Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Вся История человечества  неразделимо сопряжена с  историей  природы. В нестоящее время вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. В случае если общество в ближайшем будущем не научится бережно относиться к природе, оно погубит свою цивилизацию. А для того, чтобы этого не произошло необходимо с самого рождения воспитывать экологическую культуру и ответственное отношение к окружающей нас природе.

Термин «экология» (от греческого oikos - дом, жилище и logos - наука) введѐн в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биологической науки. Она развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие «экология» не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию и др., которые вместе с экологией природных систем составляют современную комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамичное состояние природы, а также  оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние той окружающей среды, в которой мы обитаем, во многом обусловливает здоровье человека. Учѐные, изучая проблемы социальной экологии, рассматривают эти проблемы как отношения человека к человеку, человека к природе. Экологические знания в своих аспектах направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, на достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению данной проблемы способствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, и образования. Формирование и теоретическое понимание экологии, вопросов в науке, их важность и значимость для хозяйства, установили рост преподавательского аспекта этих вопросов, развитие нового течения в преподавательской системе и школьной практике. Взаимосвязанное с выявлением в учебно-воспитательском процессе экологических вопросов, это направление обусловливается целым рядом определений, одним из которых является «экологическое образование».

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования,  накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

По мнению И.П. Пятищевой экологическое образование направлено на формирование экологического сознания рационального взаимодействия с природой и на сохранение и укрепление здоровья в окружающей среде. Основные проблемы экологического образования – это формирование экологической культуры и сознания, информированности людей об экологической ситуации в мире и регионах, решения различных экологических проблем. Только через эффективное экологическое образование можно получить высокую экологическую культуру [7, 102].

Изучая проблемы экологического образования, В.А. Зебзеева отмечает, что оно «…в настоящее время рассматривается как одно из важнейших направлений работы с детьми. Однако до сих пор нельзя ещѐ с уверенностью сказать, что оно достигает своей цели. Экологическое образование всѐ ещѐ носит чисто ознакомительный характер. У него отсутствует фундамент, в основу которого должны быть положены общечеловеческие ценности, нормы морали и нравственности, понятия этики и эстетики, любовь к своей малой Родине» [4, 37].

А вот по мнению А.Н. Удовики, М.В. Хрулевой и С.В. Лакомовой «особое значение организация работы по экологическому образованию имеет на базовых уровнях онтогенеза, - в раннем и дошкольном детстве, когда «закладывается» фундамент личности. Именно природа на этом возрастном уровне по праву является одним из эффективнейших средств комплексного развития ребенка. У детей дошкольного возраста, в силу их возрастной специфики, не только возможно, но и достаточно легко сформировать и систему представлений о природном окружении, и необходимые умения и навыки гуманного, ответственного взаимодействия с природой, воспитать основы ценностного отношения к ней, привычку позитивного поведения и деятельности, субъектное к природе отношение» [10, 59].

Итак, формирование экологической  культуры, экологического сознания у дошкольников процесс длительный и не простой. Главным условием в формировании практических навыков экологически осмысленного поведения является поведение взрослых, в первую очередь учителей и родителей. В случае, если дошкольник наблюдает, как старшие бережно заботятся о растениях и животных, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он накапливает надлежащие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. По этой причине экологическое обучение и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.

Ребенок имеет общие и  специфические цели  для каждого возрастного периода. Поэтому по нашему мнению организация экологического воспитания в дошкольном возрасте происходит в условиях решения проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Мы согласны с мнением Ш.Ж. Арзымбетова, что в системе экологического образования большое значение имеет школа, а в школе начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов [1, 319].

Экологическое сознание младших школьников – это интегрированный общекультурный показатель предметного обучения, итог высококачественной учебно-воспитательной работы школы, по следующим направлениям:

-   общекультурные – экологическая культура как компонент общей культуры;

-      учебно-познавательные – получение экологических знаний из окружающей действительности и реализации экологических проектов, владение методами экологических исследований;

-   информационные – отбор информации для принятия решений в экологических ситуациях и т.д.

