Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ООП ПРИБОРОСТРОЕНИЕ ФГОС

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Перед разработчиками основных образовательных программ - выпускающими кафедрами по направлению Приборостроение возникает задача определения целей ООП с учетом требований работодателей и возможностей научных школ вуза [1]. Такими целями становятся формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, определенных федеральным образовательным стандартом по направлению Приборостроение. Федеральные образовательные стандарты ФГОС 3 и ФГОС 3+ устанавливают, что требования к результатам освоения основной образовательной программы определяются степенью формирования у выпускника компетенций. Другими словами у выпускника должны быть сформированы способности использовать личностные качества, полученные знания, умения и навыки для решения поставленных задач в области Приборостроения.

При формировании целей основной образовательной программы по направлению Приборостроение практически должна быть сформирована компетентностная модель выпускника. При этом необходимо выполнять как требования ФГОС по направлению Приборостроение, так и учитывать запросы работодателей и потребности рынка труда. А это, в свою очередь, приводит к определению направления профессиональной деятельности и направленности (профиля) основной образовательной программы.

Таким образом, в процессе обучения в вузе должен быть сформирован целый набор общекультурных и профессиональных компетенций, что и определяет набор дисциплин и содержание рабочих программ дисциплин.

В существующих методических руководствах по разработке основных образовательных программ большое внимание уделяется формированию общекультурных компетенций. Направленность основной образовательной программы определяют профессиональные и специализированные компетенции. Профессиональные компетенции формируются в рамках целого ряда дисциплин, как базовых, так и дисциплин вариативной части.

Актуальной задачей становится определение, какие компетенции или их составляющие будут формироваться в рамках дисциплин, определяющих направленность основной образовательной программы. При этом особое внимание следует уделить основному отличию федеральных образовательных стандартов нового поколения от государственных образовательных стандартов второго поколения. Это отличие заключается в том, что требования к результатам освоения основной образовательной программы определялись в терминах «знания», «умения», «навыки» (ЗУНы). В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов знания, умения и приобретенные навыки – это промежуточный результат. Знаний, умений, навыков недостаточно для решения сложных задач в определенном виде профессиональной деятельности. Для решения сложных задач в условиях профессиональной деятельности кроме полученных в ходе обучения знаний и умений необходимы личностные качества, такие как способность креативно мыслить, брать ответственность на себя. Совокупность таких качеств и была определена как компетентность [1].

Одним из важнейших элементов основной образовательной программы являются рабочие  программы учебных дисциплин. При разработке рабочих программ учебных дисциплин необходимо указывать путь формирования компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом для направления Приборостроение. То есть должна быть решена задача в рамках, каких видов учебной работы будут осваиваться те или иные компетенции или их составляющие. В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Также высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

Существующие методические материалы по разработке основных образовательных программ рекомендуют выделять разделы дисциплин (модулей), в пределах которых будет формироваться «знаниевая» («знать» и «понимать») часть компетенции и операционная часть компетенции («уметь, владеть, знать, как действовать») [1].

Опыт разработки рабочих программ дисциплин по направлению Приборостроение показал, что рационально провести детализацию компетенций. То есть выделить составляющие компетенции, описать их через «знания», «умения», «навыки» и определить этапы и способы их формирования. Были выделены следующие составляющие компетенции: когнитивная, операционная, методическая, информационная, аргументировочная.

Когнитивная составляющая – системно-содержательная, базовая составляющая учебного материала.

Операционная составляющая – конкретные практические действия, операции, используемые в учебном материале.

Методическая составляющая – конкретные способы, методы, используемые в учебном материале. Информационная составляющая – владение информационными технологиями.

Аргументировочная составляющая – умение аргументированно и грамотно представлять (устно и /или письменно) информацию (учебный материал, результаты работы и т.п.)

При разработке рабочих программ учебных дисциплин рекомендуется сформулировать содержание составляющих для каждой конкретной компетенции и показать, какие виды учебной работы используются для их формирования.

 

Список литературы

1.      Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. – М.: Университетская книга, 2010. – 248 с.