Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Аннотация

В статье рассматривается проблема лидерства и изложены результаты изучения взаимосвязи лидерских качеств, типологии  отношений  к  людям и характерологических особенностей старшеклассников  кадетского училища.

The article attempts to analyze the phenomenon of leadership. It describes the results of the studying: the leader qualities, the typology of relationship to people and the character traits of senior Cadet School students.

Ключевые слова

Лидерство, диагностика лидерских качеств. Leadership, diagnostics of leader qualities.

Структура кадетской системы образования частично выстроена на принципе самоуправления, в связи с этим в организациях подобного типа востребованы темы лидерства и управления. Лидерство определяется как один из механизмов интеграции групповой деятельности. Лидерство является одной из форм межличностного взаимодействия и включает пять основных элементов:1) группа, в которой имеет место взаимодействие;2) задача, которую группа стремиться решить;3) лидер – индивид с определѐнными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на достижение целей, значимых для группы;4) последователи – члены группы со своими качествами и возможностями для достижения общих целей;5) ситуации, характерные для взаимодействия в группе. «Лидерство – это тип управленческого взаимодействия между лидерами и последователями, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей» [2, с 15].

Под группой понимается объединение индивидов  со своей  структурой формальных и неформальных отношений. На характер лидерства и устойчивость положения лидера решающим образом влияет состав группы и степень еѐ сплочѐнности. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руководителя. Неформальный лидер — член группы, наиболее полно в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения. Он ведет группу, стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом по сравнению с остальными членами более высокий уровень активности [1].

Проблему лидерства рассматривают в тесной связи с уровнем развития группы (коллектива). Опираясь на теоретические положения, выдвинутые А.С. Макаренко, под лидерством будем понимать социально- психологическое явление, суть которого может быть определена как осуществление ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи[3].

Одной из задач психологического сопровождения старшеклассников кадетского образовательного учреждения заключается в выявление учащихся с врождѐнными лидерскими качествами или с большим лидерским потенциалом, чтобы способствовать их развитию в рамках комплексной подготовки командного и резервного состава из числа кадетов обучения эффективным способам самоуправления.

Нами проведено изучение лидерских качеств учащихся старших классов кадетского училища г.Москвы (n=44). Использовались следующие методики:1) тест выраженности лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого;2)   тест   интерперсанальной   диагностики   Т.   Лири   (анализировались   три   фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)»,  «альтруизм и эгоизм»); 3) экспресс-диагностика характерологических особенностей личности Айзенка в адаптации Т.В. Маталиной.

Мы предлагаем вашему вниманию результаты изучения лидерских способностей, типологию отношений к людям и характерологических особенностей учащихся кадетского корпуса.

Анализируя распределение участников эксперимента по степени выраженности качеств лидера, установленных на основе методики Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, можем отметить, что 27% кадет не имеютявно выраженных качеств лидера.Со слабо выраженными лидерскими качествами в группе – 30% кадет, среднюю степень выраженности имеют 18%,с сильно выраженными лидерскими качествами – 15% и склонны к диктату были 10% кадет.

Говоря охарактерологических особенностях личности(по методике Айзенка в адаптации Т.В. Маталиной), можем заметить, что в группе обследованных кадет большая часть имеет экстравертированный тип личности (со значительной экстраверсией – 30%, с умеренной – 59%)и11% кадет интровертированы.В этой группе86% эмоционально устойчивы в разной степени и 14% имеют выраженный нейротизм.

Мы сопоставили результаты тестов выраженности лидерских качеств у кадетов и их темперамента с целью выяснения наличия взаимосвязи. Однако статистически значимых корреляций между лидерскими качествами кадет и характерологическими особенностями не обнаружено.Известно, что холерики имеют тенденцию к формированию коммуникативных способностей, они более успешно осваивают навыки управления, но нельзя точно сказать, у всех ли холериков можно сформировать лидерские качества. С наименьшей долей вероятности это можно сказать и про сангвиников. Однако мы точно можем утверждать, что если лидерский потенциал у кадета высокий, то любые формирующие действия улучшают качественно характеристики лидера и вряд ли они ухудшатся, если этих действий не будет оказываться.

При ранжировании  по качественному признаку выявлена следующая тенденция:  в группе чаще проявляются экстровертированные типы (по темпераменту – сангвиники), некоторые более эмоциональны, активны, радушны и приветливы; другие – более уравновешены, хорошие рассказчики, артистичны; или импульсивны, общительны, хотя их общение более поверхностное. Все остальные типы (по Т.В. Маталиной) представлены по одному человеку.

Нами получены статистически значимые корреляции между типом личности и темпераментом (коэффициент корреляции рангов Спирмена ρ=0,0373) и на уровне тенденции между типом личности и экстраверсией (ρ= - 0,0749) и свойствами личности, замеряемыми школой «Ответственно-великодушный» методики Лири (ρ= - 0,0655).

