Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ОБЖ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО В ПРОПАГАНДЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы:
Город:
Мичуринск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Ежегодно на территории России происходит огромное число пожаров. Тамбовская область не является исключением, учитывая, что значительная часть населенных пунктов относятся к сельским, где уровень противопожарной защиты более низкий, чем в городах. Неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности – все это причины возникновения крупных и малых пожаров в Тамбовской области. Самым страшным в этой ситуации является то, что на пожарах гибнут дети.

В настоящее время важной задачей является обучение населения и, в первую очередь, детей правилам пожарной безопасности. Этого требует и Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому обучение детей в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности является обязательным и должно осуществляться по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой. Школьный курс ОБЖ предусматривает изучение определенного круга вопросов, касающихся пожарной безопасности, но этого зачастую недостаточно для формирования культуры безопасного поведения в повседневной жизни, поэтому для повышения уровня и качества знаний школьников в области пожарной безопасности, для осуществления патриотического и профориентационного воспитания в общеобразовательных учреждениях необходимо усилить внеклассную воспитательную работу по этому направлению.

Внеклассная работа по ОБЖ является важнейшей формой образования и воспитания. Ее содержание не ограничивается рамками учебной программы, поэтому внеклассные занятия открывают широкий простор для проявления активности, самодеятельности и творчества как учителя ОБЖ, так и обучающихся. Правильно организованная внеклассная работа не подменяет школьной работы, а дополняет ее и тем самым способствует ее улучшению.

В общей системе внеклассной работы особое место занимают тематические вечера, обладающие большими возможностями эмоционального воздействия на духовную сферу школьников, сочетающие элемент героико- патриотического и профориентационного воспитания. С точки зрения методики проводить их довольно сложно, т.к. требуется выразить определенное содержание в его тематическом и организационном единстве. Для эффективного проведения тематических вечеров по противопожарной тематике необходима разработка плана проведения внеклассных мероприятий, а  также  наличие развернутых конспектов тематических вечеров, где должна быть определена последовательность использования методов и приемов воспитательного воздействия, а также комбинированный характер применяемых средств [1].

Специфическими особенностями тематического вечера по пропаганде противопожарной безопасности являются документальность, публицистичность, документально-художественная образность, композиционная стройность сценического действия, лирико-эпическая повествовательность, опора на жизненный опыт молодежи, их отношение к проблемам безопасности. Тематические вечера могут посвящаться знаменательным датам (День пожарной охраны, День спасателя), героям-участникам ликвидации пожаров, деятельности различных видов пожарной охраны, вопросам подготовки  молодежи к действиям при пожаре. Очень важно при проведении тематических вечеров соблюдать краеведческий принцип. При анализе сведений о пожарах, статистических данных, характерных для Тамбовской области, у учащихся будут формироваться правильные представления о ситуации в регионе проживания, о проблемах обеспечения пожарной безопасности, что будет служить основой для формирования понятий мировоззренческого характера, способствовать активизации деятельности учащихся, повышать значимость получаемой информации, расширять уровень знаний о родном крае и способах его защиты. Благодаря краеведческому подходу при рассмотрении вопросов обеспечения безопасности будет решаться важная педагогическая задача – соединения обучения с жизнью.

Для повышения эффективности информационно-пропагандистской деятельности противопожарной направленности тематические вечера рекомендуется проводить в течение всего учебного года циклами, включающими, как правило, 5–7 вечеров, проводимых 1–2 раза в месяц с одной аудиторией. Для грамотного проведения мероприятия необходима большая подготовительная работа и обучающихся, и учителя ОБЖ. Следует заблаговременно наметить и подготовить выступающих, рассказать им о замысле вечера, подобрать соответствующие средства обучения: реальные (огнетушители, пожарные рукава, краны), изобразительные (иллюстрации, фотографии, таблицы), а также мультимедийные (слайдовые презентации, включающие видеофрагменты, интерактивные схемы). Очень важно в соответствии с темой оформить аудиторию, где проводится вечер, выпустить красочное объявление,  разработать эмблему вечера, что будет способствовать передаче главных идей встречи, усиливать живое слово, создавать эмоциональный настрой присутствующих [2].

Большое эмоциональное значение при организации циклов тематических вечеров играют встречи с непосредственными участниками событий, например, спасателями, пожарными, ликвидаторами Чернобыльской катастрофы. При организации таких встреч необходимо, чтобы приглашенный умел общаться с аудиторией, обладал способностью ярко, интересно, эмоционально рассказывать о происшедших событиях. В подготовительном этапе следует настроить обучающихся на встречу: вызвать интерес к гостю и событиям, участником которых он являлся, возбудить познавательный интерес. Важным условием эффективности организации подобного рода встреч является посещение мест, связанных с деятельностью выступающего: пожарные и спасательные части, музеи пожарной охраны и т.д. Для повышения познавательной активности участников необходимо задействовать аудиторию, создавая проблемные ситуации, диалог с гостями вечера. Организация тематических вечеров по проблеме пожарной безопасности способствует решению многих учебно- воспитательных задач. Слушая рассказы о подвигах пожарных, их нелегком труде, особенностях службы учитель ОБЖ осуществляет патриотическое воспитание. В процессе ознакомления обучающихся с различными видами профессиональной деятельности (пожарные, спасатели, военные техники и инженеры пожарной безопасности и защите в ЧС), раскрывая социальную значимость героических профессий, учитель ОБЖ помогает им в выборе предстоящей специальности в соответствии с имеющимися потребностями, склонностями и способностями. Организуя в ходе проведения тематических вечеров практические занятия, соревнования и конкурсы с использованием реальных средств обучения, учитель развивает практические умения и навыки обращения с первичными средствами пожаротушения, средствами индивидуальной защиты и т.д.

Для оценки проводимой информационно-пропагандистской деятельности в ходе тематических вечеров, степени их влияния на результаты учебно-воспитательного процесса по ОБЖ рекомендуется производить опрос участников после каждого проведенного вечера. Каждому обучающемуся предлагается оценить степень влияния проведенных внеклассных мероприятий на: а) повышение уровня их знаний; б) формирование у них положительных качеств личности. Оценивать целесообразно по следующей шкале: 4 балла – повлияло очень сильно; 3 балла – повлияло сильно; 2 балла – повлияло, но незначительно; 1 балл – почти не повлияло; 0 балла – отрицательно повлияло. При обработке полученных данных необходимо учитывать средний балл из всех оценок каждого внеклассного мероприятия, и таким образом определять эффективность его влияния на учащихся в сопоставлении с другими [3].

Итак, внеклассная работа по ОБЖ играет важную роль в формировании личности безопасного типа, повышении эффективности учебно-воспитательного процесса противопожарной направленности, поэтому должна занять первостепенное место в работе учителя ОБЖ.

 

Список литературы

1.      Князев, П. Пожарная безопасность в Вузе / П. Князев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – М.: Русский журнал, 2004. – № 4. – С. 49 – 51.

2.      Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Метод. пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.

3.      Рожков, М.И. Организация воспитательного  процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.