Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕГАТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКМЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Луганск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Интегрирующие мегатенденции сегодня становятся глобальными, поскольку служат распространение их в планетарном масштабе. В условиях глобализации система педагогического образования выступает важнейшим фактором устойчивого поступательного развития общества, поскольку, с одной стороны, гарантирует сохранение и трансляцию накопленного культурного опыта, а с другой, опираясь на него, - обеспечивает выход социума на новые рубежи знания.

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название «мегатенденции» (М. Кларин) [3]. К их числу относятся:

· массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;

· значимость, как для индивида, так и для общества, новых ожиданий и норм;

· ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

· адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

· ориентация обучения на личность студентов, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Педагогика сегодня не ограничивается ролью средств адаптации людей к жизни, к изменяющимся общественным условиям. Все больше она рассматривается как средство социального проектирования и создания нового вида общества, отдельных его сфер с помощью соответствующей обучающе - воспитательной деятельности по формированию новых знаний, мышления и чувств, форм индивидуального и общественного поведения. В концентрированном виде изменение роли педагогики в жизни общества нашло выражение в установившихся во всех цивилизованных странах системах непрерывного образования, в основе которого лежит принцип «образования через всю жизнь».

Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-е годы XX века.

Акмеология (акме-вершина, логос-наука) – направление социальных наук, интегрирующее знания о человеке на этапе его зрелости, изучающее закономерности достижения взрослым человеком «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности, в том числе в образовании, самообразовании и в профессиональной деятельности [8, с. 32].

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. ―Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый‖ (А.А. Деркач) [1].

Качество образования как универсальная категория комплексной оценки деятельности образовательного учреждения может быть рассмотрена в контексте акмеологии,  поэтому наиболее актуальными оказываются следующие  вопросы:  перспективы  создания  акмеологической  школы,  эффективность  акме-технологий, «акмеологическая культура» как необходимое условие развития школы. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств будущего педагога [2, с. 194].

Поэтому акцент в профессиональной деятельности современного педагога смещается с передачи знаний другому – на организацию его деятельности, так как ответственность перед будущими поколениями создает необходимые предпосылки для личностного самоопределения и становления профессионально компетентного педагога, о высокой миссии которого в свое время (1935 г.) писал Николай Рерих: „Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не  может поднять мировые  дела выше идей и способностей того поколения взрослых, с которым он имеет дело. Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества. Именно учителя, в стремлении к миру всего мира – к Культуре – могут совершить завоевание, мирное и великолепное‖ [6, с. 302].

На основе акмеологической теории гуманитарно-технологического развития (А.С. Гусева) определена сущность и структура акмеолого-педагогической технологии, соотнесенной с моделью развития компетентности гражданственности.

Акмепедагогика должна опираться на систему процессно-объектных моделей: деятельности будущего специалиста (как системы задач при реализации профессиональных функций), специалиста (как системы качеств

–     деятельностных знаний, какие он должен представлять в профессиональной деятельности). Вершина в самовыражении индивида означает реализацию максимального числа прагматических нормативов соответствующего профессионального идеала. Конечным результатом реализации акмеологического подхода является акмеологическая направленность личности, которая включает следующие структурные компоненты с соответствующим содержанием [7, с. 106]:

–      профессионально – ценностные ориентации (социально обусловленные ценности педагогической деятельности: воспитание свободной, гармоничной личности ребенка, развитие его творческих способностей, стимулирование познавательных интересов, актуализация потребности и стремления к саморазвитию и др.;

-личные ценности педагогической деятельности: ценности-цели (возможность развивать профессионально- творческие способности и заниматься любимым делом, профессиональное самосовершенствование) и ценности- средства (творческий характер педагогической деятельности, освоение профессиональных знаний, умений и навыков);

–   профессиональное целеполагание (осознание социально-педагогических целей, выбор собственных целей педагогической деятельности и профессионального самосовершенствования, осознание иерархии целей профессиональной деятельности и профессионального самосовершенствования);

–   профессиональная мотивация (интерес к процессу и содержанию педагогической деятельности (учебно- воспитательной деятельности, к педагогическому общению, к научным знаниям), осознание значимости результата педагогической деятельности, потребности в получении качественного профессионального образования);

–      стремление к профессиональному успеху (мотивация достижения профессионального успеха и профессионального мастерства), стремление к саморазвитию, готовность к творческой профессиональной деятельности, склонность и способность к рефлексии и саморефлексии).

Научный интерес к акмеологии не ослабевает. И акмеология, как принципиально новая наука, истоки которой находятся в педагогике и психологии, и проблема повышения качества образования продолжает активно исследоваться. Основополагающие аспекты педагогической акмеологии рассмотрены в работе В.Н. Максимовой―Акмеология: новое качество образования‖.

Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное и профессиональное «Я».

Таким образом, проблему качества образования, ставшей столь популярной в течение последних нескольких лет, можно решить с использованием акме-технологий, с изучением теории и апробации акмеологических принципов.

 

Список литературы

1.      Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006.

2.      Акмеологический подход как основа повышения качества профессионально-педагогического образования // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Т. 13. Гендерная психология. – Кострома, 2007. – № 6. – С. 194 – 199.

3.      Данильченко  В.М. Проблема  развития  образования  в  России в  контексте  глобального  образования  //«Полемика». -  №13 (электронный журнал, публикуемый IREX на сайте: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/13/dan).

4.      Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М. – Воронеж. 2004

5.      Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. С-Пб. 2003

6.      Живая этика и наука. – М. :Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2008. – Вып. 1. – 5

7.      Зобнина Т.В. Акмеологические аспекты в преподавании педагогической психологии // Актуальные проблемы педагогики индивидуальности и акмеологического подхода к образованию. – СПб: из-во Балтийской педагогической академии, отделение педагогической акмеологии. Вып. 105, 2010. – 173 с.

8.      .Медведев В.П. О роли акмеологии в современном профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. – 15.05.2011. – С. 32–34.