Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования коммуникативных компетенций учащихся начальной школы. Выделяются факторы, влияющие на успешность их формирования. Описываются результаты изучения коммуникативных действий младших школьников по предложенной авторами методике.

The article attempts to analyze the issue of communicative competence formation of primary school students. It puts forward the facts that have influence on their successful formation. In addition to it, the article describes the results of the study and the development of young learners’ communicative actions according to the methodology suggested by the authors.

Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), коммуникативные компетенции. Federal State Educational Standard, communicative competence.

Сформированность коммуникативных универсальных действий младших школьников рассматривается как результат освоения образовательной программы, предусмотренной ФГОС начального образования [1]. Часто для большинства учителей она не является приоритетной, так как основной задачей учитель считает развитие познавательных универсальных действий, в частности освоение знаний.

Увидеть, насколько учитель грамотно умеет организовывать заявленную требованиями Стандартов совместную деятельность и насколько дети владеют коммуникативными умениями, можно,  попросив детей объединиться в группы для выполнения какого-либо задания на уроке. Есть классы, в которых для этого требуется много времени: школьники не могут выбрать партнѐра для работы, бегают, суетятся, не могут организовать место, не могут договориться с другими детьми, как они будут работать. Может быть и противоположная картина, когда дети спокойно, организованно объединяются в пары или группы, определяют место для работы, распределяют роли и функции для выполнения задания и успешно выполняют его. Это конечно крайние варианты умения организовываться детьми для выполнения совместных действий от полного неумения, что свидетельствует об отсутствии у детей опыта совместных действий, до эффективного сотрудничества в группе (паре). Работа в группе или паре требует определѐнного уровня сформированности коммуникативных универсальных действий (УУД). Коммуникативные действия предполагают умения слушать другого, достаточно полно и точно выражать свои мысли, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Задача школы формировать коммуникативные действия с учѐтом возрастных и личностных особенностей учащихся.

Результаты изучения коммуникативных УУД учащихся 2 и 4 классов с применением метода наблюдения, диагностических методик («Дорога к дому», «Рукавички», «Открытки»), экспертных оценок учителей, проводимое на базе одной из Московской гимназии (лингвистической), показали, что выпускники начальной школы не в полной мере владеют коммуникативными умениями. Прежде всего, ученики испытывали сложности в планировании и организации совместной деятельности, низкую мотивацию к взаимодействию, слабое владение вербальными и невербальными средствами общения, умением выразить собственную мысль словами. А при выполнении совместной работы в парах половина детей не контролирует процесс деятельности и результат.

Эти сложности могут быть явно обнаружены при проведении диагностической процедуры, состоящей в необходимости выполнить совместно задание. Например, нами использовалось такое задание: паре детей предлагается нарисовать две поздравительные открытки, адресованные учителю и другу (подруге). Эти открытки должны отвечать определѐнным требованиям: они должны быть похожими, так чтобы было понятно, что выполнены совместно именно этой парой детей. У обследованных учащихся планирование деятельности, умение договариваться и согласовывать свои действия, оказались сформированы лучше, чем сами совместные действия и взаимоконтроль. Совместный продукт (открытки) у некоторых детей не соответствовал изначально задуманному. Это говорит о недостаточно сформированной исполнительной и контрольной функциях. Наибольшие затруднения у школьников вызвали: выбор и согласование сюжета открыток; согласование авторства, подписи к открытке; исполнительская деятельность; взаимоконтроль.

Некоторые из названных затруднений могут быть преодолены при организации планомерной развивающей работы. План развивающей работы может быть следующим. На первом этапе дети договариваются о том, что собираются рисовать и какими средствами. Затем рисуя, они соотносят свою деятельность с планом, обсуждая это, и по окончании рисования вновь возвращаются к тому, что задумывалось и что получилось, сравнивая цель и результат, проводя совместный контроль итога общей деятельности – нарисованных открыток.

Возможен вариант видоизменения методики «Открытки» для формирования коммуникативных умений в рамках урока и внеурочной деятельности. На уроках это может быть решение учебных задач парой или группой учащихся. Это достигается разными путями:

1.      применение различного материала для изготовления открыток или поделок (бумага белая и цветная, глянцевая и жатая, тутовая и двуслойная и пр., фольга, карандаши и краски, материал для аппликации, природный материал (цветы, листья, ракушки, камешки, кофейные зѐрна, разные крупы, и пр.) и искусственный (бусины, стразы, жемчужины, шнуры, ленты, бордюры, верѐвочки, кружево, контурные наклейки и др.)),

2.      изменение адресата (мама, папа, ветеран, учитель, именинник, друг, победитель соревнований или конкурса и др.),

3.      создание открыток разных тематик (праздничные, поощрительные, с заданиями-загадками и пр.),

4.      изменение способа образования взаимодействующих пар (соседи по парте, друзья, однополые и разнополые пары, конфликтующие друг с другом дети),

5.      групповой вариант совместной деятельности (три и более детей).

