Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЧАЛО РАБОТЫ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ. (ТИПОВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ЛИКВИДАЦИЯ)

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
05 ноября 2017г.

1)       Посадка.

Безусловно, каждый педагог знает, как правильно должен сидеть за роялем ученик. Но, наверное, не все знают, как заставить маленького до 7 лет учащегося прилежно сидеть, не вертеться, не сбивать подставку ногами, а всего-навсего нужно убрать подставку из под ног, да пусть ноги свободно свисают, но зато ученик будет внимателен, сосредоточен. С малышами нужно чередовать работу и сидя, и стоя. Посадка учащегося за инструментом с 7-15 летнего возраста имеет свои условия. Согнутая рука в локте в положении сидя должна быть параллельна клавиатуре. Лучше сидеть ниже, но никак не выше. Игра от плеча, а я называю игра от позвоночника, так называемая, весом ощущается только в полном расслабленном состоянии. Если сидеть выше, чем клавиатура фортепиано, то здесь может наблюдаться поднятие плеч, прижатие локтей к туловищу, сильный наклон к фортепиано без опоры на костную систему.

2)       Постановка руки.

Ещё А. Гольденвейзер возражал против фиксированной постановки руки. Он рекомендовал воспитывать прежде всего ощущение свободы руки. «Ошибка старой школы, - говорил он, - заключалась в том, что вместо того, чтобы создать ребёнку такие условия, педагоги начинали занятия с так называемой "постановки руки", требуя от ученика фиксированного положения пальцев, кисти и всей руки в целом». В настоящее время так называемая постановка руки (игра круглыми пальцами, если ученик под даётся этим занятиям) начинается с игры третьим пальцем, с упражнений, начальных гаммообразных последовательностей. (Сб. Корольковой 1,2 ч., сб. легких пьес и др.) Постановка руки по московской школе может быть осуществлена при помощи гаммы Н dur или Е dur и их аккордов. Но нельзя заниматься только упражнениями для правильного положения рук, обязательно необходимо проходить определённое количество пьес, этюдов, которые более будут продуктивны в наработке начальных навыков.

3)    Игра на зажатых руках.

Игра на зажатых руках это прежде всего ошибка педагога. Неправильная работа пианистического аппарата. Последствием может быть переигранность рук, профессиональные заболевания, и просто апатия, безразличие к музыке. Преподавателю нужно личным примером, показом объяснить всю значимость правильной игры на свободных руках (красивый звук, легкость в пассажах). Для того, чтобы избежать в домашних занятиях зажатости в руках, надо изначально на уроках подбирать рациональный музыкальный материал, изучать настолько досконально, чтобы дома не было времени играть неверно. Задание на дом должно включать проработку, закрепление классного урока. Произведение на ликвидацию зажатости рук: (Черни этюды - первоначальные тетради, сонаты Моцарта, Гайдн& Бах? Из тетради Анны Магдалены, произведения Бориса Чайковского, этюды Беренса, прелюдии, ноктюрны Шопена, концертные этюды Листа, цикл "Пестрые листы" Шумана и др., а также игра гамм, упражнений с оттенками).

4) Игра при плохом освещении.

От правильного освещения помещения зависит и эмоциональное настроение музыканта, и музыкальный настрой. Если это игра по нотам, то при плохом свете, идет всматривание в текст, из-за чего изменяется посадка (наклон вперёд, близко к фортепиано). Уже не о какой профессиональной работе на инструменте речи не идёт. Поэтому нужно выбирать часы для занятий при дневном свете, как хорошем рабочем настрое. Безусловно я ратую за утренние часы занятий, когда человек (будь то ученик или зрелый музыкант) в нужном тонусе (и отдохнувший, и неголодный, и в бодром состоянии). На "свежую голову" достаточно и 2 часов усердной работы, а соответствующая обстановка создаст нужное отношение к учебе.

5) Ненастроенный инструмент.

Расстроенный инструмент дезорганизует слух любого музыканта. У начинающего пианиста складывается неверное слуховое ощущение. Особенно важным является для изучения теоретических предметов, хора, специальности настроенный инструмент. Учащиеся строят и слушают интервалы, аккорды; учат важные номера, где нужно играть один голос, другой петь. Учат аккомпанемент с совмещением партии солиста, опять же играют наизусть программы - всё это требует внимания, собранности, чёткого слухового контроля, а это осуществимо только при отлично настроенном музыкальном инструменте - фортепиано. Новый домашний инструмент достаточно настраивать один раз в год, лучше это делать в теплое время года, т.к. никакой инструмент "не любит” холод.

