Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
19 октября 2019г.

Проблема психологического благополучия личности является одной из базовых проблем в психологии, интерес к которой поддерживается на протяжении всей истории развития психологической науки. В большинстве случаев, психологическое благополучие рассматривается через противопоставление психологического нездоровья и неблагополучия. Важность этой проблемы для отечественной психологии во многом обусловлена изменениями, происходящими в жизни социума. Современный этап развития российского общества характеризуется сложной, неоднозначной ситуацией, которая складывается во всех сферах жизнедеятельности: экономике, промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, здравоохранении и образовании, что, в свою очередь, не может не сказываться на личностном развитии человека, а также его психологическом благополучии. В настоящее время общество требует от человека, а тем более от молодого человека, который вступает во взрослую жизнь, адекватной ориентировки, умения справляться с негативными жизненными обстоятельствами, находить конструктивные выходы из проблемных ситуаций.

Вышеуказанные требования отражены в усовершенствованной образовательной парадигме, новых образовательных стандартах, меняющихся требованиях общества к содержанию и качеству образования. Как утверждает Батурин Н.А., на данный момент времени, система образования сталкивается с проблемой готовности и способности студентов адаптироваться к новым социокультурным установкам [1].

В настоящее время активно изучается связь между психологическим благополучием и различными качествами личности (ценностно-смысловые ориентации, личностная тревожность, уровень самооценки и т. д.). Возникает необходимость разработки действенного и надежного инструментария для измерения психологического благополучия, а также доработка и операционализация самого понятия.

Современная реформа системы высшего профессионального образования направлена не только на повышение качества подготовки специалистов, но и на сохранение и укрепление психологического здоровья личности, основным феноменом которого является чувство и состояние благополучия. Как утверждает Л.В. Куликов, одним из компонентов личностного благополучия является психологическое благополучие, определяемое как «согласованность психических процессов и функций, чувство целостности, внутреннее равновесие» [3].

Теоретические основы для понимания феномена психологического благополучия были предложены Н. Брэдбёрном, который ввел это понятие и отождествил его с субъективным ощущением счастья и общего удовлетворения жизнью [по 4].

Основные аспекты психологического благополучия были заложены К. Рифф, которая выделила следующие шесть основных компонентов: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цели в жизнь, личностный рост. Бессонова Ю.В., обобщив существующие подходы к пониманию психологического благополучия, определила его как «интегральный психический феномен, целостный опыт, который отражает успех функционирования индивида в социальной среде, сопровождаемый благоприятным эмоциональным фоном, функциональным состоянием тела и психики и позитивным отношением к себе, доверчивым отношением к миру». Автор указывает на тот факт, что структура этой концепции включает «самоотношение и самооценку, в том числе уверенность в собственных силах при преодолении негативных обстоятельств, принятие личной ответственности за свою жизнь и отсутствие внутреннего конфликта» [2].

На данный момент времени интенсивные социально-экономические и политические изменения в нашей стране провоцируют многочисленные психологические проблемы среди населения, которые сопровождаются отсутствием уверенности в будущем, повышенной тревожностью, потерей смысла в жизни и жизненных перспективах. Указанные факторы особое влияние оказывают на студентов, которые являются одной из наиболее уязвимых групп населения.

Актуальность данной работы обусловлена важностью студенческого периода для психологического и социального формирования личности. Психологическое благополучие (неблагополучие) студентов и их дальнейший жизненный путь зависит от внешних и внутренних условий. На усиление значимости психологического благополучия существенное влияние оказывают реформы российского высшего профессионального образования, обусловленные переходом от прежней «знаниевой» к «компетентностной» парадигме, согласно которой студент должен формировать собственные образовательные траектории. На обучающихся оказывает давление новая образовательная информация, которая, в большинстве случаев, превышает объем школьной информации, не говоря уже о ее качестве и глубине [4].

