Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Язык является важнейшим инструментом социализации индивида. Именно полноценное владение языком, в том числе, и иностранным, обеспечивает включенность индивида в тот или иной пласт социокультурного пространства.

Говоря о креативности, следует отметить, что степень изученности её различных аспектов весьма неравномерна. Как отмечает Н. А. Алексеева, наряду с наиболее интенсивно исследуемыми перцептивно-когнитивной и личностной сферами, единичны исследования поведенческих, эмоциональных и коммуникативных проявлений.

Анализ литературы позволил выделить ряд основных подходов к изучению креативности в отечественной и зарубежной психологии [подробнее см.: 2] :

1)    когнитивный, определяющий креативность через процессы решения задач: Дж. Гилфорда, П. Торранс, Р. Мэй, А. Ротенберг, Н. Ю. Хрящева;

2)   психоаналитический или динамический, описывающий креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я: Э. Крис, Л. Куби, Л. Беллак, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Кречмер;

3)     бихевиористский, рассматривающий креативность в терминах поведения по схеме «стимул-реакция»: Б. Ф. Скиннер, Л. Торндайк;

4) гуманистический или личностный, делающий упор на самовыражение творческой личности: К. Роджерс, А. Маслоу, А. Гольдшейн, Г. Олпорт;

5)        синтетический, рассматривающий креативность как синтез когнитивных, личностных и социальных факторов: С. Каплан, Д. Н. Перкинс, Ф. Дж. Раштон, Дж. Рензулли, Д. Сикс, Р. Стернберг, А. Танненбаум, Ф. Е. Удуадиа, Дж. Фельдхьюзен, К. Хеллер; Я. А. Пономарев;

6)   инновационный, ориентированный на оценку креативности по новизне конечного продукта: Д. Фельдман, Ф. Барон, Д. Харрингтон.

Каждый из подходов рассматривает лишь одну из сторон и проявлений креативности, что приводит к одностороннему её пониманию. Следует предположить, что креативность – это интегративное личностное качество, субъективная детерминанта творческих проявлений. Творческая личность может быть талантлива одновременно в нескольких сферах деятельности, и талантливый человек создает вокруг себя климат открытости, доброжелательности, выявления спонтанных и свободных склонностей и порывов.

Вместе с тем, данные экспериментальных исследований В. Н. Дружинина [3], В. Н. Козленко [5] и теоретические работы А. Маслоу [6] содержат сведения о конфликтности и противоречии социального поведения креативов, когда истощение психических ресурсов при созидании приводит их к крайним эмоциональным состояниям. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, принимает общепринятые ценности, только если они совпадают с его собственными. Это свидетельствует о качественном своеобразии коммуникативной креативности, сложности и непрямолинейности взаимосвязи ее с иными аспектами творческих способностей.

Коммуникативное творчество и креативность в общении следует рассматривать с точки зрения специфичности коммуникативного процесса; особенностей коммуникативно-креативной личности; продуктов коммуникативного творчества и характера креативной среды общения. Представляется возможным выделить в коммуникативном процессе творческие компоненты восприятия, памяти, мышления, целостной личности, ее воображения, интуиции, оригинальные способы решения социальных ситуаций. Коммуникативно-креативный процесс представляет собой продуктивное общение, создание новых целей, оригинальных средств и способов взаимодействия в результате адекватного восприятия объекта общения, основанного на социальном воображении и интуиции.

Анализ литературы позволяет выделить несколько направлений при оценке коммуникативно-креативной личности: совокупность творческих способностей, делающая процесс более успешным; творческое отношение к общению; наличие социального интеллекта. Здесь по аналогии с когнитивной креативностью выделяют: 1) социальную обучаемость; 2) компетентность в общении; 3) коммуникативную креативность, как способность к преобразованию социальных умений и навыков для быстрой, качественной, результативной адаптации в быстро меняющихся ситуациях общения. Коммуникативно-креативные качества личности можно рассматривать как единство и своеобразие когнитивных, эмоциональных и лингвистических особенностей, формирующихся на основе социального интеллекта, представляющего собой знания о культуре, социальных отношениях, обычаях и традициях, и проявляющихся в умениях и навыках общения (коммуникативной компетентности) и в умении понимать отношения и чувства людей (эмпатии).

