Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНЕДРЕНИЕ ФГОС В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Авторы:
Город:
Новокузнецк
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Российская школа переживает сегодня серьѐзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование универсальных учебных действий (УУД). Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм еѐ решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе. Возникает вопрос, готовы ли учителя работать в соответствии с ФГОС? В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который: 1. демонстрирует универсальные и предметные способы действий; 2. инициирует действия учащихся; 3. консультирует и корректирует их действия; 4. находит способы включения в работу каждого ученика; 5. создаѐт условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу стандарта. Поэтому меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель, т е, учащийся, становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их и самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Новым смыслом урока является решение проблем школьниками в процессе обучения через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения учебных задач, информационную компетентность при работе с текстом [1]. При переходе к ФГОС нового поколения учителя столкнулись с множеством трудностей. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные [2, с.58]. Общие заключаются в неготовности педагогов к : – планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; – синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; – изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; – выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды. Системные проблемы вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований (трех «Т») к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса. Трудности педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП заключаются в: – недостаточности опыта проектной и исследовательской деятельности; – слабом развитии индивидуального подхода в образовательной деятельности;
–неготовности к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности); Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП: – сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников; – сложности в организации внеурочной деятельности (Учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). Неготовность к условиям реализации ООП: – недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС – малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности; – нехватка площадей школы. Согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся. Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога). – психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.; – дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости; – организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы; – профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций [3, с.20]; Кроме выше перечисленных проблем остается еще одна не менее главная, которая заключается в несоответствии «ФГОС Второго поколения» итоговой аттестации учащихся в форме ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) поскольку они проверяют знания полученные в школе. В связи с этим необходимо пересмотреть структуру экзамена, поскольку это противоречие не позволит педагогам правильно выстроить образовательную парадигму учебного процесса. Стандарты нового поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причѐм непосредственно внедрять новые ФГОС придѐтся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках всей школы[4, с.13]. Необходимо изменить деятельность всех структурных подразделений школы, участников образовательного процесса через системное сотрудничество. Четко планировать организационные мероприятия введения ФГОС, которые должны способствовать формированию в школе образовательной среды, методическому сопровождению деятельности педагогов, информационному просвещению общественности и семьи. Способствовать осознанию необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды родителями; родителей вовлекать в процесс разработки ООП школы; вместе с родителями определить модель организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия. Учителю следует помнить, что любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства, только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Для достижения новых целей необходимо критическое отношение к себе, к тем результатам, которые достигнуты ранее. Полученные знания и умения на курсах повышения квалификации должны преломляться в практике. Необходимо участие в инновационной деятельности, опытной работе. Готовность педагога к формированию УУД будет залогом качества реализации требований ФГОС НОО. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всѐ и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

 Список литературы
1. ФГОС ООО Современный урок // Режим доступа: http://www.kamlic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=215&Itemid=297
(дата обращения: 31.03.2014)
2. Курцева Е.В. Проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе [Текст] / Е.В.Курцева // Сибирский учитель. 2012. № 4. С. 58-59.
3. Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС [Текст] / Е.В.Губанова // Управление начальной школой. – 2012. - №6. С.20-25.
4. Ансимова О.П., Брусникова О.А. Проблемы, возникающие у педагогов на этапе внедрения ФГОС второго поколения [Текст] / О.П. Ансимова, О.А. Брусникова // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы. Ярославль , 2013.С. 8-14.