Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО МЕТОДУ РОБИНА КАЛЛАНА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 мая 2016г.

Интенсивный интерес к выявлению наиболее эффективных методик обучения, попытки определения «рационального» метода обучения иностранным языкам, которые активно предпринимались в прошлом столетии не угасают и до настоящего момента. Существует множество исследований, описывающих современное состояние методики преподавания, внедряющих инновационные технологии, а также мультимедийные и информационные средства и программы. За многие годы на первый план выходили различные методы преподавания:

-   грамматико-переводной;

-   лексико-переводной;

-   аудиолингвальный;

-   аудиовизуальный;

-   сознательно-сопоставительный;

-   коммуникативный;

-   натуральный;

-   прямой и т.д.

Технология, разработанная профессором университета Cambridge Робином Калланом, описываемая в данной статье, основывается на прямом методе, название которого связано с тем, что психологи и лингвисты (О. Есперсен, П. Пасси, Г. Суит, В. Фиестери др.), занимающиеся его разработкой, требовали связывать слово иностранного языка с понятием, минуя перевод на родной язык. В качестве цели обучения иностранному языку представители данного направления видели обучение практическому владению изучаемым языком. Основными принципами прямого метода являются исключение родного языка и перевода; понимание важности постановки произношения при обучении иностранному языку; изучение слова в контексте, изучение грамматики на основе индукции [1].

Метод Робина Каллана был изобретен в 60-е годы в Великобритании и впервые был использован в Callan School of London (сегодня – это крупнейшая школа английского языка в Европе и рассчитана на 3000 студентов). На сегодняшний день метод применяется во многих странах мира, однако в Российской Федерации он пока не нашел широкого применения, только несколько частных школ преподают английский язык, опираясь на данную технологию.

По данным Callan Method Organisation (организация Каллан – далее CMO), основанным на исследовании университета Cambridge, изучение английского языка по методу Каллана происходит в четыре раза быстрее, чем по любой другой известной методике обучения иностранным языкам. Это свидетельствует об эффективности данного метода и об ощутимом снижении как финансовых (так как по данному методу работают в основном частные языковые школы), так и временных затрат обучающихся, так как метод предполагает максимальную загруженность в аудитории и практически исключает самостоятельную и домашнюю работу или сводит её к минимуму.

В соответствии с данными вышеупомянутого исследования университета Cambridge в среднем на изучение языка с целью достижения порогового уровня (B1) владения необходимо потратить 350 академических часов, что приравнивается к 4 годам обучения при частотности занятий – 3 раза в неделю. В то же время, при обучении по Каллан методу, тех же целей возможно достичь всего за 80 академических  часов (1 год  обучения), а для достижения порогового продвинутого уровня (B2) – 700 часов (8 лет) по классическим методикам против 160 часов (2 года) по методу Каллана. В Табл.1 представлена схема уровней владения иностранными языками в соответствии с CEFR (Common European Framework of Reference – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком) [2].


Таблица 1  

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком

 

A

Элементарное владение

(Basic User)

A1

Уровень выживания (Breakthrough)

A2

Предпороговый уровень (Waystage)

 

B

Самостоятельное владение

(Independent User)

B1

Пороговый уровень (Threshold)

B2

Пороговый продвинутый уровень (Vantage)

 

C

 

Свободное владение (Effective Operational Proficiency)

 

C1

Уровень профессионального овладения

(Proficient User)

C2

Уровень владения в совершенстве (Mastery)

 

Одним из очевидных результатов изучения английского языка по методу Робина Каллана является достижение студентами высоких результатов при сдаче международных экзаменов (90% успеха в сравнении с 70% в среднем). Более того, Callan School of London предоставляет возможность бесплатной повторной подготовки к экзаменам в случае неудачи, тем самым гарантируя всем обучающимся освоение материала, необходимого для успешной сдачи экзаменов на получения международного сертификата, подтверждающего уровень владения языком.

Также исследование университета Cambridge приводит данные о количестве лексических единиц, изучаемых в ходе одного занятия английским языком. В среднем в школах Великобритании, преподающих английский как иностранный, за один урок обучающиеся запоминают 3 слова, в то время как в школах Каллан данный показатель в 6 раз выше (18). Такой эффект достигается в большей степени благодаря высокой активности обучающихся в ходе занятий, проводимых по данному методу. На протяжении всего урока преподаватель задает вопросы, постоянно стимулируя речевую деятельность студентов. Весь изучаемый материал повторяется от пяти до десяти раз как преподавателем, так и учащимися, «пассивное» время на занятии абсолютно минимизировано. Перед студентом не стоит задачи по запоминанию слов, но ему необходимо концентрироваться на произносимых фразах, чтобы повторять их вслед за учителем. Учитель дважды повторяет вопрос, после чего даёт на него ответ, и затем, повторяет его еще раз, вместе со студентом, обязательно обращая внимание на произношение обучающихся, корректируя фонетические и фонематические ошибки, уделяя внимание ритмико-интонационному оформлению речи. Благодаря многократным повторениям, фразы закрепляются в сознании автоматически, и скорость речи увеличивается. На многие вопросы в повседневном общении студент начинает отвечать автоматически, не задумываясь о переводе на родной язык.

Курс (состоящий из 12-ти уровней) четко структурирован и методически спланирован. Учебно- методический комплекс содержит в себе 12 учебников для студентов, а также 6 книг для учителя (по 2 уровня в каждой). Преподаватели, ведущие занятия по Каллан методу, сертифицированы, проходят специальную подготовку, а также постоянный контроль со стороны CMO (Callan Method Organisation). В ходе подготовки преподаватели изучают не только специфику методики Робина Каллана, но и тренируют темп речи с тем, чтобы произносить до 240 слов в минуту, в отличие от стандартного количества – 180 – без ущерба со стороны четкости артикуляции и ритмико-интонационного оформления речи. Скорость максимально приближена к естественной речи носителей языка, в отличие от речи преподавателей во время занятий по обучению иностранному языку. Данный показатель также подчеркивает эффективность описываемого метода, т.к. учащиеся одновременно получают большее количество информации за одно занятие и имеют возможность больше времени посвятить тренировке собственных лексико-грамматических и аудиальных навыков, при этом находясь в среде максимально приближенной к условиям естественного общения на изучаемом языке.

Каллан метод обучения английскому языку задействует глубинные когнитивные процессы, связанные с распознаванием и скоростью обработки иностранного языка. Одним из секретов успеха методики является то, что она развивает рефлексивную реакцию. Студент не переводит мысленно со своего родного языка на английский или наоборот, – он сразу думает, говорит и мгновенно отвечает на английском.

К недостаткам данного метода можно отнести относительно поверхностное изучение грамматической структуры языка, а также практически не отрабатываемые навыки письма. Наряду  с указанными слабыми сторонами безусловно следует отметить, что владение коммуникативными техникам и умение взаимодействовать с собеседником формируется у обучающихся с первого занятия на довольно высоком уровне.

Нам представляется, что применение данного метода наиболее релевантно на ранних этапах изучения языка именно с целью формирования навыка общения с представителями иной лингвокультуры, преодоления языкового барьера, постановки произношения, а также развития навыка аудирования. На дальнейших этапах нам видится наиболее уместным сочетание данного метода с более детальной проработкой грамматической структуры    изучаемого    языка,     а    также    всестороннего    формирования    коммуникативной     компетенции обучающегося, включающей в себя все виды речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование).

 

Список литературы

1.     Гусевская Н.Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку // Ученые записки ЗабГУ. 2013. №6 (53).

С.167-171)

2.     European Language Portfolio: Key Reference Documents. Language Policy Division. Strasbourg. 2006