Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В соответствии с государственной программой города Москвы на 2012-2016 гг. «Развитие образование города Москвы (Столичное образование)» и моделью «Российское образование-2020» отмечается, что уровень владения студентом иностранным языком должен быть достаточным для свободной коммуникации, обучения и участия в совместных образовательных и исследовательских проектных работах. Полноценное участие в свободной коммуникации в свою очередь невозможно без владения лексической компетенцией.

Проблема овладения лексическим аспектом иноязычной речи постоянно привлекает к себе внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей (A. Bruton, J. Coady, B.H. Douglas, M. Lewis, Н.В. Баграмова, Р.К. Миньяр-Белоручев, Г.В. Рогова, В.М. Ростовцева, Е.Н. Соловова, А.Н. Шамов и другие). Однако вопрос формирования именно лексической компетенции студентов педагогического образования как отдельного аспекта не был широко рассмотрен в методической литературе.

Как показывает практика, образовательный процесс зачастую ориентирует обучающихся на изучение слов и выражений, однако умения использовать вокабуляр в реальных жизненных ситуациях развиты на недостаточном уровне. При этом лексическая компетенция не сводится лишь к умениям пользоваться лексическим материалом, а имеет как лингвистическую, так и мотивационную, и рефлексивную направленности [4].

Среди методистов и практиков существует мнение, что упражнения, направленные на усвоение лексики, совмещают разные функции. Тестирование, в свою очередь, выполняет диагностическую, формирующую (обучающую) и воспитательную функции. Следовательно, мы можем сказать, что тестовые задания направлены не только на контроль, но и на формирование лексической компетенции студентов.

Большинство исследователей, определяя роль тестовых заданий в рамках изучения иностранного языка, рассматривают их как средство контроля полученных студентами знаний, умений и навыков (L.F. Bachman, A. Davies, C. Klein-Braley, Т.М. Балыхина, С.С. Копылова, Р.П. Мильруд, О.Г. Поляков). Однако в процессе выполнения лексических тестовых заданий особое внимание уделяется  именно использованию  лексических знаний в конкретных ситуациях, предложениях, идиоматических выражениях, соотнесению слов и их дефиниций, нахождению верного перевода. В этом случае идѐт нацеленность не на оценку как результат иноязычной деятельности, а именно на возможность формирования лексической компетенции в процессе работы обучающихся с тестовыми заданиями.

Поскольку лексическая компетенция включает в себя мотивационно-психологический (позитивное отношение к иноязычной деятельности, потребность в самообразовании и др.), лингвистический (знания стилистической и культурной нагрузки вокабуляра и др.) и рефлексивно-оценочный (глубина оценочных суждений и др.) компоненты, то процесс еѐ формирования должен носить комплексный характер и охватывать все аспекты [2].

В отличие от широко распространѐнных сборников грамматических заданий использование системы тестовых заданий способно мотивировать студентов, благодаря комплексу многоуровневых заданий, большому разнообразию видов, тематики; имеет широкую лингвистическую направленность вследствие большого спектра заданий на анализ характеристик слова (значение, использование, словообразование и лексические особенности, стилистическая окрашенность и др.); активирует рефлексию, благодаря повсеместному использованию комплексной системы контроля-взаимоконтроля-самоконтроля, при этом исключается механическая проверка по ключам эталонам. Студент изучает свою работу, исправляет ошибки, производит анализ правильных ответов, возможностей словоупотребления, а также всего теста в целом. Это даѐт возможность выйти на новый уровень формирования лексической компетенции и выстраивать собственную траекторию по еѐ формированию.

Однако, несмотря на повсеместное обращение к вопросам использования тестовых методик в обучении иностранному языку, сфера применения тестирования относительно формирования лексической компетенции остаѐтся мало разработанной.

Лексика является основой языка, и человек, обладающий большим запасом лексических единиц, не испытывает никаких трудностей в различных видах речевой деятельности. В учебной программе школы, института, любого другого образовательного заведения указывается лексический минимум, который должен усвоить обучающийся на каждом этапе обучения.

Значение лексики для овладения иностранным языком весьма существенно, ведь именно лексика передаѐт непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции. Качественно сформированные лексические навыки – одно из условий успешного общения на иностранном языке, а нарушения лексико- семантической нормы приводят к смысловым ошибкам, делающим речь обучающихся коммуникативно несовершенной или вовсе непонятной.  Оценивая коммуникативные способности российских студентов, изучающих английский язык, носители языка часто отмечают скудость словарного запаса коммуникантов, независимо от уровня их языковой подготовки. Существуют две основные причины данного явления: во-первых, недостаточный объем активного лексического запаса и, во-вторых, несформированность лексической компетенции студентов, которая возникает из-за наличия первой проблемы. Стоит отметить, что обе причины связаны с проблемой учебной лексики или проблемой лексического минимума.

Но, важно помнить, что лексический аспект является одним из самых сложных аспектов теории и практики обучения иностранному языку. Процесс овладения обучаемыми лексическими знаниями, умениями и навыками содержит комплекс проблем, связанных с многоаспектностью слова, обладающего грамматическим и собственным (лексическим) статусом, многомерностью смысловых отношений слова в словаре, непосредственной соотнесенностью слова с неязыковой действительностью.

По словам А.А. Леонтьева, усвоение программного лексического материала может проводиться в соответствии с принципом опережения в обучении иностранным языкам [3].

Указанный принцип предполагает, что при обучении аспектам языка особое, даже первостепенное внимание должно отдаваться лексическому материалу и его отработке в различных речевых моделях на занятиях по иностранному языку. Именно лексический материал является той основой, с помощью которой происходит общение людей между собой. Слововосприятие и словоупотребление тесно связаны с процессами формирования, формулирования и оформления мысли лексическими средствами иностранного языка.

Основной объем активного лексического запаса обучающихся формируется на этапе овладения основами иностранного языка (средний уровень обучения) и совершенствуется на продвинутом этапе обучения (в высшем учебном заведении).

Следует отметить, что тестирование может выполнять следующие функции: 1) диагностическую функцию, которая состоит в определении уровня знаний, умений и навыков обучающегося; 2) обучающую (формирующую) функции, которая заключается в мотивации студентов к усвоению необходимого учебного материала и достижению определенного уровня владения им; 3) воспитательная функция, которая реализуется в регулярности и неотвратимости проведения тестирования [1].

В процессе выполнения лексических тестовых заданий особое внимание уделяется именно использованию лексических знаний в конкретных ситуациях, предложениях, идиоматических выражениях, соотнесению слов и их дефиниций, нахождению верного перевода. В этом случае идет нацеленность не на оценку как результат иноязычной деятельности, а именно на возможность формирования лексической компетенции. Затем в рамках самоконтроля студент изучает свою работу, находит ошибки, если они присутствуют, исправляет их, анализируя правильные ответы. После завершения самоконтроля обучающийся получает возможность перейти на новый уровень и продолжить формирование своей лексической компетенции.

Кроме того,  использование  тестирования в процессе  самостоятельной работы по формированию лексической компетенции предполагает актуализацию лексики, посредством вовлечения обучающихся в выполнение всевозможных лексических тестовых заданий. Лексическое тестирование позволяет дифференцировать процесс овладения иностранным языком за счет использования многоуровневых заданий, а также предоставляет возможность выстраивать собственную траекторию по формированию лексической компетенции.

Средством самостоятельной работы по формированию компетенций, которая отвечает требованиям динамично развивающейся системы образования, в настоящее время является тестирование. Оно представляет собой наиболее эффективное средство самостоятельной работы и имеет ряд преимуществ перед другими формами: выполнение тестовых заданий не требует много времени, что очень важно в связи с большим объемом материала, отведенного для самостоятельного изучения, и ограниченностью запаса времени. Они ориентированы на базовый материал по предмету и актуализирует не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им, способствует формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний. Выполнение тестовых заданий с последующей их проверкой по ключам формирует у обучающихся сознательное отношение к выполняемой работе, ставит их в позицию активного субъекта своей учебной деятельности, развивает навыки самоконтроля. Поскольку правильность выполнения заданий проверяется самими студентами, а не преподавателями, снижается направленность на оценку и повышается ценность непосредственно знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе учебной деятельности.

Разработанный на основе конкретного материала комплекс учебных тестовых заданий способствует преодолению трудностей, связанных с объективностью осознания обучаемыми степени усвоения данного учебного материала, определением конкретных упущенных при подготовке моментов и систематизацией знаний. Он позволяет актуализировать знания и может быть использован в рамках самостоятельной работы по формированию определенной компетенции.

Можно сказать, что использование тестирование как средство формирования лексической компетенции студентов вполне оправдано и имеет ряд преимуществ, перечисленных выше.

 

Список литературы

1.      Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: МГТА, 1998. – 234 с.

2.      Гулиянц А.Б., Гулиянц С.Б. Проектная деятельность как средство подготовки учителей иностранного языка. Научное мнение. 2013. № 7. С. 97-100.

3.      Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст]: Избранные психологические труды – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 448 с.

4.      Семина В.В. Методика формирования лексической компетенции студентов на основе системы тестовых заданий: автореферат дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.02 / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. – М., 2013. – 25 с.