Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Аннотация Статья посвящена рассмотрению вопросов связанных с сущностью управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей, рассмотрением системы управления развитием учреждения дополнительного образования детей, государственной политики в области дополнительного образования детей, современных тенденций развития дополнительного образования детей. Ключевые слова: дополнительное образование, управление развитием учреждения дополнительного образования детей, государственная политика в области дополнительного образования детей, тенденции развития дополнительного образования детей, система управления развитием учреждения дополнительного образования детей. В современных условиях развития отечественного образования важнейшее значение приобретает не функциональная работоспособность учреждений дополнительного образования детей, а перспективное развитие этих учреждений с учетом государственной политики в области образования. В современной научной литературе феномен управления рассматривается с различных точек зрения. В работах [2, 3, 8] управление рассматривается в следующих значениях:
 направляющем, то есть руководить, направлять деятельность, действия людей, ставить цели, а также объединять деятельность людей внутри организации для их достижения;
 хозяйственно-распорядительном, которое означает править, давать ход, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем, то есть организовывать, координировать и контролировать деятельность организации;
 социальном - как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития свойств любого общества, вытекающего из его системной природы, общественного характера труда;
 деятельностном - как особый вид деятельности, направленный на постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Более того, это область профессиональной деятельности, которую осуществляют либо специалисты в области управления (менеджеры), либо специально созданный орган или аппарат управления;
 науку и искусство. Наука управления включает в себя всю сумму знаний об управлении, накопленных за сотни и тысячи лет практики и обобщенных в виде теории и методов. Искусство управления рассматривается, как способность управляющего эффективно применять на практике накопленный опыт. Современное развитие образовательного учреждения дополнительного образования детей невозможно без профессионального управления этим процессом. Управление развитием образовательного учреждения понимается как часть осуществляемой управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива образовательного учреждения по наращиванию его образовательного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования [4]. В исследовании Фоминой А.Б. [10] раскрывается сущность управленческой деятельности развитием учреждением дополнительного образования в контексте социально-педагогической деятельности. В исследовании спроектирована система управления развитием учреждения дополнительного образования детей, состоящая из следующих компонентов: социальный заказ, цели, задачи, функции, области и виды деятельности, виды структур, субъекты и уровень управления, ресурсы, технологии. В работе [1] рассматривается система управления развитием учреждения дополнительного образования детей как совокупность человеческих, материально-технических, нормативно-правовых, программных, информационных и других взаимосвязанных компонентов, направленных на реализацию функций управления. К функциям управления образовательным учреждением относятся функции анализа и прогноза изменений социума, образовательных потребностей, социального заказа на образование; формулирование общих целей и системы ценностей образовательного учреждения; развитие образовательной среды и организационной культуры; разработку и реализацию программы развития образовательного учреждения; координацию отдельных образовательных процессов; организацию учета, диагностики и структурирования контингента обучающихся; организацию исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; организацию поиска кадров и повышения их квалификации; многоканального финансирования и др. С этой позиции важным представляется выделение «перспективных линий» развития современного дополнительного образования с позиции государственной политики. В современных условиях дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства [11]. Развитие учреждения дополнительного образования детей в России на настоящий момент определяется нормативно-правовой базой (федеральный, региональный уровень), где можно выделить наиболее общие и главные документы, определяющие государственную политику в области образования:  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;  Закон об Образовании в Российской Федерации;
 Конвенция о правах ребенка;
 Конституция Российской Федерации;
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
 Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020
 «Петербургская школа 2020»;
 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.;
 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
 Программа воспитания учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программу общего образования, на 2011-2015 годы;
 Постановление правительства Российской Федерации от 05.10.2010 №795 [21] О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
