05 февраля 2016г.
В мире науки нет единого мнения в определении понятия предметной развивающей среды. Наряду с наиболее распространенным термином «предметно-развивающая среда» используются разнообразные синонимы: «предметно-пространственная»,«предметно-ориентированная компьютерная», «предметно-игровая», «образовательно-развивающая», «эмоционально насыщенная образовательная», «психологически комфортная развивающая среда» и т.п. Но стоит отметить, что в каждое из этих понятий авторы вкладывают свое, особое содержание. В нашем исследовании мы будем опираться на мнение С.Л. Новоселовой, которая под предметной развивающей средой понимает систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание его духовного и физического облика. При этом, ученый считает: все компоненты предметной среды, как в помещении, так и вне его, должны увязываться между собой по содержанию, масштабу, художественному решению[1].
Существует несколько классификаций принципов построения развивающей предметной среды в ДОУ(С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Н.А. Короткова, М.Н. Полякова, Н.В. Нищева и др.). Для нас основополагающей является классификация, разработанная авторским коллективом под руководством В.А. Петровского, и включающая следующие принципы: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности - динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учет половых и возрастных различий детей[2].Следует заметить, что организация среды в детском саду осуществляется в соответствии с действующими «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: СанПиН 2.4.1.3049-13 №26 от 15.05.2013 (
http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html). Обзор диссертационных исследований последних десятилетий показывает, что предметная развивающая среда в них представлена в разных аспектах. Выявляются педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста (Л.А. Максимова); организации развивающей предметной среды в ДОУ (О.Р. Радионова, Н.Д. Епанчинцева, Е.Д. Висангириева); проектирования среды учебного комплекса «детский сад – школа»(Н.К. Виноградова), дошкольного образовательного учреждения (А.К. Сорина) и игрового пространства в ней(Н.М. Сорокина). Более детально рассматриваются основы экологической культуры (М.В. Машарина) и культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников (А.И. Садретдинова); формирование познавательной (Е.А. Лобанова) и творческой активности дошкольников (О.В. Цаплина), развитие творческих способностей у старших дошкольников (М.А. Замураева); становление субъектного опыта ребенка 5-7 лет (И.А. Липчанская);вопросы взаимодействия педагога и детей старшего дошкольного возраста (О.А. Комарова) в развивающей предметной среде. При этом, среда выступает как фактор развития самосознания старших дошкольников (Н.А. Бегишева) и обогащения двигательной активности детей двух-трехлетнего возраста (Е.А. Зайченко); как условие воспитания национального самосознания детей (Б.В. Салчак); как средство коммуникативного развития старших дошкольников (Е.В. Рыбак)и т.д. Вспомним известное утверждение С.Л. Новоселовой о развивающем характере предметной среды:«Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития»[1: с. 11].Вследствие чего большинство педагогов детских садов стараются «насытить» предметную среду игрушками, забывая при этом о существующем парадоксе: изобилие игрушек мешает, прежде всего, развитию игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве. Интересным представляется мнение авторов, которые считают, что все находящиеся в группе игрушки можно разделить на три категории: «вчера» (материал исследований, уже освоенный в личном опыте и используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний), «сегодня» (тот материал, с которым дети знакомятся на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми) и «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем)[4]. Подчеркнем, предметная среда выступает не только мощным обогащающим фактором развития дошкольника, но и условием его успешной социализации. В этом случае ряд исследователей рассматривает развивающую среду как социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация [3, 4]. Остановимся на этом аспекте подробнее. Социализация рассматривается нами в триединстве ее проявлений: адаптация к социальному миру, принятие социального мира как данности, способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир (С.А. Козлова). При этом ребенок творчески преобразует, прежде всего, имеющиеся у него знания и умения, обогащая свой социальный опыт. Известно, что социальный опыт ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми, взаимодействия со сверстниками, познания самого себя и мира природы, освоения предметного окружения. Так как предметная развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, поэтому предметный мир ближайшего окружения ребенка необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая его к новообразованиям конкретного дошкольного возраста. Для нас становится важным, чтобы среда давала возможности для реализации права ребенка на широкий и свободный выбор любимой деятельности. Различные игровые зоны (центры) должны включать ребенка в процесс самостоятельного поиска информации, а не ее получения в готовом виде. При этом ребенок приобретает опыт поисковой деятельности, актуализирует старые знания, генерирует идеи и накапливает новые знания. Успешность процесса социализации современных дошкольников мы связываем с умением ребенка не только приобретать знания, но и использовать полученный опыт в своей практической деятельности. Уточним данную позицию.
Ребенок способен самостоятельно организовать свою деятельность: поставить цель, подготовить материал, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата. Реализуя свои замыслы в красивой и уютной обстановке ребенок начинает рационально использовать пространство группы. Проявляя силу воли, упорство в достижении поставленных целей, испытывая чувство удовлетворения от полученных результатов, ребенок воспринимает себя социально значимой единицей. При этом, взяв в свой багаж опыт взаимодействия с педагогами и сверстниками, понимает и оценивает их чувства и поступки, и у него самого появляется чувство собственного достоинства. У него появляется и чувство уверенности в правильности своих действий: «я все могу!», что, в свою очередь, говорит о его социальной зрелости. На основании вышесказанного хотелось бы сделать следующие выводы.
Именно в детском саду возможна организация такой среды, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта.
Предметная развивающая среда – это то поле детской деятельности, которое побуждает ребенка к поиску информации, заложенной в ней.
Предметная развивающая среда дошкольного детства предоставляет ребенку возможности «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для реализации разнообразных видов деятельности.
Определение базового содержания компонентов развивающей предметной среды современного детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в дошкольном возрасте обеспечивается системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.
Организация предметно-развивающей среды является одним из ведущих педагогических условий разностороннего развития детей дошкольного возраста, амплификации зоны ближайшего и перспективного развития ребенка, его успешной социализации.
Список литературы
1. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. / С.Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
2. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: пособие / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М.: НМО Творческая педагогика, 1993. – 102 с.
3. Полякова, М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. / М.Н. Полякова. – СПб.: Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.
4. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.Принципы построения, советы, рекомендации / Сост.: Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 128с.
5. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.А. Коротковой. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 96 с.