Нами была составлена батарея психодиагностических методик, которая позволяет применять комплексный подход к выявлению характеристик психологического благополучия студентов разных профилей обучения.

Включены следующие методы:

1.                     «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко (2005);

2.                     Методика диагностики ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптация Ю.Л. Ханина;

3.                   Методика диагностики самооценки личности С.А. Будасси;

4.                     Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А. Дарки, в адаптации А.К. Осницкого;

5.                     Методика диагностики типологий психологической защиты (Р. Плутчик – Г.Келлермана – Х.Р.Конте);

На основе полученных эмпирических и теоретических данных, в рамках которых изучается «психологическое благополучие личности», с учетом выявленных особенностей на этапе диагностики исследования, была составлена авторская программа, которая включала в себя 8 занятий, направленных на повышение уровня психологического благополучия у студентов психолого-педагогического факультета. Проверка эффективности реализованной тренинговой программы со студентами-психологами показала, что, влияя на уровень тревожности, самооценки и агрессивности студентов в процессе реализации программы психологического тренинга, можно повысить уровень психологического благополучия личности.

Разработанная программа состоит из восьми тренинговых занятий, каждое из которых направлено на развитие и закрепление определенных навыков и умений у студентов, позволяющих повысить самооценку, снизить тревожность, повлиять на адекватность психологической защиты в сложных жизненных ситуациях, а именно: «ценности и нормы жизненной позиции как основа уверенности в себе», «особенности коммуникаций и ощущение психологического комфорта в окружающем мире», «культура речи как основа понимания», «техники активного слушания», «природа непонимания, причины конфликтов и методы их разрешения: механизмы противоречий», «эмоциональный интеллект», «управление эмоциями: контроль импульсивности», «самомотивация – основа психологического благополучия».

Вышеуказанные тренинговые занятия позволяют нам учесть составляющие психологического благополучия личности: позитивные отношения, самопринятие, целеполагание, личностный рост, управление средой и др. Повышение уровня психологического благополучия у студентов психолого- педагогического факультета обуславливалось необходимостью формирования более подготовленной к профессиональной деятельности специалиста.

После проведения тренинговых занятий было проведено повторное диагностическое исследование по выбранным ранее методикам, в результате которого мы получили следующие данные: число студентов психолого-педагогического факультета, демонстрирующих позитивные отношения с другими людьми, значительно увеличилось, стало больше студентов-психологов, способных быть самостоятельными в принятии решений и адекватными в поведенческих реакциях ситуаций разного рода, повысился темп личностного роста, целеустремленость студентов-психологов также претерпела развитие в сторону увеличения. Необходимо отметить, что уровень психологического благополучия в целом по группе студентов-психологов после программы повысился с 363 до 372 баллов, что говорит о положительной динамике в проведенной работе.

В результате эмпирического исследования гипотеза частично подтвердилась, а именно: имеются статистически значимые различия в психологическом благополучии учащихся разных профилей образования, которые выражаются в различиях в уровне тревожности, самооценки и агрессивности. Мы получили подтверждение выдвинутой гипотезе исследования о том, что имеются особенности в психологическом благополучии студентов разного профиля обучения, а именно: у студентов психологического факультета больше личностный потенциал в целеполагании и осмысленном восприятии окружающей действительности, адекватности самооценки; у студентов факультета иностранных языков выше тревожность и самооценка, что выражается в выборе типов психологической защиты.

В ходе контрольной повторной диагностики, нами были отмечены статистически достоверно произошедшие изменения в психологическом благополучии студентов-психологов, что позволяет рекомендовать разработанную нами авторскую программу в работе со студентами разного профиля обучения.

 

Список литературы

 

 

1.        Батурин Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2015. - №3. – С. 4 – 14

2.        Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия /  Ю.В. Бессонова//Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. ст./ - Санкт-Петербург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – 146 с.

3.        Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов. – Санкт – Петербург: «Питер» , 2015. – 464

4.        Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2015. - №3. – С. 95 - 129