Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБИДЫ И ОБИДЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В нашем быстро развивающемся мире современному обществу просто необходимо относиться к воспитанию и развитию детей со знанием дела, не надеяться, что все случиться само собой. Обществу нужно здоровое, образованное и развитое поколение.

Человек социальное существо и невозможно стать полноценной личностью вне общества таких же людей. Социализация человека со всех сторон «соткано» из множества взаимоотношений: сначала семья, сад, школа, институт, работа. И на каждом этапе имеются свои закономерности и принципы отношений.

Дошкольный возраст - ответственный период в воспитании и развитии, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Именно в это время взрослый личным примером, владея определенными знаниями должен оказывать влияние на развитии здоровой, полноценной личности. В это время в общении ребенка как со взрослым, так и со сверстником возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие личности и будущие межличностные взаимоотношения с людьми.

Эмоциональная основа является оной из важнейших черт межличностных взаимоотношений, которые складываются и возникают на основе определенных чувств по отношению друг к другу. Большое значение приобретает изучение ребенка в системе межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада. Доверять друг другу и получать радость общения дети приучаются постепенно. Воспитание дружбой в развитии ребенка оставит положительный отпечаток на психическом здоровье детей. Иногда случается так, что дружба обретенная в детском саду, длится всю жизнь. Потому взрослому важно донести детям, что дружбу нужно беречь, отношения не должны основываться только на взаимной выгоде, с детства следует прививать такие ценности как альтруизм, эмпатия.

Отношения дошкольников в группе детского сада порой разворачиваются в сложных, а, в иных случаях, и драматических отношениях, что влечет за собой эмоциональное напряжение и даже конфликтность. Взрослые иногда даже и не подозревают о той гамме чувств и отношений, которые переживают дети, не предают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Негативное отношение к другим у многих детей складывается уже в дошкольном возрасте, что отрицательно сказывается на развитии будущей личности и приводит к проблемным, конфликтным формам взаимоотношений.

Конфликтные формы поведения детей всегда связанны с внутренними личностными проблемами ребенка.

Внутренние причины вызывают устойчивые, часто повторяющиеся конфликты со сверстниками, приводящими к изоляции, к чувству одиночества и обиды, являющихся одними из самых деструктивных переживаний человека. Со временем закрепляясь, обида может перерасти в такое постоянно присущее свойство личности как обидчивость, не исключая возможность проявления ее патологических форм.

Научный интерес к дружбе проявляется и в таких областях науки, как философия, культурология, социология, социальная психология.

Довольно сложно провести четкую границу между психологическими особенностями дружеских межличностных отношений и социальными представлениями о дружбе. Однако выделяют основные направления социально-психологических исследований дружбы:

1)     изучение межличностной привлекательности в дружеских отношениях (Т. Ньюком, К. Изард, В.А. Лосенков, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, Л.Я.Гозман, А.В. Мудрик, Н.Н.Обозов) и определение основных психологических параметров дружбы как одного из видов личных отношений (И.С. Кон, 1989);

2)    изучение социальных представлений о дружбе (И.С. Кон, 1989; Е.В.Юркова, 2003);

3)    изучение особенностей организации дружеского взаимодействия детей, юношей, взрослых, в однополых и разнополых парах (Р.Харре).

Процесс обиды – явление двоякое: один обижается, а другой обижает. Ничто другое не может вспыхивать так легко и тлеть так же долго, как обида. Обида – это целая гамма чувств, своеобразное душевное состояние, характеризующееся устойчивостью и длительностью. Одна из древнейших проблем человека, которая не потеряла своей остроты и в наши дни.

Исследованиями в области возникновения, переживания и преодоления обид занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (О.А. Апуневич, А. Басе, Э. Берн, Ю.В. Гранская, А. Дарки, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Д.В. Ольшанский, Ю.М. Орлов, К. Роджерс, Л.С. Славина, К. Хорни, Р.X. Шакуров, А.Г. Шмелев, Э. Шостром и другие.

В словарях дается следующие определения понятию обиды.

В толковом словаре В. Даля обида это «всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. Кривосуд обида; брань, побои обида; насмешка, дурной отзыв о ком; лишение кого достояния, имущества, барышей и пр. Всякому своя обида горька» [3, с.567].

Толковый словарь И.С. Ожегова дает следующее определение: «Несправедливо причинѐнное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство» [7].

В  «Словаре современного русского литературного  языка» Д.Н.  Ушакова дается сходное определение «Оскорбление, огорчение, причиненное кому-то несправедливо, незаслуженно; чувство, вызванное этим оскорблением, огорчением» [8].

Оскорбление, огорчение, ложь в адрес другого человека, несоответствующее его реальной оценке себя и своего поведения, т.е. нанесенного несправедливо, незаслуженно. «Обида» – это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих, причем чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе [4].

В большинстве источников обида трактуется как чувство или переживание, связанное с оценкой несправедливости во взаимоотношениях, точнее, с такими категориями как оскорбление, порицание, огорчение; обидчивость рассматривается как свойство человека, выражающееся в склонности к частому переживанию обиды.

Психологи М. Джеймс, Д. Джонгвард указывают, что за период сбора любой коллекции ярлыков накапливается огромное количество обид, благодаря которым личность чувствует свое поведение оправданным.

Представители школы психоанализа (А. Фрейд) представляют обидчивость в виде проявления детского ЭГО-состояния. Любой взрослый человек, независимо от возраста может чувствовать себя, как пятилетний ребенок или бунтующий подросток. Внутренний ребенок есть в каждом человеке [2].

По мнению А. Фрейд, Э. Берна обидчивость как качество личности является результатом подавленных в детстве эмоций. Основными, или базовыми эмоциями человека являются четыре: печаль, радость, гнев, страх. Как правило, в семье запрещается демонстрировать какую-либо из этих эмоций, замещая ее на другую, более приемлемую. Например, чаще всего детям запрещается показывать свою печаль. Развлекая ребенка и запрещая ему плакать, родители пытаются заменить одну эмоцию на другую, приемлемую и удобную, на радость. Суть обиды представители данной школы представляют как чувства, преумноженные и адресованные невинному человеку, который напомнил данное чувство из пережитого в детстве.

Подводя итог из анализа психолого-педагогической литературы, можно видеть, что категория «обида» практически не разрабатывалась в педагогике, в психологии «обида» рассматривается в основном в русле других психологических проблем.  Целостных экспериментально-теоретических работ, как в отечественной, так и в зарубежной науке недостаточно. До сих пор данный феномен являются  малоизученными.  Проблема обиды и обидчивости в настоящее время рассматриваются разными психологическими школами в контексте развития эмоционально-личностной сферы и ее коррекции, а также разными школами трактуется по-разному.

 

Список литературы

1.      Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. / Э.Берн -Изд-во Университетская книга, ACT. Санкт-Петербург М.: 1998. - 396 с.

2.      Бурлакова, Н.С. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейлд; Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.С.Бурлакова, В.И. Олешкевич.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 288 с.

3.      Даль, В.В. Толковый словарь русского языка / В.В. Даль М.: Просвещение, 2003.- С.567.

4.      Лупьян, Я.А. «Борьеры общения, конфликты, стресс…» / Я.А. Лупьян 2-е изд., доп.- Мн.: Выш.шк., 1988.- 223 с.

5.        Магомаева, В.Г., Рыбакова, А.И. Мотивация достижения: определение и факторы, оказывающие влияние на  мотивацию достижения /  В.Г.Магомаева, А.И.Рыбакова /Молодежь и  общество: сборник научных статей /Под общ. ред. С.Н.Фоминой. – Выпуск 7. – М.: Перспектива, 2015. – 317 с. – с. 98-103.

6.      Никитина,  Н.И.,  Рыбакова,  А.И.  Совершенствование   культуры  самообразовательной деятельности студентов системы дистанционного обучения социального университета /Н.И. Никитина, А.И. Рыбакова //Образование и саморазвитие. - ООО «Центр инновационных технологий» (Казань). - 2012. - Т.2. - С. 15- 19.

7.      Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. /С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова,– М., 2010 . - 736с.

8.      Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.