Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

INFLUENCE OF MEANS AND QUALITY OF THE LIFE OF STUDENTS ON THE INDICES OF THEIR PHYSICAL DEVELOPMENT AND FULFILLMENT BY THEM OF

THE TESTS OF COMPLEX GTO

 

Аннотация: В статье проведен анализ корреляционных связей между показателями физического и психического компонентов качества жизни студентов, опроса-анкеты об образе жизни, вредных привычках, показателями физического развития и показателями испытаний комплекса ГТО. Выявлены основные факторы, со стороны физического развития и функционального состояния организма, качества жизни студентов, влияющие на улучшение показателей испытаний комплекса ГТО. Выполнение испытаний комплекса ГТО рассматривается как одно из важных условий для оптимизации проведения занятий по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза.

Abstract: In the article is carried out the analysis of the correlations between the indices of the physical and mental components of the quality of the life of students, interrogation- form about the means of life, the harmful habits, by the indices of physical development and by the indices of the tests of complex GTO. Are revealed basic factors, from the side of physical development and functional state of organism, the quality of the life of students, which influence an improvement in the indices of the tests of complex GTO. The fulfillment of the tests of complex GTO is considered as one of the important conditions for the optimization of conducting occupations on the physical culture and the sport in the educational process of VUZ (Institute of Higher Education).

Key words: the quality of life, physical development, the health of the students,  качество жизни, физическое развитие, здоровье студентов

 Несмотря на высокий уровень разработки в отечественной литературе проблемы формирования здорового образа жизни, реально низким остается уровень здоровья и качества жизни студентов, уровень развития физической культуры личности и мотивации на здоровый образ жизни, уровень здорофьеформирующего образовательного пространства. Современное образовательное пространство становится фактором, объективно снижающим уровень здоровья студентов. Здоровье и качество жизни студентов, во многом, напрямую зависят от формирования уровня мотивации на здоровый образ жизни, от уровня формирования культуры личности и культуры здоровья в здорофьеформирующем образовательном пространстве вуза. Выполнение испытаний комплекса ГТО, является на наш взгляд, одним важных критериев для оптимизации проведения занятий по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза.

Цель исследования - выявить основные факторы со стороны физического развития и функционального состояния организма, качества жизни студентов, влияющие на улучшение показателей испытаний комплекса ГТО.

Задачи исследования. - выявить уровни взаимосвязи между показателями компонентов качества жизни студентов, их физическим развитием, функциональным состоянием организма и самооценкой собственного здоровья.

-   выявить основные факторы, со стороны функционального состояния организма и качества жизни студентов, влияющие на улучшение показателей испытаний комплекса ГТО.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 84 студента 3 курса ННГАСУ, из них 48 юношей и 36 девушек. В исследование использованы данные: 1) антропо- и физиометрического обследования физического развития студентов; 2) опросника по социальным условиям жизни и вредным факторам в жизни студентов; 3) экспресс - шкалы невротизации - в качестве исследования состояния центральной нервной системы; 4) тест SF-36 по определению физического и психологического компонентов качества жизни, 5) физические качества и кондиции студентов характеризуют показатели испытаний комплексов ГТО.

Результаты исследования и обсуждение. Средний возраст обследованных студентов составил 19,66±0,06 лет, рост 179,37±1,12 см, вес 73,70±1,49 кг. Средний возраст девушек составил 19,94±0,06 лет, рост составил 164,94±0,66 см, вес 57,44±1,43 кг. Полученные показатели функциональных проб сердечно-сосудистой и дыхательной систем выявили достаточно низкий уровень тренированности данных систем организма.

Так показали пробы Штанге – «выше среднего» выявлены у 29,16% у юношей и 11,11% у девушек, «среднее» – 39,58% у юношей и 11,11% у девушек, «ниже среднего» – 22,91% у юношей и 33,33% у девушек. Показатели пробы Генчи – «ниже среднего» выявлено у 12,5% у юношей, «низкое» – 14,58% у юношей и 5,55% у девушек, «очень низкое» – 64,58% у юношей и 94,45% у девушек.

