Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Влияние возрастных особенностей на становление духовно-нравственной позиции личности несомненно. В фокусе нашего внимания находится старший школьный возраст, который можно считать наиболее сензитивным периодом для процесса становления позиции, ведь именно в это время актуальной становится проблема самоопределения, предполагающая наличие мировоззрения, существование духовно-нравственной позиции.

Д.И. Фельдштейн считает необходимым в современных условиях обратить внимание на Человека как реального субъекта исторического процесса, способного к устойчивости, активной действенности, к решению сложных, нестандартных задач с огромным количеством неопределенностей и одновременно способного к сохранению всех лучших человеческих качеств и потенциала. Активизация духовно-нравственного развития личности происходит в школьном возрасте, когда человек учится выбирать пути действия в сложной ситуации [12]. В ранней юности происходит процесс укрепления духовно-нравственной позиции , и это носит для личности осознанный характер.

Процесс активного развития человека преимущественно завершается к концу старшего школьного возраста, который называют фазой «нарастающей стабилизации психических и физиологических процессов» и «закрепления всех прежних приобретений ребенка и их совершенствования» [1]. В этот период целесообразно активно влиять на устойчивость духовно-нравственной позиции, которую мы понимаем как сложную интегративную характеристику, отражающую уровень развития личности и являющуюся критерием культуры человека со сформированными ценностными ориентирами и идеалами , готового к осознанной, активной, ответственной деятельности , основанной на устойчивых отношениях субъекта к самому себе, Другим, к миру, умеющего сделать выбор в пользу «добра» в конкретном поступке и транслирующего свой духовно- нравственный опыт.

Выделяя границы старшего школьного возраста, мы опираемся на подходы, разработанные исследователями. Возраст от 15 до 17 лет ученые, в том числе А.В. Мудрик, называют периодом ранней юности [8]. Мы вслед за учеными будем понимать под старшим школьным возрастом период от 15 до 17-18 лет, то есть время, в которое дети обучаются в старших классах школы и которое в психолого-педагогической литературе преимущественно называют периодом ранней юности.

 В старшем школьном возрасте желание разобраться в самом себе, в окружающем мире, составить о себе и о мире устойчивое представление становится для личности внутренней  потребностью. В юности познают внешний мир «в целях нахождения в нем своего места, а также для того, чтобы получить опору для формирующихся у них взглядов и убеждений» [1].

Старшие школьники задумываются о том, какую выбрать профессию, смогут ли они благодаря ей достичь задуманного. Устремленность в будущее, осмысление и осознание жизненных перспектив становится ключевым новообразованием этого возраста. В старшем школьном возрасте происходит собственно взросление личности - процесс «обретения (становления, появления или проявления) функциональных органов души» [9] . Старший школьник, как утверждает Н.Е. Щуркова [16], ищет «формы выражения, проявления, выявления и адекватного отражения своего внутреннего мира», что возможно посредством выражаемой им позиции.

Важным новообразованием ранней юности становится персонализация, которая представляет собой « процесс, в ходе которого происходит существенное изменение в системе личностных смыслов и поведенческой активности человека в связи с «идеальной», внеактуальной представленностью в его сознании образа другого субъекта» [7] .Возрастным «запросам» старшеклассников соответствуют этапы становления духовно- нравственной позиции.

Для возраста ранней юности характерно « конструирование множества не соответствующих истине «альтернативностей» [15] , что означает попытку постичь альтернативные реальности, обычно не свойственные нашей отечественной культуре. В этом смысле духовно-нравственная позиция становится осознанным личностным приобретением, помогающим сделать важный выбор.

Для старшего школьника характерно стремление к освобождению от зависимости. Наблюдения педагогов за современными старшими школьниками показывают, что в ранней юности ребята часто преследуют свои цели, невзирая на советы и указания взрослых. Старшему школьному возрасту присущ рост духа независимости, при этом жажда освобождения от контроля извне сочетается с ростом самоконтроля и началом осознанного самовоспитания, что отражается и в стремлении определиться с духовно-нравственной позицией. Поведение личности будет зависеть от этой позиции – « свободно и самостоятельно выработанной человеком системы отношений к миру, другим людям, самому себе» [13]. Заметным новообразованием этого возраста также является стремление к свободе от внешнего контроля и самостоятельности. Новативный потенциал в ранней юности проявляется в свойственной этому возрасту активности, в идее «обновленческого, протестного, авангардного», в связи с осмыслением будущего [11]. Понимание этой возрастной особенности поможет повлиять на процесс становления духовно-нравственной позиции.

В период ранней юности особенно заметно проявляется потребность в уединении и ощущение «кризиса оторванности». С.Л. Рубинштейн считал важным выводить человека «из уединения, которое его обедняет» [10]. Некоторые исследователи в состоянии одиночества не видят ничего противоестественного и опасного для личности старшего школьника. Так, назвав одиночество адекватным состоянием человека, Ф.И. Горенок [2] заметил, что « свободно говорит только тот, кто говорит наедине с собой». Рефлексия, предполагающая погружение во внутренний мир, является важной стадией в процессе становления духовно-нравственной позиции В ранней юности человек может испытывать отчуждение из-за невозможности реализовать желаемое, проявить  активность, что объясняется  не только отсутствием понимания со стороны внешнего мира, но и отсутствием норм, ценностной основы. которая возможна при наличии прочной духовно-нравственной позиции. В процессе становления духовно-нравственной позиции необходимо выводить старшего школьника из состояния уединения, так как актуализироваться духовно-нравственная позиция может лишь в направленности на Другого, в диалоге.