Задания, подобные методике «Открытки», можно использовать в развивающей работе по формированию коммуникативных УУД. Таких как: умение согласовывать свои действия для достижения общего результата; умение договариваться, находить общее решение в соответствии с общей целью; умение аргументировать свои предложения, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательные отношения в совместных действиях, даже при конфликте интересов; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение учитывать адресата сообщения [1].

Несмотря на простоту применения, подобного типа задания являются моделью любой совместной деятельности, в том числе и учебной, направленной на выполнение учебной задачи во время урока, то есть учитель может и должен включать в урок групповые действия детей. Однако недостаточно просто объединить детей в группы, необходимо организовать деятельность детей, чтобы научить действовать совместно и самостоятельно.

Формирование коммуникативных УУД сопряжено с формированием и других универсальных учебных действий. Наиболее результативно будут формироваться регулятивные УУД, что связанно с тем что, для успешного выполнения задания (например, рисование поздравительных открыток) необходимо целеполагание, планирование деятельности, поэтапный или итоговый контроль и оценка результата деятельности.Если речь идѐт о формировании личностных УУД, то тематика заданий должна быть соответствующей. Например, поздравления с Днѐм Победы (9 мая), Днѐм Матери, Днѐм Учителя, Днѐм города, Днѐм защитника Отечества, Днѐм здоровья и другими праздниками государственного значения и личностно значимые для детей и школьного коллектива. При проведении такой работы очень важно обсуждать с детьми значение этих событий. То есть важно, чтобы они не только участвовали в создании продукта групповой или индивидуальной работы (открыток), но и понимали, осознавали значимость, важность событий, которым посвящены открытки.

Мы выделяем факторы, влияющие и затрудняющие формирование учителем коммуникативных УУД школьников:

1.      Для учителя формирование коммуникативных УУД не является приоритетной задачей на данном этапе обучения. Эти затруднения легко преодолимы, так как нет противоречия между освоением учебного материала в процессе урока и формированием метапредметных компетенций, в том числе и коммуникативных. Поэтому для учителя достаточно понять, что учебная деятельность может быть организована таким образом, чтобы она включала и коммуникативные действия учащихся как компонент совместной деятельности учителя и учеников и детей между собой.

2.      Учитель затрудняется в том, каким образом развивать коммуникативные компетенции в рамках урока, не знает, как организовать такую деятельность. И помощь психолога очевидна при решении этой проблемы: разъяснение сути совместной деятельности учащихся и помощь в еѐ организации. Учебная деятельность младших школьников обладает высоким потенциалом в формировании не только познавательных и регулятивных, а также коммуникативных компетенций. Но не любая учебная деятельность, а именно совместная деятельность учителя и школьника и детей друг с другом, направленная на совместное решение различных учебных задач: постановку целей, согласование задач, планирование совместных действий, их выполнение, контроль и оценку результатов деятельности в соответствии с названными целями. Коммуникативная деятельность рассматривается как один из видов деятельности и включает те же самые компоненты. Однако в большинстве случаев работа в группе (парах) носит формальный характер: каждый ученик, выполняя часть работы, не согласовывает свои действия с другими, а результат его труда не соответствует общей цели, мало влияет на этот результат. Вместо совместно- разделѐнной деятельности ученики зачастую выполняют «индивидуально-параллельную» деятельность.

3.      В традиционной системе обучения преобладала учебная деятельность в форме индивидуальной деятельности ученика с оцениванием его индивидуальных личных достижений. Индивидуальная деятельность в минимальной степени развивает коммуникативные умения: умение задать вопрос учителю, пересказать материал. Организация совместной деятельности в учебном процессе, реализуемая на уроках широко представлена в развивающем обучении по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

4.       В школе традиционно преобладает оценка индивидуальных достижений учащегося (учебных, личностных, творческих, спортивных и пр.). Это на наш взгляд закрепляет индивидуалистическую направленность личности и не способствует сотрудничеству, помощи другим. Затрудняет формирование таких коммуникативных умений как способность понять чужую точку зрения, принять еѐ, координировать усилия разных людей для достижения общего результата, умение уступать, конструктивно решать возникающие разногласия, споры.

5.       Позиция родителей и общества в целом привносит усиление индивидуализма, конкуренции, направленности на личный успех, иногда достигаемый в ущерб другим. Родительские установки в отношении собственного ребенка, желание видеть его первым, лучшим среди всех отличается от требований к чужим детям.

6.     Различие в уровне сформированности умения общаться с детьми, с которыми ребѐнок приходит в школу.

Таким образом, мы выделяем 3 группы системных факторов, влияющих на формирование коммуникативных УУД:

1.    тенденции в обществе, социальные позиции, касающиеся требований взаимодействия людей (усиление индивидуалистических, эгоистических и конкурентных установок во взаимоотношениях между людьми);

2.     организация образовательного процесса в школе (преобладание индивидуального характера учебной деятельности и еѐ оценки);

3.      индивидуально-личностные особенности ученика (стремление или отсутствие желания общаться, тревожность, психофизиологические особенности, аутистические проявления поведения и др.).

При организации планомерной развивающей работы с учащимися формирование УУД происходит более эффективно.

 

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).