Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Аннотация

В  работе  рассмотрена  система  мотивов  межличностного  выбора,  выявляемых  при  социально-психологическом исследовании межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе. Изучение эмоциональных факторов младших школьников важно для раскрытия межличностных предпочтений, установления позиции личности, наличия положительных, конфликтных или напряженных участков, степени групповой сплоченности, мотивационной структуры отношений.

Ключевые слова: эмоциональные предпочтения, межличностные выборы, социальная позиция, психологическая атмосфера, младший школьный возраст.

 

EMOTIONAL FACTORS OF THE RELATIONS OF PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH THEIR PEERS

 

 

Akulinina N.V., postgraduate student of Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

 

Аbstract

The article system of motives of personal choice has been considered here. It is characterized by socio- psychological study of interpersonal interactions and relationship in a group. The study of young pupils emotional factors is important for developing personal preferences, establishing a person is position; if it is positive, negative or conflict, measuring the degree of group cohesion and motivational structure of relations.

Key words: emotional preferences, interpersonal elections, social position, psychological atmosphere, primary school age.

Актуальность исследования проблемы эмоциональных предпочтений младших школьников обусловлена важностью развития и формирования личности в совместной коллективной деятельности и общении. На устойчивость положения младших школьников оказывает влияние межличностные выборы и психологический климат в коллективе.

Проблеме эмоциональных факторов взаимоотношений в группе сверстников посвящены исследования как отечественных (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, М.Р. Битянова, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Г.М. Парыгин, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных ученых (Д.Т. Кемпбелл, Н.Н. Ланге, Р. Линтон, Д. Майерс, Дж. Мид, Дж.Морено, К. Роджерс, Т. Шибутани, C.Kelley и др.).

В результате анализа психологической литературы (А. А. Бодалев [7,С.203], М. Р. Битянова [1, С. 7], Л. С. Гозман [4, С. 233], Н. Н. Ланге [5, С.46], С. Л. Рубинштейн [4, С. 48], П. М. Якобсон [6, С. 115]) показывают, что механизмами эмоциональных факторов взаимоотношений младших школьников со сверстниками являются межличностные предпочтения, социальная позиция личности, наличия положительных, конфликтных или напряженных участков, степени групповой сплоченности, мотивационная структура отношений.

Теоретическое изучение проблемы позволило определить цель исследования: изучение эмоциональных факторов взаимоотношений младших школьников в группе сверстников.

Задачи исследования:

1.      Исследование классификации положения учащихся в системе личных взаимоотношений;

2.      Исследование психологической атмосферы в коллективе;

3.      Исследование мотивационного ядра межличностных выборов;

Гипотеза исследования: эмоциональные факторы взаимоотношений сверстников влияют на социальное положение младших школьников.

Для достижения поставленной цели использованы: методика «Социометрия» Дж. Морено в модификации Я.Л. Коломинского и Н.А. Березовина [9, С. 137], психологическая атмосфера в коллективе Л.Г. Жедуновой [3, С. 90] и методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов В.А. Петровского [9, С. 152].

База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия №93 г. Челябинска имени Александра Фомича Гелича. В проведенном исследовании принимали участие 1 - 4 классов в количестве 458 учащихся в возрасте 7-11 лет.

Эмоционально-психологический климат класса определяется по методике «Психологическая атмосфера» Л.Г. Жедунова (см. Табл.1).

По результатам исследования методике «Психологическая атмосфера» Л.Г. Жедунова видно, что удовлетворенность взаимоотношений с одноклассниками меняется от класса в класс, по мере взросления младших школьников. В первом классе на первое место ставят дружелюбие, во втором – удовлетворенность в коллективе, в третьем – результативность и в четвертом классе – успешность. В ранге предпочтения классных коллективов не имеет место параметр согласие – несогласие, он не меняется на протяжении младшего школьного возраста, для учащихся важным являются дружелюбие, удовлетворенность, результативность и успешность в группе сверстников.


   Таблица 1

Результаты исследования по методике «Психологическая атмосфера» Л.Г. Жедунова


п/п

 

Параметры оценивания

Ранг предпочтения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

дружелюбие - враждебность

1

2

7

3

2.

