Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕДМЕТНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
В мире науки нет единого мнения в определении понятия предметной развивающей среды. Наряду с наиболее распространенным термином «предметно-развивающая среда» используются разнообразные синонимы: «предметно-пространственная»,«предметно-ориентированная компьютерная», «предметно-игровая», «образовательно-развивающая», «эмоционально насыщенная образовательная», «психологически комфортная развивающая среда» и т.п. Но стоит отметить, что в каждое из этих понятий авторы вкладывают свое, особое содержание. В нашем исследовании мы будем опираться на мнение С.Л. Новоселовой, которая под предметной развивающей средой понимает систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание его духовного и физического облика. При этом, ученый считает: все компоненты предметной среды, как в помещении, так и вне его, должны увязываться между собой по содержанию, масштабу, художественному решению[1].
Существует несколько классификаций принципов построения развивающей предметной среды в ДОУ(С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Н.А. Короткова, М.Н. Полякова, Н.В. Нищева и др.). Для нас основополагающей является классификация, разработанная авторским коллективом под руководством В.А. Петровского, и включающая следующие принципы: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности - динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учет половых и возрастных различий детей[2].Следует заметить, что организация среды в детском саду осуществляется в соответствии с действующими «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: СанПиН 2.4.1.3049-13 №26 от 15.05.2013 (http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html). Обзор диссертационных исследований последних десятилетий показывает, что предметная развивающая среда в них представлена в разных аспектах. Выявляются педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста (Л.А. Максимова); организации развивающей предметной среды в ДОУ (О.Р. Радионова, Н.Д. Епанчинцева, Е.Д. Висангириева); проектирования среды учебного комплекса «детский сад – школа»(Н.К. Виноградова), дошкольного образовательного учреждения (А.К. Сорина) и игрового пространства в ней(Н.М. Сорокина). Более детально рассматриваются основы экологической культуры (М.В. Машарина) и культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников (А.И. Садретдинова); формирование познавательной (Е.А. Лобанова) и творческой активности дошкольников (О.В. Цаплина), развитие творческих способностей у старших дошкольников (М.А. Замураева); становление субъектного опыта ребенка 5-7 лет (И.А. Липчанская);вопросы взаимодействия педагога и детей старшего дошкольного возраста (О.А. Комарова) в развивающей предметной среде. При этом, среда выступает как фактор развития самосознания старших дошкольников (Н.А. Бегишева) и обогащения двигательной активности детей двух-трехлетнего возраста (Е.А. Зайченко); как условие воспитания национального самосознания детей (Б.В. Салчак); как средство коммуникативного развития старших дошкольников (Е.В. Рыбак)и т.д. Вспомним известное утверждение С.Л. Новоселовой о развивающем характере предметной среды:«Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития»[1: с. 11].Вследствие чего большинство педагогов детских садов стараются «насытить» предметную среду игрушками, забывая при этом о существующем парадоксе: изобилие игрушек мешает, прежде всего, развитию игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве. Интересным представляется мнение авторов, которые считают, что все находящиеся в группе игрушки можно разделить на три категории: «вчера» (материал исследований, уже освоенный в личном опыте и используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний), «сегодня» (тот материал, с которым дети знакомятся на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми) и «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем)[4]. Подчеркнем, предметная среда выступает не только мощным обогащающим фактором развития дошкольника, но и условием его успешной социализации. В этом случае ряд исследователей рассматривает развивающую среду как социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация [3, 4]. Остановимся на этом аспекте подробнее. Социализация рассматривается нами в триединстве ее проявлений: адаптация к социальному миру, принятие социального мира как данности, способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир (С.А. Козлова). При этом ребенок творчески преобразует, прежде всего, имеющиеся у него знания и умения, обогащая свой социальный опыт. Известно, что социальный опыт ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми, взаимодействия со сверстниками, познания самого себя и мира природы, освоения предметного окружения. Так как предметная развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, поэтому предметный мир ближайшего окружения ребенка необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая его к новообразованиям конкретного дошкольного возраста. Для нас становится важным, чтобы среда давала возможности для реализации права ребенка на широкий и свободный выбор любимой деятельности. Различные игровые зоны (центры) должны включать ребенка в процесс самостоятельного поиска информации, а не ее получения в готовом виде. При этом ребенок приобретает опыт поисковой деятельности, актуализирует старые знания, генерирует идеи и накапливает новые знания. Успешность процесса социализации современных дошкольников мы связываем с умением ребенка не только приобретать знания, но и использовать полученный опыт в своей практической деятельности. Уточним данную позицию.
Ребенок способен самостоятельно организовать свою деятельность: поставить цель, подготовить материал, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата. Реализуя свои замыслы в красивой и уютной обстановке ребенок начинает рационально использовать пространство группы. Проявляя силу воли, упорство в достижении поставленных целей, испытывая чувство удовлетворения от полученных результатов, ребенок воспринимает себя социально значимой единицей. При этом, взяв в свой багаж опыт взаимодействия с педагогами и сверстниками, понимает и оценивает их чувства и поступки, и у него самого появляется чувство собственного достоинства. У него появляется и чувство уверенности в правильности своих действий: «я все могу!», что, в свою очередь, говорит о его социальной зрелости. На основании вышесказанного хотелось бы сделать следующие выводы.
 Именно в детском саду возможна организация такой среды, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта.
 Предметная развивающая среда – это то поле детской деятельности, которое побуждает ребенка к поиску информации, заложенной в ней.
 Предметная развивающая среда дошкольного детства предоставляет ребенку возможности «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для реализации разнообразных видов деятельности.
 Определение базового содержания компонентов развивающей предметной среды современного детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в дошкольном возрасте обеспечивается системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.
 Организация предметно-развивающей среды является одним из ведущих педагогических условий разностороннего развития детей дошкольного возраста, амплификации зоны ближайшего и перспективного развития ребенка, его успешной социализации.

 Список литературы
1. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. / С.Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
2. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: пособие / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М.: НМО Творческая педагогика, 1993. – 102 с.
3. Полякова, М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. / М.Н. Полякова. – СПб.: Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.
4. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.Принципы построения, советы, рекомендации / Сост.: Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 128с.
5. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.А. Коротковой. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 96 с.