При исследовании продукта коммуникативного творчества отмечается эмоциональный критерий (чувство удовлетворенности процессом у его участников), деятельностный (плодотворность решения проблем партнерами), личностный критерий (наличие условий для самореализации и личностного развития участников общения), нравственный (соответствие высшим нравственным ценностям) [подробнее см.: 1]. Таким образом, продукт коммуникативной креативности отличается субъективной новизной, личностным преобразованием, является уникальным, неповторимым в общечеловеческом смысле.

В данной связи следует упомянуть об основных психологических особенностях языковой личности, составляющих ее коммуникативную креативность, а также факторах, определяющих развитие иноязычного коммуникативного творчества и коммуникативной креативности вторичной языковой личности специалиста. В качестве специфических особенностей и факторов такого рода рассматриваются: 1) коммуникативная компетентность, в том числе в ее специфическом варианте в виде иноязычной компетентности; 2) мотивация иноязычной речевой деятельности и общения; 3) эмпатия как проявление эмоционально-ценностного отношения партнеров коммуникации; 4) вербальная креативность как специфическое проявление интеллекта в творческой иноязычной речевой деятельности; 5) ценностно-смысловые характеристики языковой личности.

В результате этого анализа структура творческой языковой личности описана как взаимосвязанная совокупность следующих компонентов, каждый из которых, в свою очередь, описывается совокупностью измерений.

1.     Коммуникативная компетентность как интегральный компонент в структуре творческой языковой личности объединяет свойства, способности, умения и навыки, определяющие сформированность межличностного опыта, обученность взаимодействию с окружающими, комплексную способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного межличностного взаимодействия

2.       Мотивация как интегральный компонент структуры творческой языковой личности объединяет, прежде всего, систему мотивов овладения и использования иностранного языка, мотивационных установок иноязычного общения, соотношение внешней и внутренней мотивации речевой деятельности и общения, которые выражают личностную направленность субъекта в системе иностранного языка и речи [см., например: 3, 4, 6].

3.   Эмпатия как интегральный компонент структуры творческой языковой личности представлена совокупностью свойств, определяющих способность эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; выбирать адекватный эмпатийный ответ на переживания другого, используя способы взаимодействия, облегчающие жизненную ситуацию другого.

4.    Вербальная креативность как центральный интегральный компонент структуры творческой языковой личности представлена совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, речевых, мотивационных и ценностно-смысловых характеристик личности, обеспечивающих оригинальное, нестандартное решение коммуникативно- речевых ситуаций в иноязычном общении.

5.      Ценностно-смысловой компонент структуры творческой языковой личности интегрирует систему нравственных понятий, ценностных ориентаций и нравственно- духовных смыслов личности, реализуемых в системе иноязычного речевого общения.

Таким образом, глобализация мировых культурных процессов, массовые миграции и расширение ареалов регулярного взаимопроникновения разных языков и культур (мультикультурализм), появление мировых компьютерных сетей – эти факторы придали особый вес исследованиям процессов и механизмов овладения чужим языком.

 

 

Список литературы

 

 

1.                  Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения / К. А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. – М. : Наука, 1981. – С. 218– 241.

2.                  Алексеева, Н. А. Формирование коммуникативной креативности будущего специалиста в процессе обучения иностранным языкам: автореф. дис. … к. психол. н. – Нижний Новгород, 2008. – 24 с.

3.                  Дружинин, В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. – 224 с.

4.                  Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. – Воронеж, 2001. – 400 с.

 5.                  Козленко, В. Н. Проблемы креативности личности // Психология творчества : общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарёва. – М., 1990. – С. 131– 148.

6.                  Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. – СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. – 430 с.