05 ноября 2017г.
Аннотация. В статье рассматриваются трактовки понятий экстремизма и молодежного экстремизма, причины и факторы формирования экстремистского поведения у молодежи. Освещаются результаты первичного исследования таких факторов риска экстремистского поведения, как склонность к различным видам отклоняющегося поведения и дезинтеграция мотивационно-личностной сферы у обучающихся высшего учебного заведения.
Ключевые слова: молодежный экстремизм, детерминанты экстремистского поведения, типы отклоняющегося поведения, субъективная значимость и доступность жизненных ценностей, дезинтеграция мотивационно-личностной сферы, студенты «группы риска».
В современных социально-экономических, политических, культурно-исторических условиях жизнедеятельности общества особую остроту приобретает проблема экстремизма. Экстремизм как негативное, деструктивное явление, угрожающее общественной безопасности, проявляет себя в различных сферах жизни людей. Причем наиболее чувствительным к экстремизму, является молодое поколение, о чем свидетельствуют данные различных социологических и психологических исследований [10].
Понятие «экстремизм» (от лат. еxtremum – крайнее, предельное) находит свое отражение в текстах нормативных документов:
– опубликованном в Федеральном законе №114-ФЗ от 25 июля 2002 «О противодействии экстремистской деятельности» списке деяний, относящихся к экстремистской деятельности [5];
– в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, ратифицированной Федеральным законом РФ № 3-ФЗ от 10 января 2003 года, экстремизм определяется как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [11].
Феномен молодежного экстремизма является предметом изучения различных отраслей науки. Анализ существующих трактовок данного понятия позволяет говорить о том, что молодежный экстремизм выражается в сознательном выборе молодыми людьми 14-30 лет экстремальных способов индивидуального и группового поведения, в совершении ими запрещенных законом противоправных действий для достижения своих целей (выполнения своих требований). Данные действия сопряжены с насилием, представляют угрозу и наносят вред окружающим [3,6,10].
Изучая молодежный экстремизм в современной России, А.В. Сериков рассматривает его как тип девиантного поведения, который проявляется в отрицании существующих норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации социальных систем, стремлении к подрыву стабильности [8].
Характеристикой молодежного экстремизма, согласно А.А. Черных, выступает экстремистское сознание, которое, включает в себя радикальное, а также лабильное социальное мышление, чувство безнаказанности, неадекватную самооценку, нетолерантное отношение к представителям других этнических и иных социальных групп, принижение достижений культуры и истории – как своей, так и других народов, дезадаптированность, неумение адекватно реализовать себя в обществе, психологический и правовой нигилизм [10]. Экстремальный тип молодежного сознания, с точки зрения Зубок Ю.А. и Чупрова В.И., характеризуется крайними вариантами отражения окружающего мира: восприятие явлений носит ярко выраженный эмоциональный характер, зачастую в чрезмерно преувеличенной, максималистской форме. Личность с развитым экстремальным сознанием отличается импульсивностью мотивации, агрессивностью, склонностью к риску, демонстрацией в своем поведении отклонения от принятых норм, либо, либо наоборот, подавленностью, депрессией, пассивностью. К крайним вариантам экстремальных настроений относится фанатизм как отражение радикальной направленности сознания, и нигилизм, обладающий преимущественно депрессивным оттенком [3].