Также Ш.Ж. Арзымбетов утверждает, что экологическое образование и воспитание могут  быть реализованы как на уроках, так и во внеклассной работе. Это могут быть кружки, экологические общества, клубы, конференции, КВН, дендрарии. Что касается методов   проведения  внеклассной  работы  по

экологическому образованию, то они, в основном, традиционные и широко используются в преподавании

биологии, химии, географии, физики. Чаще всего это сочетание теоретического изучения экологических проблем и экспериментальных работ, которое дает более глубокое понимание взаимосвязи человеческого общества и природы [1, 320].

Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Уровень современного школьного образования в целом и экологического в частности во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания.

Необходимо и внедрение неординарных педагогических приемов, как, например, О. В. Галуза рассказывает о научно-исследовательской деятельности школьников, которая стала основой для формирования экологической культуры школьников, их родителей и способом для организации их совместной экологоориентированной деятельности [3, 32].

Пользу исследовательской работы также подтверждают А.С. Толпекина и Т.М. Носова, говоря «участие в исследовательской деятельности способствовало тому, что учащиеся проявили свою творческую активность, сами выстраивали межличностные отношения в малых рабочих группах, испытывали ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. В процессе исследовательских внеурочных работ у школьников вырабатывались и закреплялись практические умения ведения в природе исследовательской деятельности, формировалось и развивалось экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура» [9, 81].

Помимо экологического образования в школе, ребята могут получить интересную информацию из дополнительного образования. В нашей стране издана концепция развития дополнительного образования детей, утверждѐнная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р [11]. В этом документе ставятся акценты на задаче создания условий для самореализации личности ребѐнка, формирования мотивации к познанию, творчеству и труду.

Поддержка Правительства Российской Федерации стимулировала появление много альтернативных средних учебных заведений дополнительного экологического образования. Одним из таких примеров служит Саратовская область. В образовательном пространстве саратовского социума активно работают около 20 экологических  общественных  организаций  («Союз  охраны  птиц  России»,  «Фонд  помощи  животным», «Всероссийское общество охраны природы», «Эколого-медицинское научно-практическое общество» и др.); функционируют государственные учреждения («Областной экологический центр учащихся», «Клуб туристов», «Союз юных экологов» и др.); активизируются группы гражданских инициатив и молодежные добровольческие отряды (скаутский отряд «Роза ветров», «Центр содействия экологическим инициативам» и др.) [6, 105].

Как утверждает А.И. Макшеева из общеобразовательной сферы система экологического образования плавно переходит в область профессионального образования. Здесь можно выделить три основных направления, которые находятся в зависимости от профессиональной направленности учебного заведения и, следовательно, от того влияния, которое оказывает профессиональная деятельность выпускников на окружающую природную среду. Это гуманитарное, специализированное и профессиональное направления. Каждое из них имеет свою специфику. В гуманитарных вузах оно осуществляется при изучении таких дисциплин, как социальная экология, экология человека, экологическое право и ряда других дисциплин гуманитарной направленности. В учебных заведениях технической направленности содержание и цели экологического образования должны находиться в зависимости от получаемой студентами специальности. Специализированное направление экологического образования в ССУЗах и в ВУЗах технического профиля должно обеспечить подготовку специалиста в области активного природопользования, способного осуществлять рациональное использование природных ресурсов и принимать экологически целесообразные решения на своем рабочем месте в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях [5, 5].

С.А. Петрушенко выделяет определенные условия при формировании экологической культуры у студентов, а именно непрерывность экологического образования и воспитания, учет возрастных психологических особенностей и использование современных технологий [8, 78].

О.А. Беляева отмечает, что «с поступлением студента в вуз его жизнь меняется, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ученика. Мышление становится основной функцией». Поэтому мы согласны с тем, что выпускник ВУЗа имеет сформированное экологическое мышление и готов к дальнейшему экологическому просвещению [2, 62].