6)                  Педаль. Поднятая пятка при взятии педали. Роль каблука (специфика возраста 3-7 лет).

Безусловно любой преподаватель фортепиано знает, что педаль изучать целесообразно, когда ученик достаёт до неё. А если ребёнок, например, в 6-7 лет уже достаёт до педали, но со стороны, может показаться, что он сидит не правильно, почти стоит, и что же, не играть с педалью? Нет, играть, играть, играть. Следить за тем, чтобы не поднималась пятка, а для этого нужна правильная обувь - с каблуком девчонкам проще: любой высоты каблук - всё равно играть легко, а мальчишкам как быть? В младшем школьном возрасте, у мальчиков тоже должна быть обувь с каблуком до 2 см. Дальше, с взрослением, например, к 10 годам каблук ребятам не понадобиться.

Рассказывать, какая бывает педаль, её значение, более подробно, речь пойдёт дальше. (Работа над произведением). А сейчас, в данном разделе, хочется, ещё раз сказать, что не надо бояться работать (играть) с педалью. Развитие координации, мышления, внимания, памяти - всё это достигается, именно, при игре с педалью; а в младшем школьном возрасте, это развитие - это первостепенная задача.

7)                  Занятия не в тишине.

Как домашние занятия, так и классные занятия должны проходить без посторонних шумов, чтобы выработать сосредоточенность и абстрагированность иногда нужно прибегать к занятиям с посторонним шумом. Эта волевая закалка сыграет добрую службу на концерте, когда слушатели кашляют, ходят, разговаривают и т.д. Для этого, занятия в тишине нужно чередовать с некоторыми отвлекающими шумами. Например, включенное радио, телевизор, разговор людей, шум дождя и т.п.

8)                  Неправильное дыхание за фортепиано.

Не только у вокалиста должно быть поставлено дыхание, т.н. опора; не только у духовика - где нельзя раздувать щёки, но и у пианиста. Зажатость в гортани приводит к скованности всего пианистического аппарата, головокружению, невниманию, общей нервозности, хаотичности движений.

Любой музыкант обязан посещать хоровой класс. Учиться петь, - уметь петь, это значит правильно дышать, правильно слышать. Здесь уместно посоветовать дыхательные упражнения. Это может быть гимнастика по Стрельниковой, упражнения, самые элементарные йоги, где дыхание, заметим, правильное дыхание - это основа йогов. И самое простое упражнение - это прогулка на свежем воздухе, в любую погоду. Можно идти в определённом темпе, ритме, следя за дыханием. Бег — это для более выносливых, даже тех, которые занимаются определённым видом спорта (бокс, гимнастика, каратэ и т.п.). Все эти упражнения, а каждый должен выбрать для себя подходящее, дают свободу не только в гортани, а во всём организме.

9)                  Нет свободы в области бёдер, позвоночника.

Мышечная свобода - залог успеха в работе любого музыканта, а уже пианиста тем более. Когда происходят те, или иные "зажимы", например в руках, надо знать, что  это  психологический процесс, идущий от головного мозга, который посылает импульсы во весь организм, своего рода создаёт "аварийное состояние" (стресс, шок, паника), из-за этого происходит и "зажим" в области бёдер, позвоночника; человек становится как бы "каменный", руки могу не "слушаться", происходит покраснение лица, своего рода торможение всех систем организма. Спрашивается, а когда бывает такое состояние? Чаще всего это концертное волнение, а бывает такое и на обычном уроке. Здесь очень многое зависит от преподавателя. Вовремя распознать случившееся, переключить ученика на другой вид деятельности, отвлечь внимание разговором, шуткой, или же вовсе отменить урок. В большинстве своём состояние "несвободы" в области бёдер, позвоночника, происходит от невыученности программы, "недоделанности" каких-либо фрагментов, из-за чего сбой даёт сначала память, а потом, весь организм, и всё рушится как "карточный домик". Задачей педагога является, избегать подобные ошибки, т.е. больше давать возможность играть ученику на сцене ("обыгрываться").

 

Список литературы

 

1.       Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. – М.:2003.

2.       Гофман И. Фортепианная игра. Редактор Соколова А. – М.:1961. – 224с.

3.       Как учить музыке одаренных детей. Сост. Ключникова Е.В., редактор Енукидзе Н. –М.:2010. – 239с.

4.       Коган В.М. Вопросы пианизма. Редактор Сазонова – М.:1968. – 461с.

5.       Майкапар С. Как работать на рояле, редактор Крюков. – Л.:1963. – 31с.

6.       Мастера советской пианистической школы. Под ред. Николаева А.А. – М.:1961. – 237с.