Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В 1980-е гг. в США вводится термин, означающий обстоятельство активного участия каждого учащегося в совместном обучении, ведь inclusion – включение. Он стал быстро распространяться на нашей планете благодаря международным документам, которые стали руководством к действию для многих развитых держав. Целесообразно отметить, что в 1994 г. в Испании, в г. Саламанка, проводилась Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, которая ввела термин «инклюзия» в международный обиход и провозгласила принцип инклюзивного обучения.

Инклюзивное образование – такое образование, каковое каждому ученику, несмотря на имеющиеся у него физиологические, умственные, социальные, экспансивные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность вовлечения в совместный процесс обучения и воспитания (иными словами: развития и социализации), что после этого позволяет ребенку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции и сегрегации [2, c.56]. Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей.

Необходимо заметить, что инклюзия – это признание разнообразных потребностей учащихся и реагирования на данный процесс.

Инклюзия признается более гуманной, развитой и эффективной системой образования не исключительно детей с особыми образовательными потребностями, а и здоровых детей. Инклюзия обеспечивает право на образование любому, не взирая на соответствия меркам школьной системы. Образовательная организация осуществляет не единственно образовательные функции, однако и является ключевой сферой жизнедеятельности ребенка. Через принятие и уважение индивидуальности каждого из них совершается формирование личности, обладающей своей собственной образовательной траекторией. В то же время, ученики в школе учатся взаимодействовать, находятся в коллективе, выстраивают взаимоотношения, вместе с учителем творчески решают образовательные проблемы. Можно сказать с уверенностью, что инклюзивное образование обеспечивает расширение личностных возможностей всех детей, поддерживает выработку гуманности, толерантности, готовности к помощи и т.д. Инклюзивное образование обнаруживается принципиально новой системой, когда ученики и педагоги сооружают движение к общей цели – доступному и качественному образованию всех детей без исключения.

В рамках системы образования в России осуществляются такие формы инклюзивного образования детей- дошкольников:

·         Детские сады компенсирующего вида, где проходят обучение дети с определенной формой дизонтогенеза. В таких учреждениях сформирована особенная предметно-развивающая среда, которая учитывает определенные образовательные потребности детей.

·         Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида. В подобных детских садах наравне с детьми, которые не имеют отклонений от возрастной нормы, проходят обучение дети, которые имеют разнообразные особые образовательные потребности. Помимо этого, в таких детских садах используется также особенная предметно-развивающая среда, которая учитывает образовательные нужды определенной категории детей.

·         Детские сады, на основе каковых реализуются дополнительные службы: службы ранней помощи, лекотека, консультативный пункт.

·         Массовые  дошкольные  образовательные  учреждения  с  группами  «Особый  ребенок» кратковременного пребывания.

Инклюзивное образование строится на таких принципах.

Принцип индивидуального подхода обусловливает предпочтение форм, методов и средств воспитания и обучения с установлением во внимание образовательных индивидуальных надобностей каждого ребенка. Необходимо заметить, что индивидуальные программы воспитания ребенка выстроены на определении функционального его состояния и предполагают формирование индивидуальной стратегии формирования. Отметим, что индивидуальный подход обнаруживается не единственно во внешнем уделении внимания к необходимостям ребенка, а и в оснащении самого ребенка возможностями реализовывать его индивидуальность.

Принцип поддержки независимой активности взрослеющего. Необходимо заметить, что немаловажным условием успешности инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной инициативности ребенка. Реализация настоящего принципа обеспечивает формирование  личности, активной социально – личности, каковая является субъектом своего развития и деятельности, значимой социально. Когда активность целиком находится на стороне взрослых, заботящихся о ребенке, считающих, что его особенности не разрешают ему осуществлять свои возможности, сформировывается «выученная беспомощность» – такой феномен, когда ребенок ждет внешнюю инициативу, сам при этом оставаясь пассивным. Это же может случиться с родителями детей с ограниченными потенциалами здоровья. Родители возможно будут ожидать помощь или энергично добиваться льгот от страны, пренебрегая собственными возможностями участия в социальной жизни.

Далее, принцип активного включения в образовательный процесс всех участников полагает организацию условий для осмысления и принятия друг друга для достижения продуктивного взаимодействия на гуманистическом основании. Инклюзия – это энергичное включение родителей, детей и специалистов в сфере образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели настоящего социума.

Далее, принцип междисциплинарного подхода. Многообразие индивидуальных характеристик ребят вызывает комплексный, междисциплинарный подход к установлению и разработке технологий и средств воспитания и обучения. Отметим, что специалисты (воспитатель, логопед, дефектолог, социальный педагог, психолог, при участии старшего воспитателя), которые работают в группе, систематически проводят диагностику детей и в ходе обсуждения составляют образовательный план действий как для конкретного ребенка, так и для группы в целом.

Принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения. Введение в инклюзивную группу детей с разнообразными особенностями в развитии полагает существование вариативной развивающей сферы, т. е. нужных дидактических и развивающих пособий, безбарьерной среды, средств обучения, вариабельной методической базы воспитания и обучения и способности педагога применять различные методы и способы работы и общей, и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Старания педагогов будут эффективнее, исключительно, если их поддерживают родители, они их понимают, и данные действия соответствуют семейным потребностям. Задача специалиста здесь в установлении доверительных партнерских отношений с родителями / близкими ребенка, внимательном отношении к требованиям родителей, к важному и нужному для их ребенка в данный момент. Педагогу стоит договориться об объединенных действиях, которые будут направлены на поддержку ребят.

Принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения. Модель детского учреждения может модифицироваться с подключением структурных новых подразделений, специалистов, воспитывающих средств и методов.

Вывод.

Подытоживая, отметим, что принципами инклюзивного образования являются: принцип индивидуального подхода, принцип поддержки независимой активности взрослеющего, принцип активного включения в образовательный процесс всех участников, принцип междисциплинарного подхода, принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения, принцип партнерского взаимодействия с семьей и принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения.

Возможность получения образования всеми детьми, не взирая на ограничения возможностей их здоровья, было законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012 года [1].

Поскольку термин инклюзии выделено лишь только недавно в законе об образовании РФ [1], то система инклюзивного образования в России находится всего лишь на начальных стадиях развития и призывает разработку не единственно полноценную нормативную, но и методологическую базу. Несмотря на существование множества педагогических методов, принципов, при которых «особые» дети чувствуют себя психологически комфортно в инклюзивных группах обучения, перемещение детей с особыми потребностями в общеобразовательные учреждения не является верным решением. Ведь то, как особенные дети чувствуют себя в группе, совсем не означает, что обучение является результативным. И не факт, что дети с ограниченными возможностями, идя в общеобразовательные учреждения, успешно освоят их программу. Следует также сказать об отсутствии в акцентировании внимания на обучение детей тому, что является важным и полезным для них, и что поможет им занять активную жизненную позицию в будущем.

Анализируя основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при внедрении инклюзии, я пришли к выводу, что образовательная система нашей страны еще не готова к глобальным изменениям, то есть к инклюзии во всех видах образовательных учреждений.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

2.      Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: сборник научных трудов по итогам работы региональной научно-практической конференции / под ред. Н. А. Калугиной. — Хабаровск: Изд-во ДВГТУ, 2014. — 187 с.

3.      Нигматов З.Г. Инклюзивное образование: история, теория, технологии / З.Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова; Ин-т экономики, управления и права (г.Казань), Каф. теоретической и инклюзивной педагогики. — Казань: Познание, 2014. — 219 с.