№4
5. Федоров И.С.Характеристики взаимодействия детей и ухаживающих за ними взрослых в связи с проблемой раннего вмешательства в доме ребенка. Дипломная работа. Научная работа к.пс.н. Пальмов О.И.Ф-т психологии СПбГУ,2012г.