Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В настоящее время система образования находится в стадии реформирования. Федеральная целевая Программа развития образования на 2016-2020 годы ставит своей главной задачей создать условия «для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации» [3, с.2], будут разрабатываться и внедряться проекты обновления содержания и технологий образования, в том числе и «образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях» [3, с.10].

С одной стороны нельзя игнорировать лучшие отечественные традиции в преподавании, сохраняющие качественное образование, с другой – необходимо модернизировать систему образования, опираясь на ФГОС, реализуя его положения.

Возникает потребность в поисках «наилучшего (из множества возможных) варианта решения задачи при заданных требованиях» [2], что соответствует оптимизации школьного образования, в том числе и литературного.

Как можно оптимизировать изучение литературы в 7 классе?

Базисный план отводит на изучение литературы в 7 классе два часа в неделю, это, безусловно, мало, учитывая достаточно объемное содержание программы и недостаточно высокий уровень литературного образования школьников. Вместе с тем, семиклассники имеют определенную предметную подготовку и читательский опыт, которые необходимо учитывать в процессе планирования и разработки уроков литературы.

Прежде всего, учителю необходимо распределить количество учебных часов и наметить пути реализации программного материала в соответствии с ФГОСом, опираясь на литературную компетентность школьников.

Не так давно в школьную программу по литературе вошли святочные и пасхальные рассказы. Оба жанра связаны со светлыми православными праздниками Рождества и Пасхи. В основе сюжета таких произведений, как правило, повествование о чуде, которое происходит во время рождественских праздников, или о духовном прозрении литературных героев во время празднования Пасхи.

Например, в программу для 7 класса входят рассказы «Чудесный доктор» А.И.Куприна, «Дары волхвов» О. Генри, «Баргамот и Гараська» Л.Андреева [1]. На изучение этих рассказов обычно отводится 5 учебных часов: «Чудесный доктор» – 2 часа, «Дары волхвов» – 1 час, «Баргамот и Гараська» – 2 часа.

Традиционно в 5-8 классах произведения изучают в хронологическом порядке, уделяя 1 час (или небольшую часть урока) на знакомство с биографией писателя и остальное время на изучение и обсуждение произведения небольшого  объема. Важен отбор произведений по  тематическому или жанровому принципу, объединяющих их в группы для изучения. В 7 классе целесообразен тематический принцип построения программы по литературе, но в некоторых случаях можно использовать жанровый.

Все рассказы небольшого объема, как правило, читаются в классе, далее идет беседа по вопросам учебника, с пересказом фрагментов, характеристикой героев, обобщающим выводом. Это традиционный вариант изучения данных произведений, на реализацию которого отводится от 3 до 5 учебных часов.

Оптимизируя изучение рассказов нужно использовать читательский опыт семиклассников, их литературную подготовку и работу в группах. К первому уроку ребята могут самостоятельно прочитать эти произведения и дополнительные, чтобы на уроке прозвучали только необходимые фрагменты. Небольшой объем рассказов это позволяет.

Целесообразно разделить рассказы по жанровому принципу: 1 час изучать святочные рассказы («Чудесный доктор», «Дары волхвов»), 1 час - пасхальные («Баргамот и Гараська»). Если рассказы не входят в программу для изучения, то возможен урок внеклассного чтения «Святочные и пасхальные рассказы» - 1 час, ребята на одном уроке познакомятся с тремя рассказами.

В слабом классе на первом уроке учитель расскажет о признаках святочных рассказов, информацию школьники запишут в рабочую тетрадь. В сильном классе школьники выполнят опережающие задания, самостоятельно подбирая необходимый материал, оформляют презентацию, готовят сообщения о дополнительно прочитанных святочных рассказах.

После беседы о том, что такое святки, как традиционно празднуют Рождество, подготовленные ученики кратко и выразительно пересказывают самостоятельно прочитанные рассказы или их фрагменты, чтобы заинтересовать своих одноклассников и мотивировать их к прочтению произведений.

