Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ «ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ – ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО» КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

Многие вузы для взаимодействия своих подразделений сегодня пользуются локальной сетью. Но опыт дистанционного обучения слушателей заочных отделений и тестирования обучающихся в системе «Прометей» показал, что локальная сеть вуза может стать средством организации учебной – как аудиторной, так и внеаудиторной – деятельности курсантов, студентов или слушателей. Сетью руководит преподаватель с правами администратора. Для каждого обучающегося в этой сети может быть создан личный кабинет. Его содержимое организовано в форме электронного портфолио. На первый взгляд, электронный портфолио (ЭП) ничем не отличается от электронного УМК. Но последний представляет собой только совокупность папок и файлов, где в лучшем случае установлены гиперссылки между документами и внутри документов. Что же касается ЭП, то его главным отличием с технической точки зрения будет являться, во-первых, защищенность от доступа других пользователей, а во-вторых, постоянный контроль со стороны администратора.

Структурными единицами ЭП – допустим, это будет ЭП «Информационная безопасность» – являются темы учебной дисциплины. По каждой теме должна быть выполнена практическая работа, если запланировано более одной – все предусмотренные практические работы. В файле, содержащем практическую работу, четко прописана структура работы: цель, задачи, алгоритм выполнения, полученные промежуточные и итоговые результаты. Для сохранения единой формы практической работы по любой теме целесообразно по каждому структурному элементу создать отдельное поле. Кроме того, во вкладку по теме должен входить отчет о выполнении задания для каждой самостоятельной работы.

Творческие задания: реферат, эссе (с полем «Дата сдачи») должны также входить в ЭП. Если реферат или эссе составлены по конкретной теме, то эта работа открывается во вкладке «Тема: [Название темы]», если же реферат или эссе по своей теме или содержанию относится к двум темам учебной дисциплины или имеет междисциплинарные связи, то он располагается в корневом каталоге и открывается в главном окне.

В главном окне личного кабинета открываются также: содержательная часть учебной программы (с возможностью захода в каждый её раздел отдельно), тематический план, итоговые (экзаменационные или зачётные) теоретические вопросы и практические задания,  итоговый тест. В тематических вкладках, кроме перечисленных выше работ, должна открываться и краткая характеристика каждого занятия по теме: номер занятия в разделе или модуле; тема занятия; форма занятия – лекция, семинар, лабораторная работа и т.п.; цель занятия; средства обучения; задание для самостоятельной работы (которое может быть и творческим). Учитывая разные варианты сочетаний аудиторных занятий по теме (лекций, семинаров, практик), число таких характеристик во вкладке «Тема №» может варьироваться от 1 до 3.

Практика ведения аудиторных занятий по дисциплинам «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Информационная безопасность» в СЮИ ФСИН России показала, что для выполнения учебных задач (создания карточки, запроса, отчёта, решения задачи и  т.д.) вполне достаточно собранных в одном практикуме методических разработок практических занятий, содержащих алгоритмы выполнения практических работ. Что же касается набора данных для каждого занятия (номер, тема, форма и т.д.), то обычно эта информация входит в методическую разработку для самого преподавателя. Это также должны знать обучающиеся, чтобы им было очевидно, какое место в структуре дисциплины занимает данная тема. При наличии мультимедийного проектора и экрана эти сведения целесообразно выводить на большой экран, чтобы они были перед глазами всех обучающихся, тогда как они сами работают за ПК с другими файлами. Этот момент имеет воспитательное значение.

