Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Анализ понятия субъектности как активной позиции студентов в процессе освоения иноязычной лексики дает возможность рассматривать его как компонент данной деятельности. Для определения путей и методов освоения иностранного языка и иноязычной лексики как его составляющей на этапе обучения в вузе следует уделять внимание факторам, оказывающим влияние на развитие его субъектности: возрастным и социальным особенностям обучающихся, специфике учебной деятельности в вузе, субъектным позициям преподавателя.

В своей преподавательской деятельности хорошо руководствоваться следующим профессиональным кредо: учебная деятельность студента – это, прежде всего, творчески оформленная умственная деятельность преподавателя. На занятиях по иностранному языку достаточно много времени отводится индивидуальной работе со студентами, реализуя таким образом дифференцированный подход в обучении. Это способствует формированию у студентов умения анализировать имеющийся в их распоряжении материал, сопоставлять факты, делать выводы и обобщать. Необходимо уделять особое внимание проверке знаний студентов, используя инновационные подходы к оцениванию результатов обучения такие как: рефлексивная карта, методика «портфолио» и другие.

Работая в рамках личностно ориентированного подхода, особое внимание уделяется индивидуальным и групповым консультациям проводимым в форме дискуссий, эвристических бесед, творческих лабораторий, литературных гостиных. Эти формы работы с опорой на активные методы обучения, применяемые в образовательном процессе, позволяют преподавателю осуществлять мотивационное управление познавательной деятельностью студентов. Исходить надо из следующего: студент учится сам, а преподаватель лишь подсказывает, помогает, выступает в роли консультанта. Особенностью данной методической системы является направленность на развитие личности каждого студента, на выявление и развитие его творческих способностей. Преподаватель должен быть уверен, что каждый студент успешен, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы создать на занятии ситуацию успеха и помочь раскрытию талантов и способностей студента. Во время занятий по иностранному языку преподаватель должен стараться дать возможность каждому студенту оценить то или иное языковое или литературоведческое явление, высказать свое отношение к нему, создав таким образом «ситуацию эмпатии» в педагогическом процессе.

На занятиях по иностранному языку преподаватель старается сочетать разнообразные приемы и методы обучения, так как это позволяет сделать занятия интересными и динамичными. Активно используются инновационные образовательные технологии, в том числе и проблемного обучения. Проводятся эвристические беседы, творческие работы с художественными текстами, мысленные проблемные эксперименты, игровое моделирование проблемных языковых ситуаций. На занятиях иностранного языка достаточно успешно используются нетрадиционные способы диагностики уровня знаний (кроссворды, программированная работа, уроки-путешествия, «поэтическая лаборатория иностранного языка», «Интернет-кафе» - для интерактивных уроков). Несмотря на критику современной молодежи, нельзя не отметить, что большинство нынешних студентов характеризует творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Преподавателю необходим поиск новых, более эффективных путей повышения мотивации учебного процесса в рамках обучения иностранному языку. Это возможно за счет преобладания форм работы исследовательского и прикладного характера.

В основе методики преподавания должны лежать новые приемы практического использования ресурсов интернета в освоении учащимися иностранного языка; веб-квест как один из приемов интерактивного обучения; телекоммуникационные проекты; интернет-конференции; электронные и онлайн-словари. В рамках методической работы существует система коммуникативных упражнений для работы над видеоматериалами, подробные практические рекомендации по использованию звуковых ресурсов интернета. Новые дидактические приемы позволяют совершенствовать информационную компетентность студентов.

Совершенствованию основных видов иноязычного чтения служит новый алгоритм работы с текстом и гипертекстом. В качестве материала-базы могут служить также индивидуально-авторские учебно-методические материалы, обеспечивающие мультимедийное сопровождение учебников иностранного языка, включающие в себя двуязычные словари-справочники по темам «Компьютерная терминология», «Разговор по телефону», тематические планы с указанием видов деятельности, заданий и ссылок на интернет-ресурсы по каждой теме действующих УМК по иностранному языку для высшей школы.

Алгоритм применения информационно-коммуникативных технологий для повышения мотивации изучения иностранного языка состоит в следующем:

1)     определить проблему. Если падает интерес к предмету, то    снижается качество знаний студентов.

Необходимо повысить мотивацию изучения иностранного языка, применяя новые информационно- коммуникативные технологии.; 2) поставить цель. Повышение мотивации изучения иностранного языка через вовлечение студентов в проектную деятельность и во внеурочные занятия по предмету с применением информационных компьютерных технологий; 3) сформулировать задачу. Применять на уроках фрагменты видеофильмов, слайды для создания ситуации общения на иностранных языках, использовать формы проектной работы для активизации учебной деятельности студентов.

Определить первичную мотивацию студентов и прогнозируемую за определенный промежуток времени (обычно – I модуль).

Существует следующая классификация мотивов по П.Б. Гурвичу.

1.     Целевая мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании  как конечной цели изучения иностранного языка, так и цели выполнения каждого задания.

2.     Мотивация успеха. Студенты хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно (использование знаний языка).

3.    Страноведческая мотивация. Факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес студентов. Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран позволяет лучше понять чисто языковые явления. Моделировать на занятиях ситуации диалога культур.

4.      Эстетическая мотивация. Изучение иностранного языка для студентов должно превратиться в удовольствие.

5.    Инструментальная мотивация. Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и

других аспектов индивидуальных различий, каждый студент имеет свои любимые формы и виды работы. Каждому студенту необходимо дать возможность выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ.

4. Использовать ИКТ как универсальное средство «добывания» знаний, четко определяя приемы работы: Наиболее удобно использовать программы MS Power Point, Anki, Duolingo, Livemocha . Данные программы помогают более наглядно представлять материал, стимулируют познавательную деятельность и воображение студента, способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий, а также помогают глубже понять изучаемый материал.

Вот некоторые приѐмы применения программы MS Power Point:

1)     для преподавателя: составление тематических презентаций по новому материалу; составление тестов; подготовка опорных конспектов; моделирование различных учебных ситуаций. Для преподавателя всегда есть возможность внедрения в материал рисунков, таблиц, диаграмм, звукозаписи. Например, работая с текстом, применение эффектов позволяет выделить нужный фрагмент текста.

2)     для студента: составление презентаций по изученному и дополнительному материалу; составление опорных конспектов; подготовка докладов и т. д. Возможно также эффективное применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель данной технологии – научить такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понимается, осмысливается, сопрягается с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формируется собственное аналитическое суждение. Данная технология большое внимание уделяет формированию способности излагать свои мысли на письме.

В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно «переходят в руки» самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Основы методики включают в себя три стадии. Это стадии вызова, осмысления и размышления.

На учебных занятиях возможно использование электронной почты для оказания консультационной поддержки (особенно в период подготовки к экзаменам), для контроля письменных переводов технических текстов, выполняемых студентами, которые по состоянию здоровья не могут какое-то время посещать занятия.

При этом применяется специальная система маркировки ошибок различного вида (лексических, грамматических, стилистических, искажение смысла), что дает возможность обучающимся легко распознавать и корректировать допущенные ошибки и погрешности.

Таким образом, все вышеизложенные формы и методы работы способствуют развитию субъектности студентов при изучении иностранного языка.