Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Профессиональная социализация представляет собой категорию, достаточно широко освещенную в современных отечественных и зарубежных исследованиях в рамках социогуманитарных наук. Под профессиональной социализацией чаще всего понимается процесс накопления профессионального опыта в ходе учебной и трудовой деятельности, развитие личности в роли специалиста, ее включение в профессиональную среду.

Профессиональная    социализация,    таким    образом,     является     одним    из    аспектов профессионализации.

Анализируя процесс профессиональной социализации, И.Г. Колосова выделяет следующие ее стадии: выбор профессии (с учетом способностей и возможностей обучающихся); освоение нормативной базы профессии; саморазвитие и осознание себя как профессионала; обогащение профессионального опыта в процессе образования; развитие своей личности посредством профессии. Кроме того, автором дифференцируются несколько вариантов соотношения профессиональной социализации и социализации личности в целом: 1) существование рядом, без пересечения (человек функционирует в профессиональном плане исключительно формально); 2) полное совмещение (личное включается в профессиональные рамки); 3) частичная идентификация с профессиональной ролью; 4) полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное.

В качестве результата профессиональной социализации должна быть выработана готовность к осуществлению профессиональной деятельности на достаточно эффективном уровне, что отражается в понятии «профессионализм». Данное понятие может выступать в различных значениях: как совокупность личностных качеств человека, необходимых для получения позитивного результата (нормативный профессионализм) и как внутреннее свойство личности (реальный профессионализм). Как один из критериальных показателей профессионализма выделяется наличие внутриличностного отношения к труду, что является движущим механизмом человека в профессиональном измерении [6]. Тем самым, подчеркивается важнейшая составляющая профессионализма, его внутренняя основа – духовность труда.

Профессиональная социализация происходит в различных образовательных учреждениях, в том числе и в высших учебных заведениях, оказывающих наиболее значительное влияние на профессиональную социализацию обучающихся – студентов. В первую очередь, это обусловлено тем, что на образовательном этапе профессионально- образовательное пространство является одним из факторов развития личности. Личностный рост студентов осуществляется посредством включения в образовательную среду, представляющую собой компонент профессионально-образовательного пространства. В ходе образования у студентов расширяются представления о специальности и о себе как профессионале, проходящем становление, за счет пополнения необходимых знаний и переосмысления своей роли в выбранной профессии.

Ю.В. Каблинова верифицирует ряд социализирующих функций системы образования:    функция    общеобразовательной    поддержки;    функция    поддержки профессионального   самоопределения;    функция    активизации   личностных   ресурсов; профилактически-реабилитационная функция; функция общесоциальной поддержки [4].

Вопросам влияния различных факторов на профессиональную социализацию студентов уделяется внимание в работах ряда исследователей. К примеру, некоторые ученые подчеркивают корреляцию между эффективностью профессиональной социализации и уровнем организации сотрудничества между студентами и преподавателями как участниками образовательного процесса. Профессиональная социализация студентов, таким образом, характеризуется как процесс, представляющий собой интериоризацию норм, свойственных профессиональной среде, и самоидентификацию личности с осознанием ею своей роли в этой среде [8, 12, 14, 18].

В исследовании Е.Н. Ибрагимовой для изучения профессионального саморазвития используется категориальный аппарат, предложенный Л.С. Выготским, включающий в себя понятие зон ближайшего развития. В ходе данного исследования подтверждено, что профессионализация осуществляется как последовательное прохождение таких зон, с переходами «внешнеплановых» действий во «внутреннеплановые», а также наоборот [3].

Процесс профессионализации является стихийным, неуправляемым и, возможно, поэтому неосознаваемым для человека. В большинстве случаев студент лишь предполагает присутствие положительной или отрицательной динамики – и в результате развиваются состояния, которые затрудняют активацию психофизиологических процессов. В лучшем случае такие состояния могут приводить к неоправданным затратам сил. Несмотря на стихийный характер, различные аспекты профессионализации и профессиональной социализации успешно подвергаются анализу.