К причинам и факторам формирования экстремистского поведения в молодежной среде различные исследователи относят:
1) политические и правовые детерминанты (нестабильное политическое и правовое состояние общества, проблемы применения норм законодательства в сфере противодействия экстремизму и др.);
2) социально-экономические детерминанты (социально-экономическая нестабильность, социальное неравенство, снижение уровня жизни, неудовлетворенность населения своим социальным положением, сложности в социально-экономическом состоянии молодых людей, недоступность образования для некоторых категорий молодежи, безработица и др);
3) культурно-исторические детерминанты (общее снижение культурного уровня, снижение созидательных установок, нарушение преемственности ценностных и нравственных ориентиров различных поколений, смена подлинных общечеловеческих ценностей мнимыми ценностями; отсутствие четких нравственных и идеологических ориентаций в молодежных субкультурах, значительное влияние современных средств массовой информации на формирование культуры у молодых людей и др.);
4) социально-психологические детерминанты (высокая адаптивность молодежи к восприятию значительного и быстро сменяемого объема информации; негативная роль СМИ, подогревающих искусственный интерес к носителям идеологии экстремистской направленности; дегуманизация и деморализация содержания источников информации и др.);
5) психолого-педагогические детерминанты (кризис института семьи и брака, кризис института семейного воспитания, деформации в семейных отношениях, недостатки в учебно-воспитательной работе организаций, возрастающее влияние на подрастающее поколение уличной субкультуры, средств массовой информации, интернет-технологий);
6) субъективные факторы, отражающие социальные, возрастные и психологические особенности молодежи (экстремальность как свойство поведения и сознания молодежи; неустойчивость, маргинальность и переходность социального статуса молодежи; поиск молодыми людьми собственной идентичности; желание самоутвердиться; инновационность молодежи как социальной группы, поиск способов самореализации, жажда новизны; аффективность восприятия мира; несформированность нравственных норм, некритичность мышления, неумение логически анализировать причины социальных действий и последствия экстремистской активности и др.) [2,4,7,10].
Все группы факторов риска экстремистского поведения у подростков М.Е. Демаховская разделяет на внешние – факторы социальной среды, и внутренние – психические процессы и состояния, находящие отражение в особенностях характера молодого человека [1].
Поскольку одним из важнейших институтов социализации, формирования личностной и профессиональной идентичности молодых людей являются профессиональные образовательные учреждения, социальная среда учебного заведения с ее образовательным, воспитательным, культурным потенциалом становится средой, влияющей на внутренний мир обучающихся, их установки, идеалы, мотивы, ценностные ориентации.
Исходя из комплексного плана по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, в котором важной задачей в сфере образования и государственной молодежной политики является организация работы психологов с обучающимися в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях с целью выявления психологических проблем, наличием которых могут воспользоваться вербовщики радикальных религиозных течений, нами было проведено первичное исследование факторов экстремального риска среди студентов-первокурсников вуза.
Целью первичного исследования стало определение таких факторов риска экстремистского поведения у студенческой молодежи вуза, как склонность к различным видам отклоняющегося поведения, а также исследование привлекательности и субъективной доступности в будущем различных жизненных сфер, уровня дезинтеграции мотивационно-личностной сферы студентов.
Для достижения поставленной цели были применены следующие психодиагностические методики:
1) Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (автор – А.Н. Орел) – стандартизированный тест-опросник, предназначенный для измерения готовности личности к реализации различных форм отклоняющегося поведения, таких как нарушение норм и правил, саморазрушающее поведение, агрессия и насилие, делинквентное поведение.
2) Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»
(Е.Б. Фанталовой), предназначенная для исследования ценностных ориентаций личности, уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, степени удовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности личности.
В исследовании приняли участие 356 человек, юноши и девушки в возрасте от 17 до 23 лет, обучающиеся на 1 курсе университета.
Рассмотрим результаты исследования факторов экстремистского поведения у студентов, полученные с помощью методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению».
Результаты исследования готовности студентов реализовывать различные формы отклоняющегося поведения, на наш взгляд, позволяют выявить студентов «группы риска», демонстрирующих тенденции, а
также выраженные склонности
к различным типам отклоняющегося поведения.
Так, в результате исследования выявлено, что 20 % респондентов имеют нонкомформистские
установки, т.е. склонны противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, демонстрируют
тенденцию «нарушать спокойствие», искать трудности, причем, 2% из них - это студенты, которые явно в
поведении демонстрируют отрицание общепринятых норм,
традиционных ценностей и образцов поведения.
32 % студентов входят в «суицидальную группу риска», т.е. имеют склонность к самоповреждающему поведению, и если у 25% из них наблюдается
тенденция к саморазрушению, то у 7% - наблюдается вообще низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, явно выраженные мазохистские тенденции.
