Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В РАЗВИТИИ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Благодаря правильно и методически грамотно организованному процессу работы над иллюстрацией в школе учащиеся могут достичь определенных успехов в развитии творческих способностей. У них развивается творческое мышление, воображение, прививается любовь к литературным произведениям. «Любовь к прекрасному окрыляет человека, одухотворяет его жизнь, наполняет ее глубиной, смыслом и содержанием» [2, с. 6].

Роль книги в жизни человека неоценима. Первое знакомство начинается в детстве, когда родители читают ребенку сказки и стихи. Даже в таком юном возрасте малыши тянутся к книге, благодаря ее яркой обложке. Взяв книгу в руки, мы первым делом ищем в ней картинки, так как видеть мир мы учимся гораздо раньше, чем читать. Эти картинки называются иллюстрациями. Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) – это изображение, которое сопровождает, дополняет и разъясняет текст. По ним юный читатель понимает, о чём же пойдёт речь в книги. Чем интереснее и привлекательнее иллюстрация, тем больше шансов, что книга будет прочитана.

Взрослее подрастающее поколение переносятся в мир своих новых интересов стремление к захватывающим, глубоким сюжетам, литературным произведениям, приключениям или путешествиям. Психически познавательные процессы, а именно восприятие с возрастом приобретает более сложные очертания. Знания, полученные в различных социальных институтах, таких как семья и школа, информация о разнообразных явлениях и предметах, значительно расширяют их понятия об окружающем мире. Поэтому искусно выполненная иллюстрация может принести подростку огромную пользу в расширении его кругозора, в получении остаточного ясного  и  глубокого  преставления  о  прочитанном,  сыграть  определённую  роль  в становлении личности.     «Становление мы рассматриваем как приобретение новых признаков и форм в процессе развития и воспитания» [2, с. 65]. Пубертатный период, как этап в процессе развития, психологически очень сложен для подростка, мир начинает восприниматься как неоднозначная вечно изменяющаяся реальность и ребенку приходится постоянно к ней приспосабливаться. Ведущая деятельность в период отрочества - общение. Благодаря чему, между детьми одного возраста происходит взаимодействие, основанное конкретными нравственными нормами, которые определяют поступки и поведение подростков в социуме. Следовательно, автору и иллюстратору книги, нужно затрагивать морально – эстетические и психологические проблемы.

«Процесс художественного образования и эстетического воспитания невозможен без развития художественно-творческих способностей» [6, с. 24]. В силу своей специфики занятия изобразительным искусством, основывается на особом подходе и специальной организации. Изучив и рассмотрев психологические особенности личности ребенка среднего школьного возраста можно добиться успеха и положительных результатов в постижении искусства иллюстрации.

Так же нужно не забывать о межпредметных связях, активизирующих познавательную деятельность и мыслительную активность подростка при переносе, синтезе и обобщении знаний из разных предметов. Например, иллюстрировать произведения, которые ученики проходят на уроках литературы. Они изучают состояние и обстановку произведения, рассматривают отношение художника - иллюстратора к данному рассказу. Делая практические задания, ученики приобретают творческий опыт в построении композиции, вырабатывают свою оригинальную позицию.

В среднем школьном возрасте, уже хорошо сформированы волевые качества, поэтому ученики усидчивые, могут поддерживать внимание, не прилагая больших усилий. Но чтобы не утомлять учеников на уроках используются такие методы, которые могут поддержать интерес к искусству оформления книги: словесный, наглядный и практический. Благодаря словесному методу учитель коснется и разберет необходимые темы. Расскажет об оформлении книги, проведет беседу о творчестве художника иллюстратора и его иллюстрациях. Даст наставления о том, как и чем лучше передать характер героя, поведает об этапах работы и персонально изложит указания по ходу работы. В любом возрасте более эффективным действием будет наглядный метод, нежели словесный. Следовательно, рассказ лучше сопровождать презентацией, где будут показаны    произведения    художника-иллюстратора,    о    котором    пойдёт    речь.

«Художественный вкус должен развиваться и формироваться на образцах высокого искусства» [5]. Необходимо записать важнейшие слова урока на доске, для большего закрепления. Помимо ключевых слов, на доске следует разместить наглядные пособия по выполнению иллюстрации «именно анализ и изучение творчества мастеров изобразительного искусства помогают нам в вопросе формирования художественного вкуса» [5].

Методически продуманные этапы выполнения работы над иллюстрацией, показ работ учеников прошлых лет, это всё поможет ребятам анализировать свои иллюстрации и избегать ошибок. Активатором мышления и воображения, также может стать звуковой ряд. Применение практического метода поможет совершенствовать навыки и умения среднего школьника в выполнении задания. «Использование музыки в качестве музыкального фона…создает определенное настроение, помогает восприятию» [2, с. 63].

