Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ- ЗАОЧНИКОВ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В современном обществе к выпускнику вуза предъявляются разнообразные требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность, нацеленность на успех. Результативность процесса подготовки будущих специалистов в системе высшего профессионального образования обусловлена многими факторами, одним из которых является характер учебной мотивации студентов.

Исследования по данной теме проводятся в основном на выборках студентов очной формы обучения. В нашей работе анализируются особенности учебной мотивации у студентов-заочников. Специфика данной категории студентов заключается в том, что в массе своей это взрослые люди, осознанно выбирающие направление подготовки, соотносящие его со своим профессиональным будущим. Кроме того, у них уже сформирована мотивационная направленность личности, в том числе ориентация на успех или на избегание неудач.

Учебная деятельность студентов полимотивирована, для каждого из них характерна своя иерархия мотивов, при этом ведущими могут быть как познавательные мотивы, так и получение диплома или овладение профессией.

Целью данного исследования явилось установление связей между учебной мотивацией и мотивационной направленностью личности на достижение успеха у студентов-заочников.

В исследовании приняли участие студенты 6 курса заочного отделения департамента психологии Уральского федерального университета в количестве 40 человек. Были использованы следующие диагностические методики: «Изучение мотивации обучения в вузе» (методика Т.И. Ильиной); «Изучение мотивации к успеху» и «Изучение мотивации к избеганию неудач» (методики Т. Элерса) [3].

Согласно полученным результатам, для большинства респондентов преобладающей оказалась мотивация на приобретение знаний (52,5%). Испытывая потребность в психологических знаниях, эти студенты, скорее всего, не собираются применять их в профессиональной деятельности. Знания в этом случае могут не сопровождаться формированием умений и навыков, не применяться на практике, а служить расширению кругозора, повышению эрудиции. Выраженность данного мотива может свидетельствовать о любознательности студентов, но при низком уровне мотивации на овладение профессией интерес к получению знаний носит все-таки пассивный характер. Хотя не исключено, что студенты стремятся применять психологические знания в повседневной жизни или в профессиональной деятельности, не связанной с психологией.

У 45% испытуемых наиболее выражена мотивация на получение диплома. Это может быть связано со стремлением к социально одобряемым действиям и достижениям. Получение высшего образования в современном обществе становится нормой. Кроме того, оно открывает новые возможности для человека: позволяет повысить свой социальный статус, способствует карьерному росту, улучшению материального положения. В то же время отмечается девальвация содержательной ценности высшего образования. Нередко наличие диплома об окончании вуза – обязательное условие для трудоустройства на должности, на самом деле не требующие глубоких профессиональных знаний. Более того, не важен вуз, который закончил выпускник, направление его подготовки. Имеет значение только сам факт наличия диплома. Поэтому выбор абитуриента определяется порой сугубо внешними мотивами: куда легче поступить, где проще учиться, где меньше оплата за обучение. Соответственно, и мотивация учебной деятельности в этом случае в основном внешняя: на получение диплома.

Преобладание мотивации на овладение профессией, характерное лишь для 2,5 % испытуемых, свидетельствует об их стремлении в будущем работать по специальности. В этом случае основной целью студента является овладение профессиональными знаниями и навыками, формирование профессионально важных качеств. Как показывают исследования, снижение мотивации к овладению профессией может быть связано с кризисом самоопределения («Что я могу как профессионал?») и с кризисом трудоустройства. Кроме того, слабая выраженность данного мотива, вероятно, обусловлена особенностями выборки: в еѐ состав вошли люди взрослые, имеющие жизненный опыт и понимающие, что зарплата психолога в нашей стране вряд ли позволит обеспечивать семью.

Таким образом, по совокупности результатов у 55% испытуемых преобладающими являются мотивы приобретения знаний и овладения профессией, что, по мнению Т.И. Ильиной, свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею [3, с.493].

Следует отметить, что данная методика не отражает всего спектра мотивов, определяющих поведение студентов в процессе обучения в вузе. Мотивировать студентов могут потребность в саморазвитии (стремление развить свой ум, поднять культурный уровень); потребность в достижении (ориентация на получение лучших результатов); коммуникативные потребности (нацеленность на общение, сотрудничество, взаимодействие) [1, с.28]; потребность в аффилиации (желание расширить социальные связи, поиск нового окружения, установление дружеских контактов в референтной группе) и т.д.