25% опрошенных
студентов
имеет
агрессивные
тенденции в поведении, причем 3% из них демонстрирует явную агрессивную направленность личности во взаимоотношениях
с другими людьми,
склонность решать проблемы посредством насилия, тенденцию использовать унижение партнера по общению
как
средство стабилизации
самооценки,
садистические тенденции.
Делинвентные тенденции и низкий уровень социального контроля выявлены у 18% респондентов, 4%
из
которых имеют высокий делинвентный потенциал, который может реализоваться в жизни.
Таким образом, в результате
исследования выявлено, что практически четверть студентов –
первокурсников вуза имеют готовность реализовывать те или иные формы отклоняющегося поведения, тем
самым входят в «группу риска» по реализации
экстремистского поведения.
В качестве одного из факторов риска экстремистского поведения, мы считаем, можно
рассматривать и
уровень дезинтеграции мотивационно-личностной сферы студентов. Дезинтеграция мотивационно- личностной сферы проявляется во внутренней противоречивости, вызванной расхождением субъективной
значимости и доступности различных жизненных ценностей, может выражаться во внутреннем конфликте, когда важнейшие ценностно-смысловые образования личности заблокированы, или во внутреннем вакууме – состоянии душевной пустоты, безразличия, переживания преувеличенного присутствия в жизни чего- либо, что не представляет интереса [9].
Рассмотрим результаты изучения субъективной значимости и доступности различных общечеловеческих ценностей у студентов, полученные с помощью
методики Е.Б. Фанталовой.
Исходя из расчета и анализа среднегрупповых показателей значимости различных ценностей у респондентов, можно сказать, что наиболее привлекательными для опрошенных студентов являются такие ценности как «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком) и «здоровье» (физическое и психическое здоровье).
Мы видим, что, несмотря на некоторое снижение значимости института семьи в обществе, для
молодых людей важно наличие своего «дома», родного человека. Что касается таких жизненных сфер как «любовь» и «наличие хороших и верных друзей», то их высокая ценность вполне естественна в юношеском
возрасте. Также выявлено, что для современных студентов достаточно важным является их физическое и психическое здоровье. Видимо, в мире жесткой конкуренции успеха можно достичь, по мнению молодых
людей, только будучи физически сильным и психически
устойчивым человеком.
Переживание же
красоты
в
природе и искусстве
не имеют значения (малоценная сфера) для
студентов. Наблюдается своеобразная глухота к
самому этому понятию.
Рассмотрим оценку студентами субъективной доступности в будущем тех или иных жизненных сфер.
Наибольшей субъективной доступностью для участников исследования обладают такие сферы как «наличие хороших и верных друзей», «познание (возможность расширения образования, общей культуры,
интеллектуальное развитие)»,
«уверенность
в
себе
(свобода
от внутренних противоречий, сомнений)», «активная, деятельная жизнь». Видимо, студенческая жизнь в вузе дает молодым людям вполне высокий
уровень реализации в этих сферах.
На рис.2 продемонстрировано, что
расхождение между значимостью и доступностью различных
ценностей у студентов не достигают критического порога, однако наблюдаются тенденции переживания внутреннего конфликта, т.е. ощущения заблокированности, нереализованности в таких жизненных сферах
как «счастливая семейная жизнь» и «материально-обеспеченная жизнь». Это те сферы жизни, проблемы в
которых достаточно болезненно переживаются молодыми людьми («Я считаю, что это для меня важно,
жизненно необходимо, значимо, но при этом я не могу обладать этим»). Мы видим, что студенты не всегда
чувствуют психологический комфорт, безопасность, которые может дать счастливая семья, и при этом они озабочены своим материальным положением, им хочется иметь гораздо больше материальных благ, чем они, по их мнению,
имеют или могут иметь в будущем.
В жизненных сферах «активная, деятельная жизнь», «красота природы и искусства» и «творчество» выявлены тенденции переживания внутреннего вакуума, т.е. пресыщения, обесценивания имеющего блага
(«могу, обладаю, но не хочу»).
