Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Качественное современное образование дает возможность человеку самосовершенствоваться, саморазвиваться.

Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают педагога на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для его дальнейшей самостоятельной работы.

Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть, организовать образовательное пространство с субъект- субъектными отношениями (К.Д.Ушинский).

На практике не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагогам ищут пути к обеспечению успеха своей деятельности, положительного результата, пути перевода педагогических идей, задач на практический уровень.

Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.

Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.

 Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.

Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь учителям сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Педагогу дополнительного образования предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства. С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и другое.

Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно- инициативное, инициативное).

Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:

1.    Основные вопросы для изучения

 2.    Этапы работы над материалом по определенным вопросам

 3.    Практический выход (доклад, урок, методическая разработка)

 4.    Где, когда и как реализуется 

Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.

Алгоритм работы педагога по самообразованию может быть следующим:

 1.        Выбор       темы,       определение       целей,       постановка       задач       согласно профессиональным потребностям

2.        Разработка плана по самообразованию

3.        Определение источников информации

 4.        Изучение теоретических источников

 5.        Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых занятий, мероприятий)

6.        Систематизация  наработанных  материалов  и  их  оформление,  коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов

7.        Подготовка отчета по теме самообразования

 8.        Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности Методическая      служба      учреждения      образования     может      придерживаться следующего алгоритма работы:

 1.    Содержание деятельности

 2.    Субъект выполнения

 3.    Сроки выполнения

 Методическим     советам     необходимо     коллегиально     разработать     критерии эффективности самообразования. В них может быть учтено следующее:

1.    Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

2.    Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)

3.    Имеет место научная обоснованность плана

4.    Определена     результативность     педагогической     деятельности     в     данном направлении

5.    Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда

6.    Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся

 7.    Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования

8.    Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны  педагогического совета

9.    Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

 10.    Формируется социальная (способность брать на себя ответственность  за деятельность       других),      психологическая      (понимание      роли      самообразования) компетентности

11.    Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.

В рамках деятельности методической службы возможна разработка системного подхода к организации самообразования педагогов на основе принципов добровольности, преемственности.

С целью совершенствования методической работы по организации самообразования педагогов предлагается ознакомиться со следующими материалами.

 

 

Список литературы

 

 

1. Зверева, В.И. Как сделать управление школой успешным/ В.И.Зверева.-М.: Центр “Педагогический поиск”.-2004.-160с.

2. Лизинский, В.М.// Центр “Педагогический поиск”.-С.126

3.Мартина, Н.      Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н.Мартина// Директор школы .- 2006.- №3.- С.65

4.    Самигуллин, Г.Х. Педагогические требования к открытым урокам/ Г.Х.Самигуллин// Методист.-2007.-№6.-С.52

5.   Сам себе инспектор: самооценка качества // Библиотека журнала “Директор школы”.- 2005.-№7

6. Селевко, Г.К. Научи себя учиться/ Г.К.Селевко //Центр “Педагогический поиск”.-2006.- С. 20

7.    Побережная, О.Е. Самоанализ деятельности методического объединения учителей// О.Е.Побережная.-2007.-№8.-С.66