14 февраля 2016г.
Определение факторов участия студентов в психодиагностических исследованиях могут оказать значительное влияние на ход и сроки проведения психодиагностических исследований и могут представлять интерес для практикующих психологов так, как слово фактор (нем. Faktor, от лат.factor- делающий, производящий) определяется как: движущая сила, причина какого-л. процесса, явления, определяющая его характер [2].
Термин «психодиагностика» появляется в 1921г. и принадлежит Г.Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста»[1,111с], но впоследствии произошло существенное расширение и изменение этого термина. На сегодняшний день существуют разные трактовки этого термина, представленные как зарубежными, так советскими и российскими учѐными. Л.Ф. Бурлачук, д.пс.н. профессор, предлагает следующее определение: «Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности» [1, 116с]. Именно с развитием психодиагностики связано появление особого исследовательского метода – диагностического. Особенностью этого метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счѐт которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления [1, 121с].
В период проведения психодиагностического исследования исследователь, согласно требованиям, должен стремиться к обеспечению 100%-ного сосредоточения обследуемых на искреннее и честное выполнение, поставленных перед ними задач. Но необходимо принимать во внимание психодиагностические ситуации, имеющие влияние на проведение исследования. В.И. Дружинин (1990) полагает существование четырѐх вариантов таких ситуаций: добровольное участие в обследовании и самостоятельный выбор дальнейшего поведения (например, психологическая консультация); 2) принудительное участие в обследовании, но самостоятельный выбор дальнейшего поведения (например, обследование студентов - психологов при разработке тестов); 3) принудительное участие в обследовании и выбор поведения после обследования навязан (например, тестирование для определения соответствия требованиям занимаемой должности); 4) добровольное участие в обследовании, но выбор дальнейшего поведения навязан (например, профессиональный отбор)[1,151с].
В рамках программы диссертационного исследования, на условиях добровольного участия студентов в обследовании и самостоятельного выбора дальнейшего поведения, было проведено психодиагностическое исследование личностных особенностей студентов строительных специальностей. Выборка, на которой проводилось исследование, представляла собой студентов 1-4 курсов, обучающихся по направлению «Строительство» в Томском Государственном Архитектурно - Строительном Университете (ТГАСУ).
В ходе психодиагностического исследования были выявлены следующие факторы участия студентов ТГАСУ в психодиагностическом исследовании, которые, по мнению студентов, можно разделить на 2 группы: 1) позитивные факторы (способствующие принятию студентами положительного решения об участии в психодиагностическом исследовании); 2) негативные факторы (способствующие отказу от участия в психодиагностическом исследовании).
К 1-ой группе можно отнести следующие факторы:
1. Интерес к психологическим наукам;
2. Личная заинтересованность студентов в получении информации о себе, своих возможностях и особенностях;
3. Личная просьба декана и преподавателей факультета о содействии аспиранту (преподавателю) ВУЗа в сборе данных для диссертационного исследования;
4. Наличие у исследователя дара убеждения и умения взаимодействовать со студентами (с аудиторией);
5. Оказание содействия в сборе данных для диссертационного исследования с целью повышения самооценки;
Ко 2-ой группе (негативные факторы) можно отнести следующие факторы:
1. Необходимость использовать своѐ личное время для участия в психодиагностическом исследовании;
2. Отрицательное отношение к психологии, отрицательный опыт взаимодействия с психологами;
3. Обеспечение собственной безопасности – защита личных данных (отрицательное отношение к использованию интернета – как элементу психодиагностического исследования);
4. Большой объем предлагаемых опросников для участия в психодиагностическом исследовании (для психодиагностического исследования были отобраны 7 методик, включающих в себя 659 вопросов);
5. Отрицательное отношение к получению новой информации о себе;
6. Выполнение заданий с целью получения преференций во время учѐбы или на экзамене;
7. Принадлежность студентов к некоторым этническим группам, наличие у студентов гражданства других стран;
Исходя из выше перечисленных студентами факторов участия в психодиагностическом исследовании, можно сделать следующие предположения:
1. психодиагностическая ситуация стала одним из важных факторов участия студентов в психодиагностическом исследовании так, как для большинства обследуемых студентов - это было добровольное участие в психодиагностическом исследовании, с последующим самостоятельным принятием решения о дальнейших действиях;
2. психодиагностическая ситуация воспринималась студентами неоднозначно - для некоторых студентов - это было «добровольно-принудительное» обследование, с самостоятельным выбором последующего поведения, в ходе которого они преследовали свои личные цели (получение преференций, необходимой информации, улучшение отношения с преподавателем и одногруппниками и т. д.);
Список литературы
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов/Л.Ф. Бурлачук. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 384с.:ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
2. Ефремова Т.Ф. // Толковый словарь русского языка [сайт]. URL: http://www.efremova.info/word/faktor.html#.VgzDf5A0-Tw (дата обращения: 30.09.2015).