Рассмотрим интегративный показатель расхождения между привлекательностью и достижимостью
различных жизненных сфер, который
отражает степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно- личностной сфере обучающихся. Уровень дезинтеграции свидетельствует о степени неудовлетворенности
текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной
стороны, а также об уровне самореализации, интегрированности, гармонии
с другой
стороны.
Рис.3. Процентное соотношение студентов с разным
уровнем дезинтеграции мотивационно- личностной
сферы
Диаграмма, представленная на рис.3, наглядно демонстрирует, что 61% опрошенных студентов имеет низкий уровень дезинтеграции мотивационно-личностной сферы, т.е. в целом внутренний мир данных студентов преимущественно
находится в бесконфликтном,
спокойном
состоянии, где «желаемое» и «реальное» полностью или практически совпадают, гармонически уравновешены. Значимые потребности в
основном удовлетворены, а ценности
реализованы.
26% опрошенных студентов имеет средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной
сфере, характеризующийся наличием некоторых расхождений в оценке личностью ценности и доступности важных жизненных сфер, что может вызывать определенные внутриличностные переживания.
13% опрошенных студентов относятся к «группе риска», поскольку имеют низкий уровень интеграции мотивационно-личностной сферы, который может выражаться во внутреннем конфликте, когда
важнейшие ценностно-смысловые образования личности заблокированы, или во внутреннем вакууме –
состоянии душевной пустоты, безразличия, переживании преувеличенного присутствия в жизни чего-либо,
что не представляет интереса. Внутриличностная дезинтеграция, дисгармония может сопровождаться
негативными эмоциями, вызывать стрессовое состояние, переживание нереализованности или апатии,
бессмысленности жизни, проявляться в
дезадаптивных формах поведения.
Данное первичное исследование дает возможность выявить студентов «группы риска», имеющих склонности к различным видам отклоняющегося поведения и обладающих высоким уровнем
дезинтегрированности мотивационно-личностной сферы – теми индивидуально-психологическими особенностями, которые могут служить предикторами
готовности реализовывать экстремистское поведение.
Полученные результаты дают возможность увидеть в целом проблемы
современной студенческой молодежи, наличием которых могут воспользоваться вербовщики радикальных экстремистских течений. Это необходимо для организации комплексной психологической
работы с обучающимися по профилактике
различных явлений дезадаптации в молодежной среде вуза, разработки и реализации коррекционных
программ
для
студентов с разными психологическим проблемами, определение форм
активизации
адаптационного потенциала студенческой молодежи.
Список литературы
1. Демаховская М. Е. Психологические факторы риска экстремистского поведения у подростков : Дис.... канд. психол. наук
: Санкт-Петербург, 2003.
2.
Демидова-Петрова Е.В. Основные факторы проявления экстремизма в молодежной среде в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №1(19). С.72-76.
3.
Зубок Ю.А.,
Чупров В.И. Молодежный экстремизм:
сущность и особенности проявления //
Социологические исследования.2008.
№5. C. 37-47.
4.
Козлов Д. С. Политический экстремизм и экстремальность: явления общественного сознания,
присущие психологии и поведению молодежи // Теория и практика общественного развития. 2015. №12. С. 493-496.
5.
О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ //
Рос. Газ. - 2002. - 30 июля; СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.
6.
Петрова Т. А.
Административно-правовые
основы деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму в молодежной
среде : дисс...
канд.
юр.наук : Всерос. науч.-исслед. ин-т МВД РФ.- Москва, 2009.
7.
Попов О.В., Попова О.О. Причины и особенности экстремизма в молодежной среде. Меры противодействия молодежному экстремизму / Научные ведомости
№4(44) 2008, с.110-117
8.
Сериков А. В. Молодежный экстремизм в современной России: динамика и отражение в
общественном мнении у студентов: Дис.
канд. социол. наук
: Ростов н/Д, 2005.
9.
Фанталова Е. Б.
Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: БАХРАХ-М, 2001.
10.
Черных А.А. К вопросу о молодежном экстремизме // Территория науки. 2013. №5.
С.
178-186
11.
«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // СПС КонсультантПлюс 2013.