Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ УЧИТЕЛЯ

Авторы:
Город:
Глазов
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Потребность межнационального и межэтнического общения связана с необходимостью решения проблемы формирования этнической толерантности педагогической техники учителя. Удмуртской Республике как много этническому региону требуются квалифицированные специалисты, способные осуществлять равноправный, ненасильственный образовательный процесс. Проявление толерантности в образовательном процессе обусловлены индивидуальным пониманием/ непонимание, принятием/ непринятием особенностей поведенческих реакций педагогов и обучающихся различных этнических групп. Гуманизация образования предполагает уважительное отношение к этнокультуре всех участников процесса, принятие и правильное понимание особенностей других культур. Учет этнических особенностей поведения обучающихся позволяет формировать толерантное поведение педагога к обучающимся различных народов и этнических групп. Вопросами формирования толерантности в образовательном процессе на основе диалогического подхода рассматриваются в рамках «педагогики толерантности» Е.Ю. Клепцова (2004), П.Ф. Комогоров (2000), Н.А. Ложникова (2002), толерантности обучающегося (педагога) А.В. Коржуев (2003), Н.В. Кукушкин (2004) и другие. Проблема толерантности получила свое начало в связи с различными религиозными взглядами, а потому риск отсутствия толерантности всегда присутствуют в отношениях между представителями разных культур, межэтническом взаимодействии. Преподавание, не придающее значение этно особенностям определенных жестов, пантомимики, интонаций, для каждой конкретной народностей обучающихся, приводит к более затяжному процессу обучения, отсутствию позитивных межличностных отношений участников образовательных отношений [6]. Н.Г. Анциферова (2007) отмечает, что исследователи, изучая описание феномена этнической толерантности, не уделяют достаточного внимания обоснованию мер по ее формированию, а также разработке технологий управления формированием и коррекции этнической толерантности [1]. В попытке устранения отмеченного дисбаланса сформулируем необходимость более глубокого изучения проблемы дистанции этнической составляющей в образовательном процессе. Считаем, что сокращение этно дистанции следует начинать с переподготовки преподавательского состава, и, в частности, с формирования этнической толерантности, коррекции приемов педагогической техники в этническом контексте. Для этого предлагаем воспользоваться авторской технологией коррекции и самокоррекции педагогической техники учителя [3, 4, 5 ]. В структуре этнической толерантности выделяют такие компоненты как когнитивный (знания о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях); эмоциональный (отношение к другим этническим группам); поведенческий (проявление поведения человека в зависимости от отношения к представителя других этнических групп). Тогда в отношении формирования этнической толерантности в педагогической технике учителя требованиями к результатам назовем:  когнитивная составляющая: представление о России, Удмуртии как многонациональной стране и республике; знание о народах и этнических группах России и Удмуртской Республики; уважение и принятие других народов и этнических групп; знание национальных ценностей, традиций и этнокультуры своих обучающихся; глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры;  эмоциональный компонент: принятие себя и других людей таких, какие они есть; уважение своего народа и людей других национальностей и вероисповедания;
 поведенческий компонент: сотрудничество с обучающимися различных народов и этнических групп; посещение как самостоятельное, так и с обучающимися национальных музеев, театров и прочее; формирование у обучающихся установок здорового образа жизни, в том числе в результате совместного участия в национальных спортивных мероприятиях; умение управлять собой, своими эмоциями, творчески самосовершенствующийся; прочее.
Ожидаемым результатом у обучающихся в результате работы с ними педагога, техника которого корректировалась с помощью технологии коррекции и самокоррекции педагогической техники, является стремится к сотрудничеству с педагогами, коллективом сверстников, проявляет готовность оказать помощь, попросить о помощи, проявляет уважение к окружающим, малой и большой Родине, и другое. Исследованием этнической толерантности в рамках апробации технологии коррекции и самокоррекции педагогической техники учителя в целом было охвачено 517 учителей и 742 обучающихся. Целями эксперимента являлись:
1. Факт проявления этнической толерантности в педагогической технике учителя.
2. Отношение педагогов и обучающихся к собственным этническим группам.
3. Отношение педагогов и обучающихся к этническим конфликтам.
До начала процесса коррекции педагогам было предложено ответить на вопросы, частично позаимствованные из теста измерения толерантных установок в сфере межнациональных отношений В.С. Собкина (2006), Д.В. Адамчука (2006) [2]. На вопрос «Чем Вы руководствуетесь в выборе своего поведения при общении с обучающимися отличных от Вашей этнических групп?» педагоги отвечали «собственным опытом» (44%), «интуицией» (49%), «не задумываюсь» (7%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что педагоги выборе своего профессионального поведения руководствуются в основном только собственными представлениями о других этнических группах. Обучающимся был задан вопрос «Склонны ли Вы объяснять возникновение конфликтов при общении принадлежностью собеседника к другой этнической группе?». Полученные результаты представлены на диаграмме (Рисунок 1).


Уменьшение числа конфликтов между педагогами и обучающимися на этнической почве сами они объясняли тем, что педагоги, после проведения эксперимента, стали лучше понимать обучающихся других этнических групп. Уменьшение числа этнических конфликтов между обучающимися снижается вследствие того, что педагоги, познавшие и познающие особенности других этнических народностей, доносят эту информацию до обучающихся, аргументированно и осознанно призывая уважать, понимать и принимать культуру других этнических групп.

Таким образом, эмпирические данные эксперимента по апробации технологии коррекции и самокорекции педагогической техники в образовательных организациях подтвердили значимость этнического компонента в педагогической технике учителя, и возможность его формирования на основе технологии коррекции и самокоррекции педагогической техники.


Список литературы
1. Анциферова Н.Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: состояние и тенденции развития : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 // Наталья Геннадьевна Анциферова. - Москва, 2007. - 209 с.
2. Собкин, В.С. Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений (продолжение) / В. С. Собкин, Д. В. Адамчук // Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 3 (8). – C. 48-60.
3. Уткина О.Н. Самокоррекция педагогической техники как средство повышения эффективности образования // Качество. Инновации. Образование. –2013. –№ 12 (103). – С. 39-42.
4. Уткина О.Н. Система управления эффективностью самокоррекции педагогической техники учителем// Качество. Инновации. Образование. –2013. –№ 9 (100). – С. 32-36.
5. Уткина О.Н. Формирование педагогической техники: творчество и алгоритм // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/115-11905 (дата обращения: 29.01.2014).
6. Уткина О.Н., Мирошниченко А.А. Инструментальная оценка этносоставляющей педагогической техники // Этнопедагогика: история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Мозырь, 17-18 окт. 2013 г./ УО МГПУ им. И.П. Шамякина. – Мозырь, 2013. – С. 227-229.