Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭТНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Учебная дисциплина «Иностранный язык» вносит большой вклад в развитие у студентов межкультурной грамотности и становления поликультурной личности. Этому, в первую очередь, способствует тот факт, что данный учебный предмет формирует у студентов социокультурную компетенцию, представляя информацию об англоязычных странах.

Вместе с тем, мы полагаем, что социокультурная компетенция должна быть расширена за счет введения в образовательный процесс ее этнокультурной составляющей, которая на данный момент используется фрагментарно, а в большинстве случаев не применяется совсем.

Российский студент часто не знает или знает очень мало об истории и культуре своего народа, той местности, где он родился и проживает, не говоря уже о традициях и культурно-исторических особенностях других малых народов России. Это, с одной стороны, замедляет процесс патриотического воспитания студентов, делая его слишком обезличенным и отдаленным от каждого конкретного человека, а с другой стороны, не способствует формированию поликультурной личности и развитию диалога мировых культур, так как чаще всего, российский студент должен в процессе интернационального общения представлять свою страну, свой край и их особенности, нежели рассуждать о достопримечательностях англоязычных стран.

Это, безусловно, говорит об актуальности проекта, реализуемого автором в своей педагогической деятельности.

Цель     проекта:    формирование     патриотически-ориентированной    личности    с     развитым     чувством национального самосознания и самоуважения, с одной стороны, и  широким  кросскультурным кругозором, толерантным отношением к другим культурам и умением вести межкультурный диалог, с другой.

Задачи проекта:

1.      Формировать социокультурную компетенцию студентов путем введения в образовательный процесс ее этнокультурной составляющей;

2.      Расширять кругозор и систематизировать знания студентов в области марийской и других финно- угорских культур, истории, этнографии, языкознания;

3.      Развивать у студентов этико-нравственные качества личности посредством их приобщения к обычаям, традициям, самобытности финно-угорских наций, особенностям менталитета, достижениям национальных культур;

4.      Развивать навыки этнического самосознания, самоуважения; толерантного отношения к другим народам и культурам;

5.        Формировать межкультурно-ориентированную личность, способную понимать культуру другого народа и осмыслять ее через призму собственной культуры;

6.      Стимулировать развитие творческого потенциала студентов посредством     внедрения новых активных социально-развивающих технологий в образовательный процесс.

Цель проекта созвучна идеям современной политики мультикультурализма. В этом случае реализуется толерантная практика равного сосуществования общностей, основанная на готовности согласиться с тем, что нравственные и культурные стереотипы другого народа имеют право быть реализованными наряду с теми, которые уже сложились в обществе. Ряд авторов использует термин поликультурного воспитания, целью которого является развитие у человека способности объективно воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения.

Методологической основой проекта является установка на необходимость соблюдать определенную соразмерность в постижении человеком, как своего родного этнокультурного наследия, так и культурных традиций иных народов, т.е. теория поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, А.В. Перцев, Т.Г. Стефаненко, А.А. Сусоколов).

Смысловая суть проекта:

Учебно-воспитательный процесс на факультете иностранных языков

1.      Изучение учебного предмета «Регионоведение» (на англ. языке) (1 курс)

2.      Изучение курса по выбору: «Семья финно-угорских народов», «Героические эпосы финно-угорских народов», «Люди, которыми мы гордимся» в рамках работы факультетского языкового клуба «Глобус» (2 курс).

3.      Работа научного общества студентов (3-4 курсы).

4.      Непрерывная педагогическая практика в школе, помощь в организации работы Клуба интернациональной дружбы «Стела» на базе МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы» (3-4 курсы).

5.      Мониторинг процесса формирования этнокультурной компетенции и поликультурной компетенции у обучающихся и педагогов.

6.      Построение модели формирования этнокультурной и поликультурной компетенций средствами иноязычного образования.

Результаты:

1.      Создание системы работы по формированию мультикультурной личности посредством этнизации процесса иноязычного образования в школе и вузе;

2.      Создание и апробирование диагностического инструментария для мониторинга процесса становления мультикультурной личности посредством этнизации иноязычного образования

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что он дополняет теоретические положения педагогической науки о формировании интернационализма, этнической толерантности, эмпатических способностей у учащихся общеобразовательных школ и студентов вуза.

