Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В СКАУТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В результате реформирования российского общества прекратили свою деятельность одни детские и молодежные общественные объединения, возникло много новых, часть из которых механически перенесла зарубежный опыт, даже не адаптируя его. В такой ситуации, особенно учитывая роль и место такого рода сообществ в деле социального становления молодых поколений, необходим пристальный, взвешенный, всесторонний анализ методических систем детских и юношеских организаций других стран, составляющих их элементов и, в частности, путей и способов воспитания гражданственности. Достаточно интересен опыт скаутов.

Руководители подчеркивают, что движение следует воспринимать как -дополнение воспитательного воздействия семьи и школы, религиозных и других воспитательных институтов;-создание условий для развития личности каждого, содействие раскрытию его полного физического, интеллектуального, общественного потенциала, воспитания ответственного гражданина.

Таким образом, уже в цели скаутизма заложена идея формирования гражданственности, под которой понимаются такие свойства поведения человека, которые проявляются в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами, выполнять свои обязанности, руководствоваться социальными ценностями

Сами эти ценностные ориентиры четко сформулированы в главных принципах скаутизма: «Долг перед Богом», «Долг перед другими», «Долг по отношению к себе» [3].

Первый принцип создает условия для духовного роста, осмысления сути человеческого существования, своего места в жизни, поскольку направляет деятельность скаута на осознание реальной действительности, принятие ее многообразия, естественность трудностей и противоречий, поощряемые способы их преодоления.

«Долг перед другими» способствует принятию скаутами определенных нравственных обязательств, составляющих основу, ядро воспитания гражданственности. Прежде всего, это преданность своей стране, любовь к своей Родине.

В методической системе скаутского движения достаточно четко прописаны все модули:  содержание, технологии, средства, пути. Назовем их.

В содержании, например, это определение понятия любви к Родине.

«Любовь к Родине – это твое отношение к тем местам, где ты родился и вырос, …забота о родных и близких, о друзьях,…уважение традиций, символов, обрядов и ценностей-,…хорошее знание истории своего края, своего государства» [2].

Технология воспитания любви к Родине, на первый взгляд, проста. Она включает различные средства актуализации отношения к этому феномену через обращение внимания на разных людей и их разные судьбы, на удивительную красоту окружающей природы, на разнообразие великих и малых событий, из цепочки которых сложилась история страны, на неоценимость информации о каждом предмете, который нас окружает. При этом подчеркивается, что каждый может сделать для себя открытия: если посетит библиотеку, встретится со старожилами, начнет изучать карту местности, погрузится в архивы, тем самым он выполнит долг перед другими, перед сообществом, поскольку «вклад должен быть не абстрактным, а очень конкретным, посильным, полным и необходимым» [2].

Обращает на себя внимание и ориентация каждого скаута на уважительное отношение к государству, его символам, Конституции, правовым нормам. Главное, что требуется – это понимание того, что «Ты – гражданин своей Родины, ты принадлежишь этому сообществу сегодня, и сегодня уже ты можешь внести определенный вклад в его развитие…». Вклад этот может включать сохранение природных ресурсов, уважение к земле, помощь другим в любое время доброй улыбкой, протянутой рукой, соблюдение  ее законов,  тем, что каждый день сделаешь хотя бы одно доброе дело.

Больше того, скаутинг предусматривает разнообразные формы реализации этого: знакомство с Конституцией, участие в гражданских акциях, дружбу с представителями других государств, включение в конкретное дело, игру, общественно-полезную деятельность.

Таким образом, через исполнение «долга перед другими людьми» формируется гражданский опыт.

А исполнение «долга перед собой» формирует ответственность как неотъемлемый элемент воспитания гражданственности, как особое качество, которое позволяет уметь жить среди других, проектировать свою профессиональную карьеру, продуктивно преодолевать жизненные затруднения, служить государству и другим людям, самосовершенствоваться.

В процессе формирования гражданственности велика роль не только скаутской программы и скаутского метода, как элементов системы,  но  и продуманности  совокупности условий,  обеспечивающих  возможность использования заложенных в них потенциалов. Это:

-     институциональное, нормативное и процессуальное оформление идей гражданственности для всех категорий детей и молодежи;

-    четкое определение роли и места взрослых в рассматриваемой системе, принципов и содержания их действий;

-     постоянная демонстрация защищенности каждого, подчеркивание, что каждого в любой ситуации поддержат другие, сообщество, государство;

-    продуманное воздействие через вертикальные и горизонтальные каналы на гражданское самосознание каждого с учетом особенностей возраста и социального опыта индивида;

-   широкомасштабное использование интереса, добровольности, независимости, личного суверенитета [1].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что эффективность воспитания гражданственности у подрастающих поколений обеспечивается в данной методической системе продуманностью содержания, разнообразием методов и приемов воздействия, технологичностью организации взаимодействия, соответствием, согласованностью, совместимостью отдельных элементов, их подчиненностью главной цели – воспитанию личности с достойным для человека образом жизни.

Сегодня нет практически ни одной детской организации, которая не использовала бы в своей работе, в той или иной степени, скаутский метод.

Одна из особых прелестей этого метода состоит в его неизменности. В том виде, как его сформулировал Баден Пауэлл, этот метод существует и сегодня.

Уточним: термин «скаутизм» относится ко всемирному скаутскому движению, а «скаутинг» - к методике, на которой это движение строится.

Как движение, скаутизм характеризуют два неизменных принципа:

1.      Независимость. Скаутская организация не может существовать как часть какой-либо другой организации, будь то политическая, педагогическая или даже государственная.

2.      Дополнительность. Скаутский метод является дополнительным к уже существующим воспитательным институтам государства, церкви и, в первую очередь, семье. В целях скаутской организации записано, что она призвана помочь семье в воспитании ребенка. Не заменить, не подменить, а именно помочь [4].

Скаутизм много внимания уделяет гражданскому воспитанию. Помощь ближнему в скаутизме понимается с христианских позиций. «Ежедневно оказывать добрые услуги ближним» - главный девиз скаутов. Призыв скаутов «Будь готов!» и отзыв, «Всегда готов!» отражает готовность скаутов совершать добрые дела. Баден Пауэлл писал о том, что в первую очередь надо научить молодых людей так, чтобы «мир и добрая воля стали привычкой их жизни».

Скаутские методы – это система средств и действий, направленных на достижение целей скаутизма. Их существо в создании системы прогрессивного самовоспитания.

Скаутизм – система прав и обязанностей ребенка. Система прав и обязанностей в скаутинге построена на фундаменте христианского мировосприятия. Поэтому рассматривать скаутскую систему можно лишь в той связи, как решается вопрос с сообщением этой системы каждому ребенку. Достигается это в основном двумя путями – через формирование ответственного поведения и развитие чувства долга.

Попав  в  мир  скаутизма,  ребенок  находит  там  все  необходимое  для  личностного  развития:  от фундаментальных ценностей до широкого поля реализации присущей ребенку поисковой активности.

 

 

Список литературы

1.      Попова О.В. Социализирующий потенциал скаутинга в воспитательном пространстве России ХХ - начала ХХI века / автореферат. – Кострома, 2010. – 36 с.

2.      Сущностные характеристики Скаутинга. – Всемирная Организация Скаутского Движения. МООДиМ «Новая цивилизация» / Пер. с англ. А.Ткачев. – М.: 1999. – 36 с.

3.      Фундаментальные Принципы Скаутского Движения: Сборник материалов в помощь скаутскому лидеру. Женева.1999. - 73 с.

4.      Шободоева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. – Омск: Изд-во госпедуниверситета, 1995. – 37 с.