Изучая представления кадет о себе и идеальном "Я" и для выявления преобладающего типа отношения к людям и самооценки, мы остановились на трѐх факторах методики Лири («доминирование-подчинение», «дружелюбие-агрессивность (враждебность)», «альтруизм и эгоизм»). Именно эти шкалы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

По шкале «Властный – лидирующий» среднее значения показателя (11,568) находится в границах, характерных для доминантных личностей (9 – 12 баллов).Это люди компетентные, проявляют себя как авторитетные лидеры, успешные в делах, требующие к себе уважения. Так представляют себя 23% кадет, а больше половины (57%) –как «сильные, властно-лидирующие личности». Уверенных в себе личностей, хотя и не всегда демонстрирующих лидерские качества, среди кадет 20%.В группе 86% кадет умеют тесно сотрудничать с другими и проявляют избыточное дружелюбие во взаимодействии – 14%.Среднее значение показателя данной шкалы равно 9,545 баллам. При этом надо отметить, что готовых помогать людям, ответственных в отношениях с окружающими 72% кадет, гиперответственность преобладает у 23% кадет.

В таблице представлены результаты корреляционного анализа характеристик, отражающих связь шкал методики Лири с показателями характерологических особенностей кадет.


Таблица 1  

Связь шкал методики Лири с показателями характерологических особенностей кадет


 

Лидерские способности

Шкалы методики Лири

«власть-

лидерство»

«сотрудничество–

конвенциональность»

«ответственный-

великодушный»

Характерологические особенности

Экстраверсия – интроверсия

0,25

0,47

0,15

0,14

Нейротизм – эмоц. стабильность

-0,50

-0,28

0,19

-0,11

Типология личности

-0,34

-0,41

-0,004**

-0,28

Тип темперамента

0,18

0,26

-0,357

-0,03*

Личностные особенности

Лидерские способности

0,27

-0,293

-0,24

«Властный – лидирующий»

0,27

0,02*

0,43

«Сотрудничающий –

конвенциональный»

-0,29

0,02*

0,39

«Ответственно - великодушный»

-0,24

0,43

0,39

Примечание: * - ρ< 0,05; ** - ρ< 0,01.

 

Анализируя характерологические особенности кадет, необходимо отметить, что наблюдается обратная взаимосвязь между типом личности и дружелюбием (ρ = - 0,004) на 1% уровне значимости. Что вполне закономерно обусловлено природой человека и объясняет, что характерологические особенности влияют на поведение и коммуникацию. В некоторых случаях мы наблюдали у кадет бескомпромиссное поведение, эмоциональную сдержанность и даже закрытость. Такая же обратная взаимосвязь обнаружена между типом темперамента и ответственностью или альтруизмом (ρ = - 0,03*). Мы предполагаем, что флегматики или не ярко выраженные сангвиники легче берут на себя ответственность, чем экстровертированные холерики. При анализе и сопоставлении личностных особенностей установлены взаимосвязи по шкалам теста Г. Лири между лидерскими качествами и дружелюбием (ρ = 0,02*). Любой человек волевой, настойчивый, надѐжный или харизматичный, претендующий на роль лидера не может обойтись без такого качества как умение сотрудничать. Лидер, как правило, проявляется на фоне коллектива при взаимодействии  и общении. Агрессивная, не стремящаяся к сотрудничеству личность не сможет выйти на лидирующие позиции, что собственно и подтверждается в нашем исследовании.

Значимые взаимосвязи установлены между личностными особенностями. В данном случае мы говорим о взаимосвязи между великодушием - ответственностью и характеристиками доминантно-лидирующей личности и сотрудничеством (ρ = 0,01**).

Выводы

1.      Сопоставление результатов  тестов выраженности лидерских качеств у кадетов и их темперамента показало, что статистически значимых корреляций между лидерскими качествами кадет и характерологическими особенностями не обнаружено.

2.      Выявлена обратная взаимосвязь между типом личности и дружелюбием (ρ = - 0,004); между типом темперамента и ответственностью или альтруизмом (ρ = - 0,03). Проявляются взаимосвязи личностных особенностей (лидерских качеств и дружелюбия (ρ = 0,02*)) по шкалам теста Г. Лири.

3.      У 73% кадет проявляется ответственное отношение к окружающим и у 23% гиперответственность.

 

 

Список литературы

1.      Вебер М. Харизматическое господство. М., 1988.

2.      Психология   современного  лидерства.  Американские  исследования  /   Редакторы-составители Дж.П. Канджеми, К.Дж. Ковальски. Под общей ред. Т.Н.Ушакова. М. :Изд-во Когито-Центр, 2007.

3.      Макаренко А.С.О воспитании /Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990.