16 октября 2016г.
Качественное современное образование дает возможность человеку самосовершенствоваться, саморазвиваться.
Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают педагога на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для его дальнейшей самостоятельной работы.
Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть, организовать образовательное пространство с субъект- субъектными отношениями (К.Д.Ушинский).
На практике не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагогам ищут пути к обеспечению успеха своей деятельности, положительного результата, пути перевода педагогических идей, задач на практический уровень.
Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.
Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.
Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.
Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь учителям сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Педагогу дополнительного образования предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства. С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и другое.
Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно- инициативное, инициативное).
Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:
1. Основные вопросы для изучения
2. Этапы работы над материалом по определенным вопросам
3. Практический выход (доклад, урок, методическая разработка)
4. Где, когда и как реализуется
Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.
Алгоритм работы педагога по самообразованию может быть следующим:
1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям
2. Разработка плана по самообразованию
3. Определение источников информации
4. Изучение теоретических источников
5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых занятий, мероприятий)
6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов
7. Подготовка отчета по теме самообразования
8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности Методическая служба учреждения образования может придерживаться следующего алгоритма работы:
1. Содержание деятельности
2. Субъект выполнения
3. Сроки выполнения
Методическим советам необходимо коллегиально разработать критерии эффективности самообразования. В них может быть учтено следующее:
1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер
2. Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)
3. Имеет место научная обоснованность плана
4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении
5. Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда
6. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся
7. Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования
8. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета
9. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач
10. Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности
11. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий
Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.
В рамках деятельности методической службы возможна разработка системного подхода к организации самообразования педагогов на основе принципов добровольности, преемственности.
С целью совершенствования методической работы по организации самообразования педагогов предлагается ознакомиться со следующими материалами.
Список литературы
1. Зверева, В.И. Как сделать управление школой успешным/ В.И.Зверева.-М.: Центр “Педагогический поиск”.-2004.-160с.
2. Лизинский, В.М.// Центр “Педагогический поиск”.-С.126
3.Мартина, Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н.Мартина// Директор школы .- 2006.- №3.- С.65
4. Самигуллин, Г.Х. Педагогические требования к открытым урокам/ Г.Х.Самигуллин// Методист.-2007.-№6.-С.52
5. Сам себе инспектор: самооценка качества // Библиотека журнала “Директор школы”.- 2005.-№7
6. Селевко, Г.К. Научи себя учиться/ Г.К.Селевко //Центр “Педагогический поиск”.-2006.- С. 20
7. Побережная, О.Е. Самоанализ деятельности методического объединения учителей// О.Е.Побережная.-2007.-№8.-С.66