Заслуживают особого внимания исследования, посвященные процессу профессиональной социализации студентов медицинских колледжей и вузов в связи с существующей спецификой обучения будущих специалистов медицинского профиля. В зарубежной психологии и некоторых трудах отечественных ученых в последнее десятилетие развивается концепция профессиональной социализации в контексте подготовки медицинских сестер. Различные проблемы обучения и становления среднего медицинского персонала анализируются через призму особенностей профессии медицинской сестры, включающихся в себя не только набор научных знаний и технических навыков, но и психологический аспект, связанный со сложностью ухода за больными, часто не имеющими возможности самообслуживания. В исследованиях, посвященных вопросам здоровьесбережения студентов медицинских вузов, подчеркивается, что обучение будущих врачей подразумевает процессы и процедуры, отличающиеся от обучения студентов других направлений и специальностей. Среди факторов, способствующих повышению уровня стресса обучающихся выделяются следующие: бóльший объем работы в отличие от других студентов, обучающихся в университете; различные стили обучения и влияние обучающей среды; специфический характер цикловой системы обучения. Все это детерминирует препятствия к реализации студентами индивидуальных интересов помимо учебы. Кроме того, высокий уровень тревожности, вызванный дифференцированными методами проверки знаний, наличие ситуаций прямой конкуренции со своими сверстниками и друзьями, являются причинами стрессогенности [1, 2, 5, 13, 19]. Уровень стресса студенческой молодежи медицинского профиля варьирует в зависимости от курса, степени профессионализации и связан со спецификой обучения (лекции, клиническая практика). Как показало исследования проблем, возникающих у студентов-медиков при переходе на разные уровни профессионализации, проведенное К. Рэдклифф и Х. Лестер (2003), многие из участников анкетирования убеждены, что обладают недостаточными знаниями и навыками для активной профессиональной деятельности; испытывают чувство бесполезности, т.к. не в состоянии внести свой вклад в процесс лечения больных; ощущают потребность в восприятии их как компетентных врачей со стороны старших коллег и пациентов. Еще одной особенностью обучения в медицинском вузе является наличие этических конфликтов, восприятие смерти и человеческих страданий, необходимость быстрого принятия решений. В чрезвычайных ситуациях многие студенты чувствуют себя неготовыми к общению с умирающими пациентами и родственниками, так как испытывают страх, беспокойство и нерешительность в процессе подобных взаимодействий [20].

Клиническая практика студентов медицинских специальностей обладает рядом характеристик идентичных рабочей среде, в которой находятся их более квалифицированные коллеги. Определено, что такие факторы, как продолжительность рабочего дня, образовательная среда и взаимодействие с коллегами, связанное с выполнением профессиональных обязанностей, негативно влияют на физическое и психическое самочувствие молодых врачей. Однако, чаще всего, некорректное поведение со стороны врачей по отношению к студентам и интернам нивелируется на завершающих этапах обучения, когда они начинают восприниматься как коллеги в медицинской профессии [21].

Нельзя не отметить, что студенты испытывают сильнейшие психологические и физические нагрузки во время перехода от одного этапа профессиональной социализации к другому. Наиболее напряженным считается период адаптации к условиям обучения в медицинском  университете после зачисления, что отчасти может быть связано с изменением учебных стилей и необходимостью конкурировать со сверстниками, обладающими равными или более высокими интеллектуальными способностями. К тому же, многие студенты вынуждены адаптироваться к изменениям в своей жизни, связанным с переездом в другой город, знакомством с новыми людьми, свободой от родительской опеки. Ряд физически и психологически неблагоприятных ситуаций (болезни, травмы, тяжелые утраты, беременность или рождение детей, финансовые затруднения) может негативно влиять на здоровье и психологическое состояние студентов-медиков [9, 11, 15- 17].

Н.А. Маслюк был выявлен мотивационный базис социального мышления на этапе инициации. Отмечается, что современными студентами гораздо чаще ставятся жизненно- бытовые, нежели социально-общественные проблемы. Одновременно, мотивация и способности к постановке проблем оказываются более высокими у студентов вузов, при сравнении с колледжами. Исследование изменения личностных ценностей студентов вуза показало, что развитие сопровождается изменениями в ценностях гуманистической и прагматической направленности. В основном изменения происходят в направлении увеличения уровня значимости гуманистических ценностей [7].