Положительными сторонами технологической карты занятия являются: 1) возможность выбирать уровень обучения (не ниже стандартного, заданного учебной программой), информационные источники для его освоения, темп обучения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками обучающегося; 2) строить технологическую карту занятия по определенному типу: воспроизводящая, установочная, конструктивная, проективная. То есть в ЭП могут входить структурные единицы, разработанные с применением различных методов обучения и на разных уровнях обучения. Во вводном разделе темы разрабатываются на воспроизводящем или установочном уровне, на которых обучающиеся, как минимум, четко выполняют задания, а как максимум, самостоятельно определяют последовательность их выполнения с помощью ключевого вопроса, ключевой фразы или иного ключа. На конструктивном уровне обучающийся сам определяет последовательность и средства для выполнения заданий и определяет необходимое время. На проективном уровне работают только творческие обучающиеся, которые сами выбирают траекторию своего обучения, прежде всего сами ставят себе цели и задачи (в том числе исследовательские). Различные уровни подготовки существуют в учебных дисциплинах и специальных курсах уже сейчас: например в элективном курсе «Электронный документооборот в УИС» – регистратор, исполнитель и руководитель; в обучении работе с автоматизированными информационно- поисковыми системами (например, ПТК АКУС) – оператор и администратор; в дисциплинах «Экономика» и

«Основы управления в правоохранительных органах» – исполнитель, руководитель низшего, среднего и высшего звена (в модельных ситуациях) и т.д.

Выбор уровня сложности задания также может быть предусмотрен при входе в личный кабинет и открытии ЭП. При этом допустимым условием должна быть возможность перехода как с более низкого уровня сложности на более высокий, так и наоборот. Обязательным же условием отработки той или иной темы в ЭП на двух высших уровнях является выполнение всех предусмотренных в теме заданий.

Что касается проективного уровня заданий, то он основан на методе проектов. По ключевым понятиям каждой темы может быть разработан проект. Его защита представляется в виде мультимедийной презентации Power Point или презентации для  интерактивной доски. Обязательным условием успешной защиты проекта является наличие в презентации графиков, диаграмм, сравнительного анализа полученных промежуточных и итоговых результатов. К презентации прилагается контролирующий тест, составленный автором проекта – самим обучающимся. Одним из разделов презентации или отдельным файлом Microsoft Word может быть комплекс данных статистического опроса с механизмом и результатами их обработки. Если проект выходит за рамки одной темы, то в ЭП его лучше разместить на главной странице.

Ещё одной важной составляющей ЭП представляется строка из электронного журнала преподавателя, посвящённая именно данному обучающемуся, которая  должна открываться также на главной странице его личного кабинета. Возможность пополнения журнала должна быть только у администратора – преподавателя учебной дисциплины.

Создание личного кабинета каждого обучающегося и – внутри него – структурированного электронного портфолио вполне реально уже сегодня. Для этих целей версия программы «Прометей» 4.2 предлагает пользователю широкий круг задач (подробнее см. в руководстве пользователя).

Таким образом, предлагаемая модель обучения «личный кабинет – электронный портфолио» является интерактивной моделью, предназначенной не только для дистанционного заочного обучения дисциплинам профессионального цикла, но в первую очередь для аудиторной и внеаудиторной работы (самоподготовки) обучающихся по очной форме. Здесь возможен и, более того, необходим интегративный подход к обучению, предполагающий и междисциплинарные связи, и использование самых разнообразных источников. Разумеется, преподаватель не превращается при этом в «передатчика» или «транслятора» учебной информации: успех подготовки специалистов (магистров, бакалавров) зависит больше от его стремления подготовить компетентных специалистов, продвижения и поощрения творческих форм обучения и научного исследования, строгости и объективности оценки сформированных компетенций обучающихся.

 

Список литературы

1.     Голубев А.Г. Применение интерактивной доски SmartBoard на практическом занятии по экономике // Вестник Самарского юридического института. – 2013. – №1(9). – С.77-81.

2.     Кириллова О.А. Внедрение технологических карт на уроках информатики // Информационные технологии в образовании и науке. Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке (ИТО-2011)». – М.; Самара, Самарский филиал МГПУ, 2011. – С.29-30.

3.     Попов И.В. Проектирование интегративной технологии обучения курсантов юридического вуза дисциплине «Специальная техника» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2006. – №44. – С.99-100.

4.     Руководство для слушателя СДО «Прометей 4.2». – М.,2007. – URL: http://gigabaza.ru/doc/96695.html

5.     Худовердова С.А. Инновационные методы в  формировании информационной культуры студентов // Информационные технологии в образовании и науке. Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке (ИТО-2011)». – М.; Самара, Самарский филиал МГПУ, 2011. – С. 60-61.