Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому школьному педагогу. Многие трудности в обучении связаны с неумением того или иного школьника сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Оно сосредотачивает, направляет сознание человека в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте - предмете, явлении, события, образе, мысли и т.д. Внимание занимает особое место среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания, чувства и воли, она не сводится к одной из этих трех сфер психического. Развитие внимания является одним из необходимых условий успешного обучения. Однако прежде чем развивать эту способность необходимо провести диагностику состояния внимания. Хороший педагог должен знать особенности внимания школьников и учитывать их при организации учебного процесса. Именно этим объясняется актуальность выбранной темы. Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что: особенности состояния внимания школьников зависят от профиля класса, и внимание будет лучше развито у учащихся математического класса. Организация исследования: Экспериментальное исследование было проведено в лицее №20 г. Ульяновска. В нем участвовали учащиеся восьмых классов (8А, 8Б, 8Г) в количестве 53 человека. Методика «Интеллектуальная лабильность» Цель методики: – изучение особенностей концентрации и переключения внимания в условиях дефицита времени; – прогноз успешности профессионального обучения, освоения нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.

Методика состоит из ряда нескольких несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке (см. Рисунок 1). Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Возможно использование магнитофона. Ход исследования Инструкция: «Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!». Содержание методики [10] 1. (квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 с). 2. (квадрат 4) Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 с). 3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 с). 4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 с). 5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 с). 6. (квадрат 8) Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый – на ДВЕ части (4 с). 7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 с). 8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 с). 9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 с). 10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 с). 11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 с). 12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольник цифру 1 (3 с). 13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 с). 14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 с). 15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 с).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на ТРИ части, вторую – на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с
Рисунок 1 — Бланк ответов точкой А (4 с). 17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3 с). 18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 с). 19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 с). 20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, В – вверх, под буквой С – галочку (3 с). 21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 с). 22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа – плюс, в середине проведите диагональ (3 с). 23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 с). 24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не «И», напишите сумму чисел 3+5 (3 с). 25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 с). 26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 с). 27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 с). 28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 с). 29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5 с). 30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая – в прямоугольнике (3 сек). 31. (квадрат 37) Укажите стрелками направление горизонтальных линий вправо, а вертикальных – вверх (5 с). 32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 с). 33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 с). 34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией – стрелку, направленную влево (2 с). 35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник (4 с). 36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4 с). 37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 с). 38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3 с). 39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 с). 40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные – в круглые (5 с). Необходимо отметить, что экспериментатор перед проведением теста должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают. Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: – 0–4 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению; – 5–9 ошибок – средняя лабильность; – 10–17 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении; – 18 и более ошибок – малоуспешен в любой деятельности. Методика не требует затрат времени на проведение тестирования и обработку результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности. [10] Результаты проведенного исследования С целью изучение особенностей концентрации и переключения внимания школьников было проведено исследование среди восьмых классов 20-го лицея г.Ульяновска. Испытуемым была предложена методика интеллектуальной лабильности. В опросе участвовало три класса - 8А (математический класс), 8Б и 8Г. Результаты исследования приведены в таблицах 1-3, а также показаны на рисунках 2-4.
Вывод о способности учащихся к обучению делается на основании данных об особенностях концентрации и переключения внимания школьников, полученных опытным путем. Состояние внимания анализируется по количеству допущенных ошибок в выполняемом задании. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что внимание более развито и, соответственно, хорошая способность к обучению, у учащихся математического класса — 8А класс. В классах с не математическим профилем (8Б и 8Г) внимание учащихся менее развито и способность к обучению ниже. Таким образом, гипотез, выдвинутая в начале исследования полностью подтверждается. Внимание имеет большое значение для человека. Внимательный человек достигает в жизни больше, чем невнимательный. Внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности. Внимание в жизни и деятельности учащихся выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. Развитие внимания является одним из необходимых условий успешного обучения. Однако прежде чем развивать эту способность необходимо провести диагностику состояния внимания. Хороший педагог должен знать особенности внимания школьников и учитывать их при организации учебного процесса.

Список литературы
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб: Питер, 2005. 304 с.
2. Вайштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А. Общая психология: учебник . Минск: Соврем. шк., 2009. 512 с.
3. Вейн А.М. Внимание человека. СПб.: Питер, 2000. 209 с.
4. Гуревич П.С. Психология: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 320 с.
5. Максименко С.Д. Общая психология [Учеб. Пособие]. М.: Рефл-бук Киев Ваклер, 2000. 523 с.
6. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти / составитель Чернобай А.Б, Федотова Ю.Ю. Владивосток: ИПК МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2005. 53 с.
7. Немов Р.С. Общая психология. М.: Владос, 2008. 400 с.
8. Общая психология : учебно-методическое пособие / под ред. М. В. Гамезо. Москва : Ось-89, 2008. 350 с.
9. Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. 858 с.
10. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. Гродно: ГрГУ, 2002. 124 с.
11. Роговин М.С. Введение в психологию. М.: ЧеРо, 2005. 195 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712с.