Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Авторы:
Город:
Новокузнецк
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
В современных условиях значимость самостоятельной работы студентов существенно возрастает. Меняется не только количество времени, отводимое на самостоятельную работу, но и еѐ содержательные характеристики. Предпочтение отдаѐтся творческому характеру самостоятельной работы. Под самостоятельной работой в педагогике понимают высшую форму учебной деятельности, организуемую самими учащимися, в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемую им самим в процессе и по результату на основе опосредованного системного управления со стороны учителя [1, c.302]. Самостоятельная работа рассматривается как многостороннее и полифункциональное явление, имеет не только учебное, но также личностное и общественное значение. Представляя собой особую, высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обуславливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как субъекта. К таким психологическим детерминантам относится, прежде всего, саморегуляция. В целях развития саморегуляции студенту важно не только уметь понимать предложенные преподавателем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации, не позволяя вытеснять их другими, также представляющими интерес. Саморегуляция предполагает умение моделировать и программировать собственную деятельность, корректировать свои действия, а также оценивать промежуточные и конечные результаты. Одним из препятствий в организации самостоятельной работы студентов является несоответствие между ожиданиями преподавателей и реальной готовностью студентов к выполнению самостоятельной работы. Преподаватели считают, что основные формы самостоятельной работы освоены студентами ещѐ в общеобразовательной школе и не уделяют должного внимания проблеме обучения студентов приѐмам работы с книгой, лекционным, семинарским и практическим материалами.
Исследователями было выявлено, что практически все студенты младших курсов испытывают затруднения в выполнении самостоятельной работы. Более 50% студентов затрудняются в процессе подготовки к практическим и семинарским занятиям, эти затруднения связаны как с неумением работать с литературными источниками (не владение приѐмами культуры чтения; поиска и смысловой переработки текста и выделение в нѐм исходных идей, принципов, задач; самостоятельным построением систем задач определѐнного типа и пр.), так и не способностью к саморегуляции в процессе выполнения самостоятельной работы (не умение рационально распределить своѐ время, неспособность длительно сосредотачивать внимание на выполнении самостоятельной работы, слабоволее, лень и т.д.). Как следствие студенты тратят большое количество времени на подготовку занятию, а продуктивность этой работы низкая: конспекты отличаются громоздкостью и нелогичностью, в них отсутствуют главные положения, законы; выступления на основе таких конспектов также страдают слабой содержательностью и выразительностью. Данная проблема решается в современной системе высшего образования посредством внедрения ФГОС в школах, потому что данный стандарт основан на системно-деятельностном подходе предполагающим самостоятельную работу будущих студентов [3, c.69]. Серьѐзные затруднения связаны у 40% студентов младших курсов с самостоятельной работой на лекции. Основными недостатками этой работы является отсутствие предварительной подготовки к лекциям, стремление дословно записать лектора без должного осмысления содержания лекционного материала. Направляя все силы на выведение личных записей, студенты не удерживают в сознании цель, задачи лекции, а по окончании работы не могут воспроизвести еѐ основные положения. Рассматривая самостоятельную работу как высший уровень развития учебной деятельности, следует отметить, что помочь в преодолении затруднений в самостоятельной работе студентов младших курсов может преподаватель, обучая рациональным приѐмам еѐ организации. Эти приѐмы должны быть приняты и освоены каждым студентом в соответствие с его индивидуальными особенностями. Такая творческая переработка предлагаемых наукой способов организации самостоятельной работы позволит формировать каждому студенту собственный индивидуальный стиль исследовательской деятельности, он будут проявляться в выполнении всех видов самостоятельной работы.

 Список литературы
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
2. ФГОС ООО Современный урок // Режим доступа: http://www.kamlic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=215&Itemid=297
(дата обращения: 31.03.2014)
3. Чиркова И.А. Проблемы профессионального становления учителя в условиях ФГОС // Информация и образование: границы коммуникаций INFO 14: сборник научных трудов № 6 (14) – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. С. 69-71.
4. Основные подходы и характеристики самостоятельной работы // http: //charko.narod.ru/ tekst/an4/3.html (дата обращения 01. 10.2014).