Как уже отмечалось, для человека профессионализация уже сама по себе является инклюзией в социальные процессы общества. Одной из форм такого включения является включение в социально-экономические процессы. В этом смысле профессионализация рассматривается в роли средства развития, самореализации, а также самоактуализации [10]. Сущность ее заключается в превращении человека в профессионала, который в идеале не только создает товары потребления, но и активно влияет на развитие своей профессиональной деятельности и на профессиональную общность. Профессиональная социализация в определенном смысле отражает рост личности. Лишь с адекватной адаптацией, с включенностью в образовательный процесс с учетом специфики подготовки профессионалов, возможно создать из личности студента квалифицированного специалиста, в особенности это касается специалистов помогающих профессий, в том числе и медицинского профиля.

 

 

Список литературы

 

 

1.                  Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Роль мотивационной составляющей профессиональной социализации в процессе подготовки медицинских кадров // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Омск: Изд-во «Инновационный центр развития образования и науки», 2015. С. 176-179.

2.                  Веретельникова Ю.Я., Чернышкова Е.В., Беляков А.Е. Личностные детерминанты стратегий преодоления трудных ситуаций у студентов медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9. № 1. С. 132-136.

3.                  Ибрагимова Е.Н. Способность субъекта учебной деятельности к профессиональному саморазвитию: автореф. дис ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 21 с.

4.                  Каблинова Ю.В. Профессиональная социализация студенческой молодежи: мотивационная структура процесса: автореф. дис ... канд. соц. наук. Ставрополь, 2006. 23 с.

5.                  Клоктунова Н.А. Социальные факторы формирования стратегий профессионализации студентов медицинского вуза: автореф. дисс. …. канд. социол. наук. Волгоград, 2013. 24 с.

6.                  Колосова И.Г. Влияние ценностных ориентаций на профессиональную социализацию студентов: автореф. дис ... канд. психол. наук. Курск, 2006. 26 с.

7.                  Маслюк Н.А. Особенности социального мышления студентов высших и средних специальных учебных заведений: автореф. дис ... канд. психол. наук. М., 2006. 21 с.

8.                  Мурзагалина Л.В. Первичная профессиональная социализация будущих врачей на этапе обучения в вузе: автореф. дис ... канд. пед. наук. Уфа, 2010. 26 с.

9.                  Павлов В.И. Профилированные учебные модули по физической культуре в условиях медицинского образования // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7. № 4. С. 984-988.

10.              Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль: Канцлер, 2008. 200 с.

11.              Чернышков Д.В. Компаративный анализ особенностей здоровьесбережения будущих специалистов медицинского профиля (Обзор) // Саратовский научно- медицинский журнал. 2016. № 12 (2). С. 202-206.

12.              Чернышков Д.В., Андриянов С.В. Личностный рост специалиста в контексте профессиональной социализации // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во «Инновационный центр развития образования и науки», 2015. С. 97-100.

13.              Чернышков Д.В., Андриянов С.В., Ширшова Т.А. Основные детерминанты профессиональной социализации современной молодежи //Актуальные вопросы и перспективы  развития  общественных  наук:  сборник  научных  трудов  по  итогам международной научно-практической конференции. Омск: Изд-во «Инновационный центр развития образования и науки», 2015. С. 46-48.

14.              Чернышков Д.В., Андриянова Е.А. Специфика профессиональной социализации в медицине: теоретические обоснования // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2016. Т. 18. № 2. С. 394-397.

15.              Ярошенко Л.П. Социализация студенчества современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук.  М., 2002. 19 с.

16.              Andriyanova E.A., Chernyshkov D.V., Kuznetsova M.N., Gorshenina V.I. Contemporary foundations of professional socialization of the college students // Международный научно- исследовательский журнал. 2016. № 7-1 (49). С. 84-86.

17.              Donika A.D., Chernyshkova E.V., Andriyanova E.A. Bioethical content of current studies on professiogenesis problems in medicine // Биоэтика. 2016. № 1(17). С. 34-38.

18.              Pei Kuan Lai, Pek Hong Lim. Concept of Professional Socialization in Nursing. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // web.imu.edu. my / ejournal / approved / 7.Research_Lai_p31-35.pdf

19.                Professional Socialization: Students Becoming Nurses / G.T. Shinyashiki, I.A.C. Mendes, M.A. Trevizan. 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www. scielo. br / scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0104-11692006000400019

20.              Radcliffe С, Lester H. Perceived stress during undergraduate medical  training: a qualitative study // Medical Education. 2003. № 37(1). P. 32-38.

 21.              Tyssen R. Health problems and the use of health services among physicians: a review article with particular emphasis on Norwegian studies // Individual Health. 2007. № 45(5). P. 599-610.