В указанных нормативных документах четко прослеживается ориентация на личностно-ориентированное обучение, в том числе в системе дополнительного образования детей. Обратимся к рассмотрению наиболее значимых документов, определяющих государственную образовательную политику, в том числе в области дополнительного образования детей. Одним из важным документов для прогнозирования развития учреждения дополнительного образования детей является Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая предполагает проектирование развития образовательного учреждения по нескольким направлениям: Переход на новые образовательные стандарты: расширение участия учащихся в предметных олимпиадах муниципального и регионального уровней; создание системы независимой оценки образовательных результатов; использование инновационных методик и программ воспитания учащихся; повышение разнообразия образовательных программ; подготовка педагогов и расширение использования информационно-коммуникативных технологий на уроках; развитие практик независимой оценки качества работы учреждения; совершенствование психолого-педагогического сопровождения учащихся; организация методического сопровождения работы педагогов. Развитие системы поддержки талантливых детей: расширение числа учащихся, занимающихся дополнительным образованием; расширение сетевого взаимодействия с учреждениями культуры и науки, ВУЗами; расширение представительства учащихся в предметных олимпиадах регионального уровня и выше; создание условий для исследовательской и проектной работы учащихся; участие в детских международных программах (проектах, акциях); совершенствование системы дополнительного образования детей; расширение форм сотрудничества с родителями учащихся. Совершенствование учительского корпуса: повышение уровня базового образования учителей; подтверждение и повышение педагогическими работниками квалификационных категорий в ходе аттестации; расширение использования информационных технологий в образовательном процессе; участие и победы педагогов в профессиональных конкурсах; совершенствование форм методической работы; повышение компьютерной грамотности и информационной культуры педагогов; развитие кооперации учреждения с ВУЗами для проведения исследований прикладного характера; реализация специальных программ стимулирования педагогов; диверсификация возможностей повышения квалификации педагогов; внутриорганизационное обучение педагогов. Совершенствование инфраструктуры учреждения: бытовые условия учреждения, соответствующие санитарным нормам и правилам; совершенствование пространственно-предметной среды учреждения; формирование виртуальной образовательной среды учреждения; развитие сетевого взаимодействия с другими учреждениями; информатизация образовательного процесса. Сохранение и укрепление здоровья школьников: ведение деятельности, направленной на снижение заболеваемости учащихся; работа по предотвращению травматизма учащихся; увеличение представления учащихся на спортивных соревнованиях различного уровня; реализация спортивно-оздоровительных программ дополнительного образования; валеологическое просвещение родителей учащихся; реализация программы здоровьесбережения учащихся. Расширение самостоятельности школ: участие в конкурсах и программах вне сферы образования; регулярное обновление и совершенствование сайта образовательного учреждения в Интернет; повышения разнообразия форм участия общественности в управлении учреждением; компьютеризация процесса управления учреждением, создание локальной сети; организация инновационной деятельности учреждения на региональном (районном) уровне и выше; следование принципам государственно-общественного управления образованием; создание элементов публичной отчетности учреждения и их развитие; расширение межрегионального и международного сотрудничества. Перечисленные положения образовательной инициативы должны быть отражены в проектируемой программе развития учреждения дополнительного образования детей. Другим важнейшим документом, определяющим развитие учреждения дополнительного образования выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [7], которая определяет современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Кроме того, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указаны ключевые воспитательные задачи:  готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;  сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;  развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;  готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;  способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;  трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;  осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.  сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися духовных и нравственных ценностей, национальных традиций;  вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;  готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;  развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;  способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;  доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;  забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.  сформированность отношения к семье как к основе российского общества;  приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших.
Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества. Указанные ценностные (аксиологические) приоритеты в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» должны учитываться при разработке путей совершенствования воспитательного пространства учреждения дополнительного образования детей. Примером документа, определяющего развитие учреждения дополнительного образования детей на региональном уровне, выступает Программа воспитания учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программу общего образования, на 2011-2015 годы [9], в которой в частности определена цель воспитания - создании условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития юных Петербуржцев как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России. Среди основных задач воспитания учащихся в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга выделены следующие:
 Обеспечить условия для развития личности, органически сочетающую в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества; способность к достижению личностного и общественного благополучия.
 Формировать у каждого учащегося активную жизненную позицию, включающую способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни города и государства, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира, иметь научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма, иметь стремление овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести здоровый образ жизни.
 Повысить эффективность взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях динамично развивающейся образовательной среды Санкт-Петербурга.