Адаптационный потенциал (АП) у юношей составил 2,36±0,04 баллов, при этом у 79,16% выявлена удовлетворительная адаптация, у 20,83% - напряжение механизмов адаптации. У девушек показатель АП составил 2,25±0,03 баллов, при этом у 97,22% выявлена удовлетворительная адаптация и у 2,77% - напряжение механизмов адаптации.

Общий уровень невротизации по экспресс шкале у юношей составил 12,75±0,94 балла, риск невротизации выявлен у 8,33% юношей, у девушек -13,61±1,22 баллов, риск невротизации выявлен у 16,66% девушек студенток.

Данные социального анкетирования выявили, что из 84 обследуемых студентов только около 20% студентов проживет в общежитии. Данные социального анкетирования выявили, что проживание девушек-студенток в домашних условия дома достоверно влияет на повышение уровня sf, отражающего степень физического и эмоционального состояния ограничивающего социальную активность (r=0,36). И, наоборот, у девушек, живущих в общежитии уровень влияния на показатель sf достоверно ниже (r=-0,42).

Отличное здоровье, без всяких оговорок, отмечают 11,11% опрошенных студенток, имея при этом достоверную корреляционную связь с показателем качества жизни - vt, отражающим жизнеспособность, ощущением себя полным сил и энергии (r=0,35).

Здоровье отличное с оговорками отмечают у себя 83,33% студенток, достоверно связанное с показателями физического компонента здоровья ph (r=0,36) и sf (r=0,38), социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность.

Удовлетворительное здоровье отмечают у себя 5,55% девушек. Данный показателей достоверно связан с большинством показателей физического и психического компонентов качества жизни.

55,55% студенток считают, что учеба в вузе оказывает негативное влияние на их здоровье. Выявлена достоверная связь между отрицательным влиянием учебы в вузе на здоровье студенток и показателями физического и психического компонентов качества жизни: pf, отражающими степень лимитирования выполнение физических нагрузок (r=0,49); vt, отражающими показатели уверенности в себе, в полноте своей силы и энергии (r=0,50); mh, самооценку своего психического здоровья (r=0,50); и уровнем общей невротизации (r=0,57);

Около 22% девушек считают, что учеба не оказывает влияния на их здоровье, 16,66% уверены в том, что учеба в вузе способствует укреплению их здоровья.

Важнейшими факторами нарушения своего здоровья в вузе девушки считают: неправильное питание - 83,3%; учебные и психоэмоциональные перегрузки - 72,22%; нехватку свободного (личного) времени – 27,77%; гиподинамию - 16,66%; не здоровый образ жизни 16,66%; недостаточное материальное обеспечение 11,11% девушек.

Фактор неправильного питания у девушек оказывает влияние на показатели физического и психического компонентов качества жизни: gh, отражающее общее состояние здоровья, самооценку своего состояния здоровья на настоящий момент (r=0,50); re, отражающее качество обучения и объем повседневной деятельности (r=0,42); vt, отражающим жизнеспособность, ощущением себя полным сил и энергии (r=0,55); mh, самооценку своего психического здоровья (r=0,51); и показатель общей невротизации (r= 0,51).

Фактор учебных и психоэмоциональных перегрузки оказывает влияние на показатели физического и психического компонентов качества жизни девушек: vt, отражающим жизнеспособность, ощущением себя полным сил и энергии (r=0,54); mh, самооценку своего психического здоровья (r= 0,50).

Фактор гиподинамии у девушек оказывает влияние на показатели физического и психического компонентов качества жизни: sf, отражающего степень физического и эмоционального состояния ограничивающего социальную активность (r=0,34); vt, отражающим жизнеспособность, ощущением себя полным сил и энергии (r=0,36); mh, самооценку своего психического здоровья (r=0,53).

Низкое материальное обеспечение оказывает влияние на показатель sf, физического компонента качества жизни, отражающего степень физического и эмоционального состояния ограничивающего социальную активность (r= 0,37).

В течение последних 2-3 лет не болели 5,55% девушек, среди опрошенных студенток вуза. Болеют 1-2 раз год 72,22% девушек, часто болеющими себя признают 66,66%, хронические заболевания у себя признают 5,55%. Выявлены значимые корреляционные связи между показателями опроса по частоте заболеваемости выявлены и большинством показателей качества жизни (r= от 0,34 до 0,61).

