Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЕМЬЯ И ШКОЛА КАК ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новокузнецк
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Существует множество пониманий патриотизма. Наиболее распространенное определение в более узком его понятии – любовь к Родине. Н.М. Карамзин это понятие определял так: «Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Созвучно этому и толкование философа В.С.Соловьева: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма». Позже патриотизму стали приписываться более широкие нравственно-ценностные характеристики. Например, В.А.Сухомлинский выделял личностную суть этого явления. Он говорил: «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может равнодушно пройти мимо отдельного человека» [1,c.23]. Продолжает рассматривать патриотизм, как комплексное явление академик Шаповалов В.Ф. понимая его как «любовь к своей стране, чувство органической принадлежности к ней, взаимное чувство сопринадлежности к соответствующей общности людей, возникающее и существующее между людьми данной страны»[2, c.552].
Патриотическое воспитание в самом широком смысле – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В узком смысле исследователи рассматривают патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность отдельных субъектов патриотического воспитания. Одним из главных субъектов патриотического воспитания подрастающего поколения является семья. Она является одной из важнейших социальных единиц общества, где закладываются основы формирования у детей позитивного отношения к своей Родине, воспитывается уважительное отношение к героическому прошлому страны. Именно в семье родители демонстрируют своим поведением образцы культуры общения с людьми разных национальностей [3, с. 387]. В этой связи можно упомянуть о понятии, которое в последнее время приобретает особую актуальность в связи с современными реалиями межнациональных отношений – «толерантность». Толерантность – как умение жить в согласии с другими, с одной стороны, и как особая личностная позиция, реализуется через уважение права и свободы людей, терпимость к людям разных национальностей и вероисповеданий, принадлежности к разным социальным слоям общества, к иному мнению, уважительное отношение к культурному наследию других наций и народностей. Она направлена на развитие общечеловеческих ценностей, осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога [4, с. 23]. Одной из характерных особенностей современных семей является наличие выраженных переживаний, связанных с материальным обеспечением себя и будущего своих детей. Всецелое поглощение и стремление к ориентации на материальный достаток привело не только к изменению ценностных ориентаций людей, но и к их различию по материальному достатку. При такой односторонней переориентации личности духовно-нравственные мотивы теряют всякий смысл. Нынешние социально-экономические, психологические реалии требуют от государства новых подходов к решению проблем семьи. Речь идет в целом не только о продуманной программе формирования патриотического воспитания у школьников, но и о существующих проблемах социализации молодого поколения. Основные методологические подходы к рассмотрению сущности патриотического воспитания школьников можно свести к следующим: гносеологический, аксиологический, герменевтический, системный, антропологический, культурологический, дифференцированный и др. Наиболее оправданным в условиях современных реалий с нашей точки зрения является целостный подход. Он представляет собой совокупность нескольких составляющих: единства целей и направлений воспитания, повышения эффективности всех средств, методов и приемов, координация управления всеми отношениями, нравственными и познавательными компонентами, технологическими процессами, широкого сочетания просвещения с включением детей в социальную практику. Также он основывается на неразрывной связи науки и искусства, повышения общей и педагогической культуры всех участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, общества в целом. Представленное понимание целостного подхода к воспитанию предполагает такую организацию жизнедеятельности школьника, при которой с учетом возможностей образовательного учреждения, семьи, общества, индивидуальных особенностей и различий детей развиваются все стороны личности и ее способности. Это становится возможным при условии, что образовательный процесс будет представлять целостность, в которой все части и подсистемы находятся в согласованном взаимодействии [4, c.10-12]. В связи с этим, патриотическое воспитание школьников призвано педагогическими формами, и методами формировать, и развивать у юного гражданина важнейшие морально-этические качества, которые необходимы ему и как будущему защитнику Отечества готовому и способному вносить свой вклад в обеспечение безопасности личности, общества, государства, так и в целом как человеку, личности, гражданину России. Они сводятся к следующим: твердость характера, ответственность, трудолюбие, самоотдача, законопослушность, решительность, настойчивость.
Целью патриотического воспитания является формирование у школьников глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины и в целом – воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества и его граждан, решения задач укрепления целостности и единства страны, упрочения дружбы народов Российской Федерации. Необходимо отметить, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С самого раннего возраста нужно закладывать в молодежи патриотизм с помощью родителей и в дальнейшем воспитывать его в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях [5, c. 58]. Требуется повышение эффективности воспитательного воздействия на подрастающее поколение, осознание воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы, культурно-образовательной среды, средств массовой информации. Необходимо способствовать развитию духовного потенциала детей и юношества, формированию ценностных мировоззренческих основ, к которым в первую очередь относятся нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое сознание [6, c. 17-18]. Данные понятия закладываются учителями в школе на уроках истории и обществознания. Академик Д.С.Лихачев отмечал, что «патриотизм непременно должен быть духом всего преподавания. Он, прежде всего, начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви к своей стране. Преподавание краеведения в школе, по мнению филолога, могло бы послужить основой для воспитания настоящего патриотизма» [7, c. 102-103]. С этим мнением трудно не согласиться. Именно поэтому в современной школе большое внимание отводится преподаванию истории своего родного края. В целом можно выделить следующие направления патриотического воспитания школьников: 1) воспитание на истории и традициях государства и общества: –изучение истории Отечества; –создание музеев, выставок боевой славы в образовательных учреждениях; –проведение экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны; –празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотр видеофильмов; 2) военно-спортивное воспитание: –организация туристических слетов и походов по местам воинской славы, спартакиад, спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории России; –организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе решают задачи патриотического воспитания обозначенных выше; –проведение военно-спортивных эстафет и праздников, Дня защитника Отечества; 3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов: – участие военнослужащих в организации и ведении кружков и секций для школьников; – организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов; –проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов. Таким образом, система образования являет собой уникальную возможность для планомерного воздействия на процесс формирования жизненных ценностей подрастающего поколения, в том числе общенациональных и культурных. Именно в детстве складываются основные представления о национальных особенностях и этнических различиях культуры, об отношениях и нормах социальной жизни.


 Список литературы
1. Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников. № 1. 2011.С. 23.
2. Шаповалов В.Ф.Российский патриотизм // Россиеведение. М., 2001.С. 552.
3. Гасанова З.З. Патриотическое воспитание в семье в условиях социально-экономической трансформации// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. № 40.Т.16. 2007.С. 387.
4. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород. 2013. С.10-12.
5. Константинов С.А. Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников// Вестник Томского государственного педагогического университета. № 4.2010. С. 58.
6. Кабачек О.Л. Гражданское и патриотическое воспитание: разные точки зрения // Наше наследие: О проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. М., 2004. С.17-18.
7. Лихачев Д.С. О воспитании патриотизма, о преемственности в освоении культуры // Возраст познания. М., 1974. С. 102-103.