Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 октября 2019г.

Одним из важнейших факторов достижения успеха в изучении иностранного языка является мотивация. Это главная движущая сила, которая обеспечивается вовлеченность обучающихся в работу на уроках. Характерной чертой мотивации является интерес обучающихся к преподаваемому предмету и их желанием его изучать. Наличие интереса обеспечивает повышение концентрации внимания, усиливает впечатления, стимулирует повторное изучение материала, тем самым обеспечивает развитие познавательных компетенций обучающихся.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. В разное время проблемами мотивации занимались и внесли свой вклад в разработку данной проблемы Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, П.Я. Гальперин, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П.М. Якобсон и др. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В.Г. Асеев отмечает, что мотивационная система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение [1]. Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой –   говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре. «Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими» [2]. Большой вклад разработку проблемы мотивации в области обучения иностранным языкам внесен И.А. Зимней, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, Н.М. Симоновой и др. А.Н. Леонтьев определял мотив мы как объект, отвечающий определенной потребности обучающегося и направляющий процесс обучения [3]. Иными словами, мотив определяется как естественная внутренняя причина, по которой человек принимает участие в процессе обучения, как некая внутренняя цель, поставленная самим человеком под влиянием общества.

Важную роль в формировании и развитии мотивации учения играет содержание учебного материала. Бесспорно, что мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям обучаемого. В отборе материала учитель может полагаться на свою интуицию, что, однако, вряд ли можно считать надежным ориентиром. Корректнее использовать интервью и анкеты либо просто наблюдать за учениками, а затем сделать выводы о том, какие темы могут дать наилучшие результаты с точки зрения языкового образования, а какого рода темы делают процесс учебы радостным. Следует помнить также о том, что кажущиеся не интересными темы могут быть достаточно успешными, если учитель сможет найти интересный способ организации учебного процесса. Содержание каждого занятия, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных, скоро проходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а главным образом тем, что это учебный материал актуален, информативен, личностно-значим для обучающихся и направлен на решение коммуникативных задач, т.к. овладение умением общаться – это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Только в этом случае у обучающихся будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

Организация учебной деятельности – следующий шаг на пути формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается в процессе учебной деятельности. Успешность учебной деятельности зависит, прежде всего, от того, на что она направлена, какие цели ставят перед собой обучающиеся, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом, где процесс познания выступает самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Оттого, какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т.е. какова структура учебной деятельности и как ее организует учитель – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая роль.

Изучение каждого этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Мотивационный этап помогает обучающимся осознать, почему и для чего им нужно изучить данный материал, что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы.

На операционально-познавательном этапе обучающиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна обучающимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.

Рефлексивно-оценочный этап является итоговым в процессе изучения темы, когда обучаемые учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности. Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела необходимо организовать так, чтобы обучающиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, удовольствие от познания нового и интересного материала. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств и в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т.е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. Целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например, устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить ученикам самостоятельность и инициативу. Важно, чтобы главным образом в оценке работы был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у обучающихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности преподавателя второстепенное место.

Различные формы коллективной деятельности играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех обучающихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягивает в процесс деятельности даже немотивированных учеников. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации. Групповое обучение представляет собой процесс “интенсивного обмена энергией, идеями, опытом, эмоциональными переживаниями, где в результате каждый получает мощный стимул личностного роста и самосовершенствования” [4].

Итак, мы рассмотрели некоторые, наиболее важные, на наш взгляд, условия и пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности обучающихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других не может играть решающей роли в становлении мотивации. Согласованность содержания обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами учащихся противодействует образованию отрицательной установки. Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, стремления, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носили творческий характер, стимулировали мыслительную активность, способствовали углублению и расширению сферы познавательной деятельности обучающихся.

 

Список литературы

 

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М. 1976.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995.

3. Леонтьев А.Н. Избр. псиол. произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1983.

4.    Китайгородская Г.А. Не только иностранные языки... // Метод активизации возможностей личности и коллектива 25 лет спустя. М. Научно-образовательный центр "Школа Китайгородской". – М., 2000. – С. 7-12.