Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ АССЕРТИВНЫХ СВОЙСТВ У СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Актуальность заявленной проблемы стимулируется динамичными изменениями в социокультурной и образовательной среде, активной или пассивной позицией каждого студента в процессе адаптации к новым условиям жизни, будущей профессии, утверждения себя как личности в целях успешной реализации имеющегося жизненного потенциала достойными средствами. Употребление термина ассертивность (анг. assert – утверждать, отстаивать - assertiveness) в научных работах последних лет и пока еще редко в образовательной практике предполагает развитие социально приемлемых свойств личности, знающей и выражающей свои права в процессе самоактуализации на основе позитивной оценки собственных способностей и возможностей для достижения значимых целей и удовлетворения растущих потребностей. Исследователи данного феномена рассматривают ассертивность как конструктивный способ межличностного взаимодействия в созидательном миропонимании (Э. Солтер, Э. Берн, Ш. Бюллер, М. Джеймс, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Каппони, Т. Новак, Н. Е. Харламенкова, Е.В. Хохлова).

В нашем исследовании речь идет об активности личности студентов в обучении и воспитании, когда «субъект жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн) детерминируется, развиваясь в высшем образовании, являющемся источником развития личности, ее идентификации, в том числе и в будущей профессии. Психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Преломляясь, интериоризируясь, феномены среды становятся частью личности – это активное преобразование внутренними структурами воздействий внешней среды, или самодетерминация [3, с .287   ]. Значит, в образовательном пространстве любого уровня и вида образования, тем более в высшей школе, должны создаваться соответствующие психолого-педагогические и социальные условия для активности обучаемого, преломления им внешней среды через внутренние структуры личности, через влияние на различные сферы – когнитивную, эмотивную, коммуникативную, операционно-деятельностную, нравственную и рефлексивную.

В своей работе мы исходим из определения ассертивности как способности личности утверждаться среди других, отстаивать свои права, активно защищаться, при этом акцентируем внимание на необходимости адекватной оценки жизненной ситуации, себя и окружающих в этике человеческого достоинства. Наш подход ориентирует на «выращивание» свойств ассертивности в контексте человеческого достоинства как цели, процесса и результата образования [1]. При этом выделяем два аспекта: личностный, обусловленный наличием необходимой свободы и прав студентов, предполагающий обязанности как необходимое условие для полноценного развития и социальный, обусловленный современной благоприятной культурной и образовательной средой с ее доступностью разнообразных источников знаний, широкой возможностью проявить себя в ассертивном поведении.

Перспективность решения теоретических и практических вопросов развития ассертивных свойств у студентов мы связываем с целенаправленной работой по освоению новой образовательной парадигмы, личностно ориентированной модели в образовательном пространстве каждого вуза в процессе модернизации системы отечественного образования. Гуманистически ориентированная образовательная парадигма на всех ступенях обучения призвана содействовать развитию самостоятельной, ответственной творческой личности, тем более на этапе высшего образования. В  соответствии с требованиями ГОСТ, процесс и результат образования ориентированы на овладение общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК). Не останавливаясь на их перечислении, скажем, что ключевыми понятиями тех и других компетенций являются – способность, готовность, умения. Наш опыт показывает, что развитие ассертивных свойств личности студентов реально в расширяющемся и углубляющемся пространстве высших учебных заведений, использующих инновационные, в том числе, дидактические технологии. Именно они позволяют каждому утверждаться в продуктивной творческой деятельности, что является предпосылкой преодоления враждебности и деструктивности в студенческой среде на основе понимания общих интересов и конкурентоспособности, достижения компромисса и консенсуса в коммуникативном действии. Останавливая внимание на последовательном и целенаправленном использовании инновационных дидактических технологий (форм, видов учебных занятий, средств, способов и методов обучения), мы имеем цель способствовать развитию ассертивных свойств личности студентов. Это проявляется в способности и готовности иметь собственную позицию, умении убедительно ее отстаивать на основе принятых ценностей и смыслов. Вряд ли стоит говорить о перспективности такого подхода для студентов как будущих профессионалов, не прибегающих к использованию деструктивных методов воздействия на других.

Ассертивность как интегрированная характеристика личности многокомпонентна, и ее свойства взаимосвязаны и взаимодополнительны, что может быть представлено в совокупности ценностно-смыслового, когнитивного, эмотивного, поведенческого и рефлексивного  компонентов, измеряемых адекватными методиками.

Заметим, что новые социально-экономические и культурные реалии стимулировали динамичный пересмотр ценностей и смыслов жизни, средств достижения успеха на основе собственной целеустремленности, утверждения в решении поставленных самим человеком задач. Ассертивность проявляется в адекватном поведении, свидетельствующем о том, насколько успешно реализуются (не реализуются) внутренние и внешние ресурсы личности и общества (интенция, потенция и поссиденция, соответственно, «хочу», «могу», «имею»). Ассертивная позиция личности студента как субъекта образования проявляется в умении жить в свободе и быть ответственным, независимым и настойчивым в достижении поставленных целей, однако не агрессивным в житейском понимании этого слова. Конструктивное поведение предполагает наличие доброкачественной агрессии (англ. - Benign Aggression) в противовес злокачественной (англ. - Nalignant Aggression). Так с этико- психологических позиций Э.Фромм рассматривает анатомию человеческой деструктивности [5, р. 185-200]. Исходя из предмета нашего исследования, мы видим психолого-педагогическую ценность использования предложенной Э. Фроммом типологии агрессии, в которой имеет место ассертивность (Self – Assertive, Aggression) [там же, р. 189-195] для формирования ассертивных свойств у студентов.