Однако успешность учебной деятельности связана, прежде всего, с познавательной, профессиональной мотивацией и мотивацией достижения успеха.

Студенты, ориентированные на достижение успеха, способны адекватно оценивать свои возможности и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них способностям, знаниям, интересам. Для них характерна реалистическая оценка вероятности успеха при решении различных задач. Индивиды с преобладающей мотивацией к успеху выбирают цели, достижение которых зависит прежде всего от их личных способностей, умений и затрат энергии [4, с.132] .

Студенты, ориентированные на избегание неудач, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, имеют нереалистичные представления о своих способностях, заниженную самооценку.

Основываясь на данных исследований, представленных в научной литературе [2, 4], мы предположили, что существует связь между мотивационной направленностью личности к успеху и мотивацией на приобретение знаний и овладение профессией.

Согласно полученным результатам, у 50% респондентов преобладает мотивация к успеху, а у 50% – мотивация к избеганию неудач. В соответствии с поставленной целью следующим этапом стало исследование учебной мотивации в группе студентов с преобладающей мотивацией к успеху.

Как мотивы, характеризующие направленность личности, так и мотивы учебной деятельности можно объединить в две группы: внутренние и внешние. К внутренним мотивам относятся адекватные собственным интересам и возможностям мотивы выбора профессии и вуза, широкие познавательные мотивы. К внешним мотивам – выбор профессии и вуза под влиянием различных внешних факторов, узкие познавательные мотивы. При внутренней мотивации к достижениям успех является реальным результатом действий самого индивида, а не влияния случайности или каких-либо других внешних факторов. Причем, для индивида в этом случае преимущественно значима его собственная оценка качества этих достижений. Студенты с преобладанием данного типа мотивации понимают важность получения хорошего профессионального образования как инструмента личностного и профессионального роста.

При внешней мотивации к достижению успеха индивид, прежде всего, стремится получить высокую оценку со стороны общества. У студентов с преобладанием данного типа мотивации выбор профессии и вуза часто является случайным, а желание получить высшее образование объясняется тем, что для них это формальный признак высокого социального статуса. Возможно, именно внешним характером мотивации достижения успеха можно объяснить результаты, полученные в нашем исследовании: 50% студентов, стремящихся к успеху, в качестве преимущественной имеют мотивацию на получение диплома, т.е. ориентированы, прежде всего, на внешнюю оценку (ожидают общественного признания, поощрения за сам факт получения диплома о высшем образовании). При этом познавательные мотивы, связанные с интересом к познанию нового, с саморазвитием, как и мотив устремленности к будущей профессии, являются для них второстепенными.

По результатам исследования в группе студентов с преимущественной мотивацией к успеху тех связей, которые мы предположили в гипотезе, не выявлено. Таким образом, для выборки в целом наша гипотеза не подтвердились.

Однако ее проверка в двух возрастных группах показала, что среди студентов старше 30 лет, преимущественно ориентированных на успех, все испытуемые нацелены, прежде всего, на приобретение знаний и овладение профессией (в отличие от респондентов до 30 лет, также преимущественно ориентированных на успех: у них мотивация на приобретение знаний и мотивация на получение диплома представлены примерно в равных пропорциях). Следовательно, гипотеза нашла свое подтверждение в возрастной группе старше 30 лет.

Кроме того, гипотеза подтвердились на выборке мужчин: у всех мужчин, нацеленных на успех, преобладает мотивация на приобретение знаний и овладение профессией. На выборке женщин, преимущественно ориентированных на успех, данная мотивация учебной деятельности характерна лишь для 41,2%. Полученные результаты позволяют выдвинуть предварительную гипотезу о разных путях реализации мотивации к успеху у студентов-заочников мужчин и женщин.

 

Список литературы

1.      Григорян, А.Г., Денисова, Л.Н. Мотивация учебной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2009. №3. С. 28-29. – http://www.science-education.ru/

2.      Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129-138.

3.      Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2002. – 694 с.

4.      Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь. – 2001. – 256 с.