Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАНДАРТЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Основным приоритетом развития образования в настоящее время становится его личностно ориентированная направленность. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения важнейшая цель современного образования состоит в развитии личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.[2] В основе образовательного стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход который, основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.[2]В системно-деятельностном подходе «деятельность» занимает ключевое место. Развитие учащихся определяется характером организации их учебной деятельности. Учащийся включается в деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда имеются определенные мотивы для ее выполнения. Проблему повышения мотивации школьников к саморазвитию невозможно решить без правильно организованной рефлексивной деятельности, которая по мнению А.Г. Асмолова лежит в основе формирования личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий. Рефлексивная деятельность выделяется наряду с познавательной и информационно-коммуникативной и включает: - понимание ценности образования как средства развития культуры личности; - объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; - учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; - умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. В ФГОС нового поколения рефлексивной деятельности уделяется особое внимание. Это определяется тем, что рефлексия занимает центральное место в развитии личности, которая определяется как ведущая в современном образовании; она способствует развитию творческой личности; благодаря самооценки ученик осознанно относится к своей деятельности. В современной психолого-педагогической литературе широко обсуждается понятие рефлексии. (В.П. Зинченко, А.В. Хуторской, И.В. Муштавинская, Б.Г. Мещерякова). А.В. Хуторской определяет рефлексию как мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности она направлена на исследование уже осуществленной деятельности для того чтобы зафиксировать ее результаты и повысить ее эффективность в дальнейшем. Соответственно этому определению определяются и цели рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты ее деятельности – смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. [3] Рефлексия в стандарте нового поколения определяется как способность рассматривать и оценивать собственные действия, умения анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе? - в ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия. [1] По мнению М.С. Миримановой рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознанием. Ученик может не только делать, но и знать, как он это дела.
37
Требованиями стандарта выделены три сферы существования рефлексии: сфера коммуникации и кооперации, сфера мыслительных процессов и сфера самосознания личности, где рефлексия способствует формированию универсальных учебных действий.[1] (Табл.1)

Таблица 1 Формирование универсальных учебных действий

Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут усвоить те знания, которые они добыли. Рефлексивная деятельность помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2011. -342 с.- (Стандарты второго поколения).
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159 с.
3. Хуторской, А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. /А.В. Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.: ил.