Практическая значимость заключается в том, что проект направлен на совершенствование процесса формирования этнической идентичности и культуры межнационального общения у учащихся  и студентов посредством усиления этнокультурной составляющей процесса иноязычного образования.

График работы над проектом:

1.   Подготовительный этап (2012-июль 2015 гг.)

1.1        Фиксация,   анализ,  обобщение  имеющегося  позитивного   опыта   организации деятельности  по поликультурному и этнокультурному образованию;

1.2     Разработка единой программы по формированию мультикультурной личности посредством усиления этнонаправленной составляющей образовательного процесса;

1.2.1       Составление учебно-методических пособий на английском языке с целью переработки и расширения основного содержания иноязычного образования в ракурсе формирования этнической идентичности, культуры межнационального общение и поликультурной грамотности;

1.2.2       Разработка программы построения связей и отношений с детским объединением «Стела» гимназии № 14 г. Йошкар-Олы;

1.2.3     Разработка системы критериев и показателей этнокультурной и поликультурной компетентности участников эксперимента;

1.2.4      Подбор диагностического инструментария для мониторинга качества процесса формирования этнокультурной и поликультурной компетентности.

2.   Основной (формирующий) этап (август 2015 – июнь 2016 гг.) Август 2015 г.:

2.1    Составление общего плана экспериментальной работы;

2.2    Составление календарно-тематического планирования учебного курса «Регионоведение»;

2.3      Составление календарно-тематического планирования   курсов по выбору «Семья финно-угорских народов», «Героические эпосы финно-угорских народов», «Люди, которыми мы гордимся»;

2.4    Составление плана работы научного общества студентов;

2.5      Составление плана работы КИДа гимназии № 14 г. Йошкар-Олы в разделе этнокультурного и поликультурного воспитания.

Сентябрь 2015г.:

2.6    Входное тестирование участников эксперимента;

2.7    Запуск разработанных программ экспериментальной деятельности и учебных курсов. Январь 2016 г.:

2.8     Промежуточное тестирование участников эксперимента с целью мониторинга процесса формирования этнокультурной и поликультурной компетентности средствами иностранного языка;

2.9     Продолжение работы по указанным учебным курсам. Продолжение работы научного общества студентов. Продолжение работы в школьном КИДе.

Май-июнь 2016 г.:

2.10      Итоговое тестирование с целью определения качества процесса формирования этнокультурной и поликультурной компетентности средствами иностранного языка.

3.   Заключительный этап (июль – декабрь 2016 г.) Июль-август 2016 г.:

3.1    Обработка и обобщение полученных данных, формулирование выводов. Сентябрь-октябрь 2016 г.:

3.2       Оформление пакета технологий формирования этнокультурной и поликультурной  компетенций средства иностранного языка; Ноябрь-декабрь 2016 г.:

3.3    Подготовка и издание монографии по материалам проведенного исследовательского проекта.

 

 

Список литературы

1.      Егошина, Н.Г. The Realm of Authentic Values = В мире национальных ценностей: учебное пособие. – Йошкар-Ола: Мар.гос.ун-т, 2013. – 128 с.

2.      Егошина, Н.Г. Семья финно-угорских народов. Из опыта интернационального воспитания: Учебно- методическое пособие. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т. – 2008. – 112 с.

3.      Егошина, Н.Г. People we are proud of: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: изд-во МарГУ. – 2012.– 96 с.

4.      Егошина, Н.Г. My native land – the land of work and beauty. Этнокультурное образование в ходе обучения иностранному языку: Уч.-методич. пособие / Н.Г. Егошина. – Йошкар-Ола, 2010. – 212 с.

5.      Егошина, Н.Г. Героические эпосы финно-угорских народов (электронный вариант).

6.      Егошина, Н.Г. Диагностическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания студентов// Современные проблемы гуманитарных и естественных наук [Текст]: материалы XII международной научно-практической конференции 2-3 октября 2012 г./ Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С. 257 – 260.

7.      Работа клуба интернациональной дружбы // Справочник классного руководителя. – 2013. – №7/ июль. – С. 9 – 15.