Удовлетворительный уровень здоровья у студентов- девушек выявленные 5,55% девушек связан с низкими показателями адаптационного потенциала AП (r=0,35); низкими показателями пробы Генчи (r=0,35).

Фактор психоэмоционального переутомления во время учебы у девушек оказывает сильное влияние на показатели жизненной емкости легких (r=0,39) и показатели динамометрии кисти (r=0,41);

Фактор гиподинамии оказывает достоверное влияние на показатели ДАД (r=0,44). Такой фактор вредных привычек, как курение 1-2 сигарет в день оказывает влияние на уменьшение показателей пробы Генчи (r=0,39); снижение показателей динамометрии кисти (r=0,35) и ухудшение показателей адаптационного потенциала (АП) r=0,50.

У часто болеющих студентов и студентов с хроническими заболеваниями выявлены достоверные корреляционные связи и выявлена тенденция ухудшения уровня показателей артериального давления (r=0,59; r=0,61); показателей пробы Штанге (r=0,41) и ЖЕЛ (r=0,38), показателей адаптационного потенциала (АП) r=0,43.

Фактор питания оказывает достоверное влияние на показатели испытаний у девушек: бега на 100 м (r=0,76), бега на 2 км (r=0,45), прыжка в длину с места (r=0,51) и отжимания из упора лежа (r=0,48).

Отрицательное влияние учебы на здоровье признают 25% юношей студентов, при этом выявлена значимая корреляционная связь (r=0,31) показателем физического функционирования (pf), отражающим степень, в которой здоровье студента лимитирует выполнение им физических нагрузок.

Общая невротизация у юношей связана с фактором нездорового, нерегулярного питания (r=0,29)

Фактором ведения студентами нездорового образа жизни оказывает влияние на самооценку психического здоровья (mh), характеризующую настроение студентов (наличие депрессии, тревоги, низкий уровень положительных эмоций) (r=0,33).

Психофизиологическое переутомление, обусловленное, по мнению студентов юношей, обучением в вузе, связано: с физическим функционированием (pf), отражающим степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (r=0,41); с влиянием физического состояния студентов на их обучение и качество будничной деятельности (rp) r=0,43; c социальной деятельностью (sf) студентов, определяющейся степенью, при которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (r=-0,41).

Низкий уровень финансового обеспечения влияет: на общее состоянием здоровья, с оценкой студентами своего состояния здоровья в настоящий момент (gh) r=0,38; на физическое состояние студентов, на их обучение и качество будничной деятельности (rp) r=0,34; на эмоциональное состояния студентов (re), которое снижает качество обучения и мешает выполнению и объему повседневной деятельности r=0,40; на жизнеспособность студентов (снижает уровень ощущение себя полным сил и энергии)

 (vt) r=0,53; на повышение общего уровня невротизации студентов (r=0,37).

 Адаптационный потенциал (АР) более высокий у студентов, которые живут в хороших условиях (не в общежитии), с качественным и регулярным питанием (r=0,44). Чем больше вес у студентов, тем выше фактор психофизиологического переутомления на занятиях (r= 0,38), чем выше вес у студентов, тем чаще они считают, что учеба в институте вредит их здоровью (r=0,46).

Результаты пробы Генчи значительно хуже у студентов юношей ведущих неправильный образ жизни (r=0,33), часто болеющих (r=0,32) и с хроническими заболеваниями (r=0,3). Восстановление пульса к 3 минуте, а не на 1-2 минуте, связано с психофизиологическим переутомлением (r=0,37) студентов.

Результат испытания – бег на 3 км лучше у тех студентов, которые в анкете указывают, что у них отличное здоровье (r=-0,44). Результат испытания бега на 100 метров лучше у студентов которые в течение года ни разу не болели (r=-0,58), хуже бегут те студенты, которые отмечают, что ведут не здоровый образ жизни (r=0,44), отмечают высокий уровень психофизиологической перегрузки от учебы в вузе (r=0,47). На подтягивание отрицательное влияние оказывает фактор неправильного питания у студентов у юношей (r=-0,58).

Таким образом, анализ корреляционных связей между исследуемыми показателями позволил выявить основные факторы со стороны физического развития и функционального состояния организма и качества жизни студентов, достоверно влияющие на показатели испытаний комплекса ГТО.