В рамках воспитательного процесса выделены принципы, адекватные целевым установкам, предъявляемым государством к воспитанию подрастающего человека, тенденциям развития социокультурного пространства:
 демократизм, суть которого – в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
 гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания;
 духовность, проявляющаяся в формировании у учащихся смысложизненных духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;
 толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
 вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;
 природоспособность – учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
 эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других, установившихся норм и традиций.
 воспитывающее обучение – использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития учащихся, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
 системность – установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.
 социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе.
 социальное закаливание – включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Анализ научной литературы [5, 6] позволяет выделить некоторые общие приоритетные направления (тенденции) развития учреждения дополнительного образования детей:  Призвание сущности права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора себя и для себя.  Утверждение единства и целостности образования, где обучение и воспитание есть его составляющие, две подсистемы развития личности.  Развитие индивидуальности каждого человека в практике образовательного процесса.  Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместно продуктивно разделенной деятельности.
 Непрерывное образование как принцип планирования и организации образовательного развития личности.  Осознанная системная организация управления учебно-воспитательным процессом на основе стратегии инновационного обучения.  Обеспечение условий для профессионального самоопределения и интеграции личности в новых условиях социума
 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений дополнительного образования школьников в целях обеспечения эффективности дополнительного образования школьников.  Создание в образовательных учреждениях всех типов и видов гуманистических воспитательных систем.  Продвижение в своем развитии и обновление современного образовательного учреждения.  Проектирование образовательных программ, как средства развития познавательной мотивации, формирования сторон базовой культуры личности. Дополнительное образование призвано индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства, региона, города.  Совершенствование педагогической организации работы с детьми в дополнительном образовании.
Названные приоритетные направления (тенденции) развития учреждения дополнительного образования детей находятся в развитии, так как дополнительное образование детей является гибкой саморегулируемой системой образования, оптимально реагирующей на духовные, образовательные, социальные и другие интересы и потребности людей, обеспечивающей культурное и профессиональное самоопределение школьников и подростков. Таким образом, управленческая деятельность развитием учреждения дополнительного образования детей выступает как условие эффективного функционирования учреждения, удовлетворения образовательных потребностей субъектов (индивидуальных, корпоративных, социальных), обеспечения вариативности и доступности образовательных услуг и подтверждает важность учета современной нормативно-правовой базы, регламентирующей перспективы развития учреждения дополнительного образования. При планировании этого процесса жизненно необходимо учитывать и тенденции развития дополнительного образования, осуществлять критический анализ существующих подходов к управлению развитием учреждения дополнительного образования детей.

Список литературы
1. Бишляга М. В. Воспитание и дополнительное образование детей на основе интегративного подхода / М.В. Бишляга, Л.В. Неретина. – Магнитогорск, 2008.
2. Вихорева О. А. Дополнительное образование детей: теория и практика: монография / О.А.Вихорева. - Челябинск, 2010.
3. Гущина С. В. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников (Муниципальный аспект): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Челябинск, 2000.
4. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: коллективная монография / Асафова Т. Ф., Березина В. А, Бойко Е. Л. и др.; под ред. А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - Ярославль, 2009.
5. Дополнительное образование детей: (сборник нормативно-правовых документов и методических материалов) / сост.: Буданова Г. П., Буйлова Л.Н. – М., 2008.
6. Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие для учителей, педагогов дополнительного образования, методистов, классных руководителей, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей институтов повышения квалификации / В.Н.Иванченко. - Ростов-на-Дону, 2011.
7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М. 2009.
8. Максименко Т А. Технология управления дополнительным образованием детей в муниципальной образовательной системе: на материале города Салехарда: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01.- М., 2004.
9. Программа воспитания учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программу общего образования, на 2011-2015 годы.
10. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. Ч. 1,2. - М., 1996. - Ч. 1 с. 70 - 82 с.
11. Широкова О.П. Научно-методическое обеспечение деятельности учреждения дополнительного образования детей // Материалы II межрегионального форума педагогов дополнительного образования. - Йошкар-Ола, 2004. - С. 19-20.