Семиклассники делают вывод: святочный рассказ узнаваем - это рассказ о случившемся чуде в период зимних православных праздников.

Далее целесообразно провести работу по группам. Класс можно условно разделить на две группы: первая будет состоять из школьников, которых больше  впечатлил рассказ Куприна,  вторая –  это  ребята,  которым понравился рассказ О. Генри. Задача групп – доказать, что «Чудесный доктор» и «Дары волхвов» можно считать святочными рассказами.

Опираясь на признаки жанра святочного рассказа, школьники самостоятельно находят аргументы, определяя время, в которое разворачиваются события.

История семьи Мерцаловых происходит в рождественские дни, когда      город сияет рождественскими витринами, вокруг праздничное веселье людей. О подарках на Рождество идет речь в новелле «Дары волхвов».

Какое же чудо совершается в жизни героев в святки?

Ребята расскажут о проблемах семьи Мерцаловых, об их бедственном положении, как родители не нашли денег на лечение больной дочери, в доме не было еды, отец остался без работы, не мог содержать семью. Когда не   оставалось  никакой   надежды  на  улучшение   жизненной     ситуации,     появляется   чудесный   доктор, «благодетель», «благодетельный ангел», «святой человек», как его называют, он бескорыстно помог не только вылечить малышку, но и изменить жизнь к лучшему всей семье. Он подарил им важный совет, который Мерцаловы запомнили и следовали ему: «…а главное – не падайте никогда духом».

Так, казалось бы, обычное участие и посильная помощь обыкновенного человека может стать чудом для других людей.

Чудесна история двух влюбленных из рассказа «Дары волхвов», которые очень любили друг друга, но не имели средств, чтобы сделать подарки друг другу в Рождество. Тогда Делла и Джеймс отдали самое лучшее, что у них было, чтобы купить «что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное», достойное.

Но подарки оказались бесполезными. Часы и гребни не были им необходимы, а дороги были тем, что каждый из влюбленных легко расстался с самым ценным, что у него было, ради того, чтобы сделать этот подарок. Это и есть чудо, не случайно писатель называет героев «мудрейшими»: «Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».

На следующем уроке школьники узнают, какие рассказы являются пасхальными, каковы признаки этого жанра, в чем заключается их уникальность. Работа в классе строится по такому же принципу. После определения особенностей пасхального жанра, школьники работают по группам над характеристикой Баргамота и Гараськи, определяют, можно ли считать рассказ пасхальным, и обосновывают свое мнение.

Урок внеклассного чтения «Святочные и пасхальные рассказы» рассчитан на самостоятельное чтение семиклассниками произведений «Чудесный доктор», «Дары волхвов», «Баргамот и Гараська», в классе будет только их обсуждение с возможным фрагментарным обращением к текстам. Подготовленная школьниками презентация или рассказ учителя о признаках жанров, разбор произведений помогут школьникам сделать вывод о жанрах представленных рассказов А.И. Куприна, О.Генри, Л. Андреева.

Семиклассники знакомятся с творческой биографией писателей, читают, анализируют, интерпретируют и пересказывают художественные тексты, обсуждают проблемы, поставленные в произведениях, работают с литературоведческими понятиями, отвечают на вопросы, учатся создавать монологические высказывания и вести диалог, обмениваться мнениями, давать собственную оценку литературным произведениям и героям.

Школьники овладевают читательской, познавательной, творческой и коммуникативной деятельностью, пользуются ресурсами Интернета.

Представленный вариант оптимизации изучения литературы в 7 классе соответствует требованиям ФГОСа, в основе которого находится системно-деятельностный подход.

 

Список литературы

1.      Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений/ под ред Б.А. Ланина – 2 изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011

2.      Современная энциклопедия. 2000. [Электронный ресурс.] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/34494 (Дата обращения: 17.09. 2015 г.)

3.      Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. [Электронный ресурс.] URL: http://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (Дата обращения: 24.09. 2015 г.)