согласие - несогласие

10

9

9

10

3.

удовлетворенность - неудовлетворенность

7

1

4

4

4.

результативность – не результативность

9

3

1

9

5.

увлеченность - скука

6

5

3

5

 

6.

теплота взаимоотношений –

холодность взаимоотношений

 

5

 

4

 

6

 

8

7.

сотрудничество - соперничество

2

6

8

6

8.

взаимная поддержка - недоброжелательность

8

8

7

7

9.

интерес друг к другу - равнодушие

4

7

5

2

10.

успешность – не успешность

3

5

2

1

 

Анализ мотивов межличностных выборов В.А. Петровского по методике «Мотивационное ядро» позволяет рассматривать их как основу тех межличностных отношений, которые складываются между индивидами в процессе общения (см. Табл.2).


   Таблица 2

Результаты исследования по методике «Мотивационное ядро» В.А. Петровского


п/п

 

Параметры оценивания

Ранг предпочтения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

добрый

1

1

1

1

2.

общительный

2

2

2

2

3.

умный

5

4

3

6

4.

честный

3

6

6

5

5.

веселый

3

5

5

3

6.

внешне привлекательный

8

7

9

9

7.

выдержанный

7

9

8

8

8.

отзывчивый

6

8

7

7

9.

активный

4

3

4

4

 

По результатам исследования методике «Мотивационное ядро» В.А. Петровского коэффициент К «силы» мотива (качества), определяющий выбор предпочтения и высокую социальную позицию, влияние на положение младшего школьника в коллективе является доброта, общительность, активность, веселье и честность. У непринятых учащихся младшие школьники считают отсутствует: внешняя привлекательность, выдержка, активность и отзывчивость.

По результатам исследования «Социометрии» Дж. Морено в модификации Я.Л. Коломинского и Н.А. Березовина составлена социограмма. По результатам исследования нам интересно стало посмотреть взаимоотношения лидеров («звезд») и непринятых учащихся. Анализ социограммы начинается с отыскивания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.

Положение человека в группе зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение [8, С. 179].


По результатам исследования социограммы видно, что динамика социальной позиции в  группе сверстников со второго по четвертый классы изменяется. Популярным учащимся на протяжении всей учебы в начальной школе нужно доказывать свое положение в участии делах класса, гимназии, поддерживать свой имидж высокостатусного учащегося. Непринятые  учащиеся выбирают лидеров и предпочитаемых учащихся,  но не выстраивают межличностные отношения с принятыми в коллективе учащимися.

У непринятых учащихся в стабильной группе сверстников, наоборот, нарушены взаимоотношения с одноклассниками и значимыми взрослыми. С возрастом происходит увеличение предпочитаемых учащихся, наиболее подвижными по объему выборов внутригрупповых процессов являются непринятые младшие школьники.

Таким образом, эмоциональные факторы личности влияют на межличностные отношения в группе сверстников. Во вторых классах прослеживается направленность действий на себя и конкурентность в коллективах, в третьих и четвертых классах направленность на    взаимодействие  и сотрудничество   с одноклассниками. Эмоционально-психологический климат класса определяется в удовлетворенности взаимоотношений с одноклассниками и учителями, устойчивым настроением, эмоциональным состоянием, степенью эмоционального благополучия. Мотивация межличностных выборов дает более содержательную характеристику структуры взаимодействий и взаимоотношений в группе и строится не только на эмоциональной, но и на ценностно-ориентационной основе.

 

Список литературы

1.      Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике.- М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.

2.      Большой психологический словарь/Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.: АСТ, 2009. - 816 с.

3.      Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н. Степанова.– М.: ТЦ «Сфера», 2001- 128 с.

4.      Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2013. 576 с.

5.      Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2013.- 749 с.

6.      Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. - 583 с.

7.      Психология общения. Энциклопедический словарь/Под ред. А.А.Бодалева. – М.: «Когито-Центр», 2011. – 600 с.

8.        Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Прайм - Еврознак, 2008. – 576 с.

9.      Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие  / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.