При отсутствии четко выработанной позиции человек в этом возрасте не сможет уверенно чувствовать себя ни в одной из названных фаз: ни в состоянии активного стремления к независимости, ни в состоянии спокойного уединения.

Важную роль в ранней юности играет представление об успехе. Мы согласны с тем, что в современном обществе «произошла трансформация успеха» [4] .В понимании современных старшеклассников приоритетными целями становятся профессионализм (мастерство в профессии, карьера) и семья. Проблема жизненной успешности является ключевой для раннего юношеского возраста. Категория «успеха» становится определяющим мотивом как для получения знаний, так и для предполагаемой деятельности. При формировании духовно-нравственной позиции важно создавать ситуацию успеха, это необходимо для того, чтобы раскрыть лучшие стороны личности. 

Современные старшеклассники стремятся утвердить свое право на самостоятельный выбор, в том числе духовно-нравственного порядка - между добром и злом, но при этом часто ощущают неуверенность, подвергаются сомнениям и стрессам. У современных молодых людей недостает уверенности - боясь всерьез задумываться о будущем, они порой подменяют его настоящим, живя по принципу: «Наше будущее-это сейчас» [11] .Отчетливая мотивация и волевая составляющая способствуют тому, чтобы старший школьник приобрел устойчивость позиции, которая придаст личности уверенность. Осознанность устремлений в ранней юности связана с желанием построить «модель потребного будущего» (термин Н.А. Бернштейна), что предполагает творческую активность личности, ее заинтересованность результатами.

В старшем школьном возрасте важнейшее значение приобретает интеллектуально-волевая сторона. Гибкость и устойчивость выработанной позиции позволяет в меньшей мере подвергаться стрессам, влияет на ощущение уверенности. Умение «выстоять в тяжелых обстоятельствах и оказать сопротивление негативным влияниям, пагубным для личности», или резистентность становится важным качеством, характеризующим волевую сферу старшего школьника. В отличие от подростков, старшие школьники гораздо меньше боятся мира взрослых и ответственности[14] , однако современные старшие школьники иногда предпочитают любые формы зависимости возможности принять самостоятельное смелое решение, они «пребывают «в своем праве» (сознают и пользуют свою детскость)» [13]. Пик осознания ответственности приходится на старший школьный возраст, в этот период ответственность должна осознаваться как «со-ответственность». Именно в ранней юности необходимо влиять на прочность духовно-нравственной позиции.

Сознание современного старшего школьника « отвергает репродуктивную адаптацию к миру, но подразумевает творческую деятельность по его освоению, в какой-то мере даже по его воссозданию». В ранней юности человек «уже не хочет воспринимать и усваивать отчужденные от него знания». [6] У старших школьников есть потребность изучать новое, важное для себя. В ранней юности отчетливо проявляется интерес к причинному объяснению явлений, их аргументации. Однако логика в мышлении современного старшеклассника уходит на «периферию», уступая место эмоциям риска, поиску нового, желанию быть первым успешным. Старшие школьники формируют свое поведение в соответствии с «образцом», предлагаемым их современниками. Для этого возраста свойственно формирование идеала, который должен является для него той целью , к которой он осознанно стремится .Ссылаясь на данные, полученные современными исследователями [5] можно утверждать, что «однозначного персонифицированного образа героя у молодежи – нет». У современного старшего школьника нет стремления на кого-то конкретно быть похожим. По данным социологов, «у 75% молодежи отсутствуют идеалы, а те 5%, которые их имели, постепенно в них разочаровались» [5] . В ранней юности молодые люди часто стремятся найти новые «образцы», не осознавая, что культуре в целом они давно известны. Духовно-нравственная позиция предполагает стремление к идеалу, который обращает внимание школьников на ценностную основу, побуждает их к самоанализу, вызывает стремление изменить свою личность в сторону категорий добра.

 

Список литературы

1.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер, 2008, 399с.

2.      Горенок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. Академический проект, Фонд «Мир», 2007. 235с.

3.      Ефимова И.Н. Анализ ценностных ориентиров молодежи в условиях инновационной политики государства // Молодежь современной России: альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений. М., 2012. С.32.

4.      Иваненков С.П., Кострикин А.В., Попов В.Р., Шкаев Д.Г. Социальная активность современной молодежи : ее формы и проявления // Молодежь России в начале XXI века : регион северо-запад Москва 2014, стр. 152

5.      Касимов Р.Н. Современные мифологемы о героях…// Народное образование 2014 № 10.

6.      КлепиковВ.Н. Из опыта духовно-нравственного воспитания школьников// Педагогика, № 3, Март 2012. C.59-64)

7.      Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.

8.      Мудрик А.В. Социализация человека. Москва-Воронеж, 2011. 624 с.

9.      Остапенко А.А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление// Народное образование, 2012 № 5.С.226).

10.   С.Л.Рубинштейн Бытие и сознание. Питер, 2012. 288с.

11.   Смакотина Н.Л. Молодежь и культурные    нормы в современном обществе // Молодежь современной России. М., 2012 , С.11-13.

12.   Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI в.// Педагогика, № 1, Январь 2013. C. 3-16

13.   Хайкин В.Л., Д.В. Григорьев Д.В. Педагогика как практика порождения и воспитания ответственности // Народное образование, 2013, № 1. С. 204).

14.   Чурекова Т.М., Москаленко И.В. Нравственные ценности личности: теория и практика формирования в школе. Кемерово, 2014 . С. 41.

15.   Шкаев Д.Г. Генетическая эпистемология Жана Пиаже в контексте антропологических исследований// Молодежь современной России//Альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений М., 2012.

16.   Щуркова Н.Е. Классный час: поговорим о жизни… М., 2008. С. 63.