Воспользовавшись приобретенными знаниями о работе с текстом на уроках литературы, ученик может дать сравнительную характеристику героям. Прежде чем приступить к рисунку, нужно несколько раз прочитать тот отрывок, который решили проиллюстрировать, во время чтения необходимо заострить внимание на эмоциональной окраске сюжета.

Одним из важнейших моментов в процессе обучения является оценивание проделанной работы учеников, он играет важную роль в смысле разъяснения учащимся тех целей задач, которые ставит перед ними учитель. Чтобы безошибочно оценить рисунки учащихся нужно установить критерии, по которым будет определено качество работы, а так же необходимо обращать внимание на достижение поставленных целей и задач в начале урока. В зависимости от их успешной или не успешной реализации ставится оценка. Также в рисунке просто необходимо брать в расчет ранее полученные знания. «В процессе обучения педагогу необходимо продумать систему заданий, с тем чтобы она была приспособлена к возможностям развития каждого ученика, учитывала его способности» [6, с. 25]. Основные задачи, установленные на уроке – это учет перспективного, пропорционального, тонального и композиционного построения в рисунке и передача содержания отрывка. Если работа ведется в цвете, то необходимо оценить и цветовое решение. «Значимую роль в развитии художественно-творческих способностей играет адекватная оценка собственных работ. Этот процесс не должен носить стихийный характер, им следует управлять. Преподаватель может помочь учащимся объективно оценить свои работы, похвалить их, так как для детей чрезвычайно важен положительный результат» [6, с. 25]. Оценка также может зависеть и от композиционного расположения на листе, от того на сколько подробно раскрыта тема учителем, тем лучше будут иллюстрации учащихся, но объяснить такой обширный материал за один урок очень сложно. Поэтому нужно организовать учебный процесс в форме единой системы.

При оценивании учитель должен взять во внимание индивидуальные особенности ребенка (Кому-то приходится прилагать больше усилий, но его работа всё равно не достаточно выразительная, такого ребенка нужно поощрять, благодаря этому он сможет творчески расти и развиваться). «При осуществлении индивидуального подхода большое значение имеет знание свойств нервной системы (силы – слабости, лабильности, инертности), что помогает в профессиональном становлении обучаемых» [4]. А также необходимо обратить внимание на общее эстетическое впечатление от работы.

Методика обучения школьников созданию иллюстрации к художественным произведениям требует от учителя живого, эмоционального и творческого подхода к делу. Даже при удачно найденном педагогическом приеме, его все равно нужно разнообразить. На наш взгляд, важен индивидуальный подход к каждому учащемуся «Система заданий должна быть приспособлена к возможностям развития способностей каждого» [4].

Методическое искусство преподавания заключается в том, чтобы вовремя помочь ученику, объяснить материал на доступном ему языке, а также наладить психологический контакт. «Важным педагогическим условием профессиональной подготовки будущих педагогов изобразительного искусства на занятиях … является создание творческой среды» [3]. Погружение в творческую среду поможет учащемуся в работе над иллюстрацией. Даже если у ребенка в голове сформировался образ героя, и он четко и ясно видит сюжет, он все равно не сможет запечатлеть его на бумаге, так как не имеет навыков рисования натуры, не знает законов перспективы, правил построения фигуры человека и многого другого. Изучение методики выполнения иллюстрации на уроках изобразительного искусства поможет учащимся применять полученные знания и навыки на практике, например, самостоятельно иллюстрировать литературное произведение, а также выражать свои мысли и чувства в графических и живописных композициях.

Список литературы

 

1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. - М.: Агар, 2000. - 251 с.

2.    Семенова, М.А. Акварель. Эстетико - педагогический аспект: монография / М.А. Семенова – М.: Ювента, 2013.-176 с.

3. Семенова М.А. Эстетика акварельной живописи в процессе формирования художественно-образного мышления педагогов-художников / М.А. Семенова   // Письма в  Эмиссия.Оффлайн                       (The Emissia.Offline Letters):      электронный научный журнал. – Апрель 2012, ART 1781– URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1781.htm (0,5 п.л.)

4. Семенова, М.А. Об индивидуально-творческом содействии становлению педагога-художника / М.А. Семенова  // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Июль 2012, ART 1826. – CПб., 2012 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1826.htm . – (0,5 п.л.)

5. Семенова, М.А. Искусство акварельной живописи в формировании профессионализма педагогов изобразительного искусства / М.А. Семенова // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2010. – № 4. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2010.htm (0,6 п.л.)

6. Семенова, М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью / М.А. Семенова // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 9/09 – М.: ООО «Баласс», 2009. – С. 24-28. (0,6 п.л.)