Не останавливаясь в данной статье конкретно на том или ином компоненте ассертивности, скажем, что именно ценностно-смысловой компонент ассертивности является смыслообразующим для развития в прошлом, настоящем и будущем, поэтому необходимо его более детальное исследование у студентов. Смысловая сфера студентов ориентирована на осознание целей в настоящем и будущем, так или иначе, связанных с образованием, учебной деятельностью, ее осмысленностью и направленностью. Для успешного развития студенту важно осознавать свои планы на будущее, соотнося их с жизненными реалиями и адекватной оценкой себя. Признавая наличие проблемы психофизиологических основ, влияющих на развитие ассертивных свойств личности (Л. Ф. Алексеева, 2014) как сложного, многокомпонентного феномена, мы рассматриваем их в контексте успешного личностного и социального развития.

Обоснованность изучения личности студентов в решении задачи формирования ассертивных свойств, самоактуализации в ассертивном поведении определяется меняющейся ценностью личности как  социально- психологического феномена, реализующего свой психосоматический, личностный и социальный потенциал, с одной стороны, и развивающим характером образовательного пространства вуза, с другой. И все-таки самой личности, ее активности в деятельности и общении принадлежит ведущая роль в саморегуляции на основе расширения спектра ее детерминант и стремления к постоянному поиску путей и средств достойной самоактуализации и самореализации, включая экстремальные условия жизни (Г. Селье, В. Франкл, К. Роджерс, А Маслоу, Э. Фромм, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский В. А. Шамиева).

Что касается практической направленности исследования процесса формирования ассертивных свойств личности у студентов, то мы обращаемся к инновационным дидактическим технологиям, которые осваивает отечественное образование. В нашем опыте, это проектные технологии, незавершенного рассказа, кейс-Study, «шесть шляп мышления» Э.Боно, SWOT-анализ, подробно в теории и практике описанные нами [2], а еще позиционное обучение Н.Е. Вераксы, написание студентами эссе на заданную проблему, например, «Дар напрасный,/ Дар случайный,/ Жизнь, зачем ты мне дана?...» (А.С.Пушкин) или свободно выбранную студентами. В контрольно-оценочной деятельности предлагаем самооценку, оценку группы, экспертную оценку. Поскольку все названное востребует креативность студентов и преподавателя в самостоятельной работе с последующим диалогом в аудитории, постольку создаются условия для позиционирования себя в собственном видении процесса познания, его осмысления и обсуждения с другими. Свои права ассертивная личность отстаивает, не прибегая к манипуляции, тем более агрессии.

Еще скажем о необходимости сопровождения процесса формирования ассертивных свойств личности студентов соответствующим инструментарием. Это комплекс эмпирических методов: наблюдение преподавателя за деятельностью студентов на учебных занятиях, анкетный опрос, экспертное заключение, тестирование. Так, для психодиагностики ассертивных свойств личности студентов мы используем методику многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, тест смысложизненных ориентаций (СЖО, адаптированная Д.А. Леонтьевым версия теста «Цель в жизни», Purpose-in-Life Test, PI, Дж. Крамбо и Л. Махолика), методику «Ценностные ориентации» М. Рокича, биографический метод, анкету, составленную на основе 10 правил Мануэля Джорджа Смита («Имею право…») и др. Обработка полученных результатов, в том числе с помощью методов математической статистики, корреляционный и дисперсионный анализы, позволяют иметь более достоверные представления о динамике личностных свойств студентов. Заметим, что использование названного инструментария исследования выполняет и мотивационную функцию. Заполнение анкет и тестов, выполнение творческих заданий привлекает внимание студентов к вопросам ассертивности. Это актуально для демократического общества, ориентированного на ценность личности, что достигается развитием рефлексии, адекватной оценки себя («хочу», «могу», «имею») как субъекта, осознающего внутренние и внешние ресурсы собственного развития в прошлом, настоящем и будущем. Умение жить в свободе и быть ответственным, самостоятельным и настойчивым в достижении целей профилактирует деструктивность личности и агрессивность социума. Ассертивная личность в  своем поведении стремится целенаправленно преодолевать внешние и собственные внутренние трудности, раскрывая свой потенциал в конструктивном выборе путей и средств реализации своих замыслов, интересов, потребностей. В целом такая личность ориентирована на постоянное развитие для достижения состояния «зрелой личности» (Allport, 1961) . Согласно Г. Оллпорту, зрелая личность характеризуется: широкими границами Я; способностью к теплым, сердечным, социальным отношениям, дружеской интимности и сочувствию; демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие; реалистическое восприятие, опыт и притязания; способность к самопознанию и чувство юмора; обладает цельной жизненной философией» [4, c. 288- 290].

В заключение скажем о том, что восприятие и оценивание учебы в вузе как интересной, творческой деятельности и продуктивного, когнитивно и эмоционально насыщенного общения наполняет жизнь смыслом, открывающим простор для творчества. Адекватно оценивая свои потенциальные и реальные возможности, соотнося их с планами на будущее, студенты задумываются о том, как достойно позиционировать себя среди других.

 

Список литературы

1.      Дудина    М.Н.     Ассертивное  поведение     в     этико-педагогическом    дискурсе/    Известия     Уральского федерального университета. Серия 1 Проблемы образования, науки и культуры, 2014 №4 (132). С. 163 -172.

2.      Дудина       М.Н.  Дидактика  высшей  школы:  от  традиций  к  инновациям:  [учеб.-метод.  пособие].Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 152 с.

3.      Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – Изд. 2-е. — М.: Педагогика, 1976. 423 с.

4.      Хьелл,  Л., Зиглер,  Д. Теории личности /Диспозициональное  направление в теории личности:  Гордон Олпорт. Зрелая личность. Питер, Санкт-Петербург, 1997. 606 с.

5.      Erich Fromm. Anatomy of the human destructiveness - M., 1994. 446 p.