14 февраля 2016г.
Мониторинг, т.е. непрерывное слежение и исследование состояния системы – необходимый процесс в эффективном управлении системой образования высшей школы. Ведь мониторинг в образовании мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе, ориентированная на информационное обеспечение управления и прогнозирования, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития и результативности.
Мониторинг в своей диагностико-аналитической направленности позволит из полученной информации понять, распознать и классифицировать отслеживаемые процессы, а также сможет создать условия для самоанализа профессиональной образовательной деятельности. К тому же, в настоящее время система высшего образования активизируется как отрасль экономики, а современный вуз как активный участник рынка образовательных, научно-исследовательских услуг, интеллектуальных разработок и др.
Таким образом, развитие цивилизованного государства приводит к необходимости решения проблемы исследования эффективности образования, чтобы вуз и его и его преподаватели были инновационными и эффективными.
Известно, что вуз прямо или косвенно воздействуют как на экономику, так и на социальную и нравственную стороны жизни общества, следовательно, его деятельность необходимо рассматривать в общем виде в трех взаимосвязанных аспектах эффективности: педагогическом, экономическом и социальном. Поэтому необходимо определение эффективного вуза, как образовательной организации высшего образования, достигающей в результате целенаправленной деятельности, высоких положительных эффектов. Таким образом, одна из главных составляющих эффективности вуза – это суммарный эффект деятельности научно- педагогического коллектива вуза.
Все озвученные выше проблемы не возникали спонтанно, а их выявление не является голословным и не обоснованным. Проведенный в нескольких университетах Северо-Кавказского федерального округа опрос, с использованием специально составленных анкет, показал, что более 90% преподавателей слабо владеют нормативно-правовой базой, связанной с инновационно-коммерческой деятельностью. Преподаватели испытывают затруднения в определении целей и задач, выборе содержания и организации данной деятельности, в выборе направления деятельности, а также в оценке собственных потенциальных возможностей.
Современный преподаватель высшей школы должен уметь описывать, объяснять и прогнозировать свою деятельность на рынке интеллектуальных разработок. Главенствующим фактором, обеспечивающим эффективность преподавателя в сфере инновационно-коммерческой деятельности, является его готовность к данной работе, которая заключается в умении быстро и адекватно реагировать на изменения рынка научных и образовательных услуг.
В заключении хочется отметить, что:
1) эффективная модель высшего образования – это высокий уровень его качества, зависящий, в первую очередь, от профессионализма научно-педагогических работников, занятых в данной сфере деятельности;
2) эффективному вузу нужен эффективный преподаватель, который обладал бы не только умениями преподавателя, но и качествами исследователя, менеджера, маркетолога и новатора, что приведет к существенному вкладу в процесс реформирования отечественной системы образования и ее интеграции в мировую образовательную систему;
3) цель мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы – это управление профессионализмом преподавателя и качеством подготовки высококвалифицированных кадров в вузе.
Список литературы
1. Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. – 387 с.
2. Харченко Л.Н. Аргументы в пользу становления модели эффективного вуза / Известия Волгоградского государственного педагогического университета Серия «Педагогические науки» - 2013. - № 7 (82). – С. 53- 57.
3. Харченко Л.Н., Панова И.Е. Исследование готовности преподавателей вуза к осуществлению инновационной деятельности / Мир образования – образование в мире / научно-методический журнал. - № 1 (37), 2010. - С. 144-148.
4. Харченко Л.Н. и др. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2011. – 228 с.