Итак, экологическое образование позволяет детям, школьникам, студентам, молодым людям и людям зрелого возраста понять, что мир, в котором они живут, значительно сложнее их поверхностного восприятия, что очевидные для них суждения совсем не безусловны. Экологические знания позволяют сделать намного безопаснее и здоровее жизнь, не только собственную, но и своих близких.

Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов – экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей – или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели – повышения экологической безопасности – необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.

Необходимо:

·   научиться экономить любые природные ресурсы вне зависимости от того, дефицитны они или нет;

·   заблаговременно рассчитывать все возможные последствия своей деятельности, принимая во внимание не только очевидные, но и самые невероятные;

·   сменить гигантоманию на парадигму тотальной миниатюризации – поиска технологий, сводящих к минимуму энергетические и вещественные затраты;

·   привыкнуть платить за то, что тебе лично уже совсем не нужно. Например, за утилизацию отходов;

·   в полной мере ощущать личную ответственность за любые нарушения  правил рационального природопользования.

Важной задачей экологического образования является возможность населения контролировать и обнаруживать экологические нарушения. Без участия населения невозможно решение общегосударственных задач охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое образование призвано объяснить людям их права и возможности, научить правильно действовать для защиты долгосрочных интересов общества и стабильности природы, выступать законным оппонентом тех сил, для которых экологическая безопасность по экономическим причинам не является приоритетной целью.

 

Список литературы

1.      Арзымбетова Ш.Ж. Экологическое образование младших школьников через урочную и внеурочную деятельность / Международный журнал экспериментального образования. Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания». 2015. № 2-3. С. 319-321.

2.      Беляева О.А. Развлекательные методы сохранения культуры учащихся / Вестник ТГПИ им А. П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: ТГПИ им А. П. Чехова. Специальный выпуск. 2014. № 1с. С.46-49.

3.      Галуза О.В. Научное общество учащихся как средство формирования экологической культуры школьников / Сборник конференции НИЦ Социосфера. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. 2015. № 8. С. 30-32.

4.      Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста в современном обществе: приоритеты и перспективы / Вопросы науки. Воронеж: Общество с ограниченной ответственностью «Вэлборн». 2014. № 1 (6). С. 37-43.

5.      Макшеева А.И. Экологическое образование  в течение всей жизни как один из путей к устойчивому развитию / Вестник Мининского университета. Минск: НГПУ им. К.Минина. 2013. № 4. С. 2-13.

6.      Морозова Е.Е. Совершенствование экологообразовательной деятельности в системе образовательного пространства Саратовского региона / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. 2014. Т. 14. № 4-1. С. 103-107.

7.      Пятишева И.П. Экологическое образование в условиях экологического кризиса / Гуманітарний вісник Запорізької Державної інженерної академі. Запорiзька державна iнженерна академiя (Запорожье). 2013. № 53. С 101-112.

8.      Петрушенко С.А. Об использовании «портфолио» в экологическом образовании студентов педагогического направления высших учебных заведений / Материалы 5 международной научно- практической конференции «21 век: фундаментальная наука и технологии». USA: North Charleston. 2014. Том 3. С. 78-80.

9.      Толпекина А.Н., Носова Т.М. Мотивация в формировании биоэкологической исследовательской компетенции учащихся / Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Кинель: Самарская государственная сельскохозяйственная академия. 2015. № 2. С. 78-82.

10.   Удовика А.В., Хрулева М.В., Лакомова С.В. Инновационный подход к организации работы  по экологическому образованию детей дошкольного возраста / Астраханский вестник экологического образования. Астрахань.: Нижневолжский экоцентр. 2011. № 2 (18). С. 59-67.

11.   Концепция развития дополнительного образования детей, утверждѐнная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р. Доступ к электронному ресурсу: http: //government.ru›media/files/ipA1NW42XOA.pdf.