Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УРОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ШАГ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике даѐт такое определение понятия педагогического мастерства: высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно- познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Компетентность учителя профессиональная - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.(1)

То есть, понятие профессиональной компетентности педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

В общем виде, я думаю, объѐм знаний, необходимый для преподавания любой дисциплины, определѐн учѐбной программой. Допустим, знания есть. Для того, чтобы их донести до обучающихся, необходимо, кроме знаний дисциплины, знание методологии, педагогических технологий, целей и задач обучения, а в современных условиях не обойтись и без инновационного подхода к педагогической деятельности.

Учебное пособие Сластенина В., Исаева И. и др. «Педагогика» даѐт чѐткую структуру профессиональной компетентности:

«1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2.       Умения построить и привести в движение логически  завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3.      Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4.        Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.»(3)

Именно эта структура подтолкнула меня на поиск инноваций. Стало понятно, что традиционный урок – это хорошо, но при преподавании специальных строительных дисциплин этого мало. Необходимо искать новые технологии, формы, методы. Важно предусматривать сочетание различных видов деятельности студентов. Необходимы проективные (анализ-прогноз-проект) и рефлексивные (контрольно-оценочные) умения не только преподавателя, но и студентов. Проективные умения невозможны без совместных творческих дел, а рефлексивные - без контроля этой деятельности.

Далее, мы знаем, что организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. Следовательно, возникает необходимость инновационной деятельности, чтобы подготовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

Создавать новое - это и есть инновация. На своих уроках я начала применять активные методы обучения, освоила компетентностный подход, так как для студентов строительных специальностей просто необходимо умение действовать в ситуации неопределѐнности. Метод проектов стал одной из моих любимых технологий, ибо это инновационная технология обучения, при которой обучаемые приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования постоянно усложняющихся проектов-заданий. «Таким образом, все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени». (2) Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. И необходим конкретный результат.

Так и возникла идея ежемесячного урока - экскурсии, урока самостоятельной деятельности студентов. Название урока – «Мониторинг строительной площадки». Хотела бы поделиться опытом в совершенствовании своего педагогического мастерства. Думаю, что особенно он заинтересует преподавателей специальных строительных дисциплин, которые знают, как необходимы уроки-экскурсии, уроки на производстве. Реальное строительство, думаю, не заменят никакие мультимедийные технологии.

У студентов ОБПОУ «КМТ» специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» появилась возможность наблюдать за строительством жилого многоэтажного здания с момента начала строительства (сентябрь 2015 года) и до его окончания (июнь 2017 года). В течение двух лет на примере строящегося здания будут изучаться строительные процессы и работы, технология и организация строительного производства. Итогом работы будут открытые уроки: промежуточный в марте 2016 года и отчѐтный по окончании строительства жилого здания. Готовится альбом с фотографиями этапов строительства и пакет реальных документов по строительству объекта.

Конечно, и раньше у нас были экскурсии на стройку, но это были разовые посещения. Мониторинг же – это качественно новый подход к обучению. Это наблюдение от «А до Я». Это получение конечного результата.

У преподавателя, то есть у меня, появилась возможность совершенствования педагогического мастерства, потому что этот вид деятельности позволяет использование как новых, так и испытанных технологий и педагогических приѐмов. Одна из основных целей этого урока - формирование независимости студента, утверждение его личных качеств.

Для каждой группы разрабатывается модель самостоятельной работы: одна группа отвечает за отчѐт по подготовительным процессам строительной площадки, другие - за отчѐт по технике безопасности на объекте, за отчѐт по охране труда, за мониторинг с описанием и фото- или видеосъѐмкой технологических процессов, за мониторинг организации строительства, за документацию строительного объекта. Тут приходится применить проблемное обучение: студенты сами для себя должны открыть знания по строительству дома. Есть огромный плюс в мониторинге реального строящегося объекта. Там не всегда всѐ будет правильно, там будут объективные неожиданности. Тем интереснее работа. Студентам придѐтся работать с нормативной документацией по технологии и организации строительства и сравнивать с реальным производством. Надеюсь, что летнюю практику некоторым студентам доведѐтся пройти на «собственном» объекте.

«Всѐ, что становится обыденным, мало ценится»,- говорил Вольтер.

Я уверена, что уроки будут интересными и эффективными, хотя мне предстоит находиться в постоянном поиске, совершенствовать формы, методы, приѐмы работы. Думаю, что на реальной стройке элементов неожиданности, как спасения от всего обыденного, нам хватит. Для практического воплощения этой идеи необходимо решить проблему характера взаимодействия преподавателя и студента. На этих уроках мы – партнѐры, единомышленники, члены одной команды, коллектив одной строительной организации.

Искренне желаю себе и другим педагогам, чтоб  в каждом из нас «горел огонь» и «жил артист», как хотел этого великий педагог А.С. Макаренко.

 

Список литературы

1.      Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике

2.      Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования

3.      Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие