14 февраля 2016г.
Учебная дисциплина «Иностранный язык» вносит большой вклад в развитие у студентов межкультурной грамотности и становления поликультурной личности. Этому, в первую очередь, способствует тот факт, что данный учебный предмет формирует у студентов социокультурную компетенцию, представляя информацию об англоязычных странах.
Вместе с тем, мы полагаем, что социокультурная компетенция должна быть расширена за счет введения в образовательный процесс ее этнокультурной составляющей, которая на данный момент используется фрагментарно, а в большинстве случаев не применяется совсем.
Российский студент часто не знает или знает очень мало об истории и культуре своего народа, той местности, где он родился и проживает, не говоря уже о традициях и культурно-исторических особенностях других малых народов России. Это, с одной стороны, замедляет процесс патриотического воспитания студентов, делая его слишком обезличенным и отдаленным от каждого конкретного человека, а с другой стороны, не способствует формированию поликультурной личности и развитию диалога мировых культур, так как чаще всего, российский студент должен в процессе интернационального общения представлять свою страну, свой край и их особенности, нежели рассуждать о достопримечательностях англоязычных стран.
Это, безусловно, говорит об актуальности проекта, реализуемого автором в своей педагогической деятельности.
Цель проекта: формирование патриотически-ориентированной личности с развитым чувством национального самосознания и самоуважения, с одной стороны, и широким кросскультурным кругозором, толерантным отношением к другим культурам и умением вести межкультурный диалог, с другой.
Задачи проекта:
1. Формировать социокультурную компетенцию студентов путем введения в образовательный процесс ее этнокультурной составляющей;
2. Расширять кругозор и систематизировать знания студентов в области марийской и других финно- угорских культур, истории, этнографии, языкознания;
3. Развивать у студентов этико-нравственные качества личности посредством их приобщения к обычаям, традициям, самобытности финно-угорских наций, особенностям менталитета, достижениям национальных культур;
4. Развивать навыки этнического самосознания, самоуважения; толерантного отношения к другим народам и культурам;
5. Формировать межкультурно-ориентированную личность, способную понимать культуру другого народа и осмыслять ее через призму собственной культуры;
6. Стимулировать развитие творческого потенциала студентов посредством внедрения новых активных социально-развивающих технологий в образовательный процесс.
Цель проекта созвучна идеям современной политики мультикультурализма. В этом случае реализуется толерантная практика равного сосуществования общностей, основанная на готовности согласиться с тем, что нравственные и культурные стереотипы другого народа имеют право быть реализованными наряду с теми, которые уже сложились в обществе. Ряд авторов использует термин поликультурного воспитания, целью которого является развитие у человека способности объективно воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения.
Методологической основой проекта является установка на необходимость соблюдать определенную соразмерность в постижении человеком, как своего родного этнокультурного наследия, так и культурных традиций иных народов, т.е. теория поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, А.В. Перцев, Т.Г. Стефаненко, А.А. Сусоколов).
Смысловая суть проекта:
Учебно-воспитательный процесс на факультете иностранных языков
1. Изучение учебного предмета «Регионоведение» (на англ. языке) (1 курс)
2. Изучение курса по выбору: «Семья финно-угорских народов», «Героические эпосы финно-угорских народов», «Люди, которыми мы гордимся» в рамках работы факультетского языкового клуба «Глобус» (2 курс).
3. Работа научного общества студентов (3-4 курсы).
4. Непрерывная педагогическая практика в школе, помощь в организации работы Клуба интернациональной дружбы «Стела» на базе МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы» (3-4 курсы).
5. Мониторинг процесса формирования этнокультурной компетенции и поликультурной компетенции у обучающихся и педагогов.
6. Построение модели формирования этнокультурной и поликультурной компетенций средствами иноязычного образования.
Результаты:
1. Создание системы работы по формированию мультикультурной личности посредством этнизации процесса иноязычного образования в школе и вузе;
2. Создание и апробирование диагностического инструментария для мониторинга процесса становления мультикультурной личности посредством этнизации иноязычного образования
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что он дополняет теоретические положения педагогической науки о формировании интернационализма, этнической толерантности, эмпатических способностей у учащихся общеобразовательных школ и студентов вуза.
Практическая значимость заключается в том, что проект направлен на совершенствование процесса формирования этнической идентичности и культуры межнационального общения у учащихся и студентов посредством усиления этнокультурной составляющей процесса иноязычного образования.
График работы над проектом:
1. Подготовительный этап (2012-июль 2015 гг.)
1.1 Фиксация, анализ, обобщение имеющегося позитивного опыта организации деятельности по поликультурному и этнокультурному образованию;
1.2 Разработка единой программы по формированию мультикультурной личности посредством усиления этнонаправленной составляющей образовательного процесса;
1.2.1 Составление учебно-методических пособий на английском языке с целью переработки и расширения основного содержания иноязычного образования в ракурсе формирования этнической идентичности, культуры межнационального общение и поликультурной грамотности;
1.2.2 Разработка программы построения связей и отношений с детским объединением «Стела» гимназии № 14 г. Йошкар-Олы;
1.2.3 Разработка системы критериев и показателей этнокультурной и поликультурной компетентности участников эксперимента;
1.2.4 Подбор диагностического инструментария для мониторинга качества процесса формирования этнокультурной и поликультурной компетентности.
2. Основной (формирующий) этап (август 2015 – июнь 2016 гг.) Август 2015 г.:
2.1 Составление общего плана экспериментальной работы;
2.2 Составление календарно-тематического планирования учебного курса «Регионоведение»;
2.3 Составление календарно-тематического планирования курсов по выбору «Семья финно-угорских народов», «Героические эпосы финно-угорских народов», «Люди, которыми мы гордимся»;
2.4 Составление плана работы научного общества студентов;
2.5 Составление плана работы КИДа гимназии № 14 г. Йошкар-Олы в разделе этнокультурного и поликультурного воспитания.
Сентябрь 2015г.:
2.6 Входное тестирование участников эксперимента;
2.7 Запуск разработанных программ экспериментальной деятельности и учебных курсов. Январь 2016 г.:
2.8 Промежуточное тестирование участников эксперимента с целью мониторинга процесса формирования этнокультурной и поликультурной компетентности средствами иностранного языка;
2.9 Продолжение работы по указанным учебным курсам. Продолжение работы научного общества студентов. Продолжение работы в школьном КИДе.
Май-июнь 2016 г.:
2.10 Итоговое тестирование с целью определения качества процесса формирования этнокультурной и поликультурной компетентности средствами иностранного языка.
3. Заключительный этап (июль – декабрь 2016 г.) Июль-август 2016 г.:
3.1 Обработка и обобщение полученных данных, формулирование выводов. Сентябрь-октябрь 2016 г.:
3.2 Оформление пакета технологий формирования этнокультурной и поликультурной компетенций средства иностранного языка; Ноябрь-декабрь 2016 г.:
3.3 Подготовка и издание монографии по материалам проведенного исследовательского проекта.
Список литературы
1. Егошина, Н.Г. The Realm of Authentic Values = В мире национальных ценностей: учебное пособие. – Йошкар-Ола: Мар.гос.ун-т, 2013. – 128 с.
2. Егошина, Н.Г. Семья финно-угорских народов. Из опыта интернационального воспитания: Учебно- методическое пособие. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т. – 2008. – 112 с.
3. Егошина, Н.Г. People we are proud of: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: изд-во МарГУ. – 2012.– 96 с.
4. Егошина, Н.Г. My native land – the land of work and beauty. Этнокультурное образование в ходе обучения иностранному языку: Уч.-методич. пособие / Н.Г. Егошина. – Йошкар-Ола, 2010. – 212 с.
5. Егошина, Н.Г. Героические эпосы финно-угорских народов (электронный вариант).
6. Егошина, Н.Г. Диагностическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания студентов// Современные проблемы гуманитарных и естественных наук [Текст]: материалы XII международной научно-практической конференции 2-3 октября 2012 г./ Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С. 257 – 260.
7. Работа клуба интернациональной дружбы // Справочник классного руководителя. – 2013. – №7/ июль. – С. 9 – 15.