Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СООБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Современное представление об образовании неразрывно связано с принципом непрерывности. С течением времени понимание данного принципа было углублено с помощью двух взаимодополняющих моделей содержательного наполнения — образования длиною в жизнь и образования шириною в жизнь. Поступательное или прерывистое, возобновляемое образование уже не сводится только к профессиональной подготовке/ переподготовке/ совершенствованию навыков, что обусловливает следующие значимые для представления современного образования  взрослых положения. Во-первых, основываясь на несводимости представлений о человеке к перечню социальных ролей, функций, недопустимости определения некоего конкретного итога его творческой деятельности в виде конечного результата либо продукта, оно связывается с самоактуализацией. Таким образом, повышается значимость общекультурного содержания образования. Во-вторых, процессуальность становления и поддержания человеческого качества определяет творчество прежде всего как самостроение взрослого человека, актуализирует представления об авторской позиции по отношению к собственному жизненному пути. Человек выступает как субъект индивидуальной образовательной траектории — разветвленного, разноуровневого конструкта. В-третьих, изначально присущая личности социальность как важнейший фактор ее становления и развития акцентирует значимость живого взаимодействия в образовании. Сопричастность Другому, формирование и наращивание опыта подлинных отношений в сообществе становится искомым многими взрослыми элементом в принимаемых ими социальных практиках. Все это обусловливает интерес современной педагогической науки к неформальным разновозрастным образовательным практикам как ценностно значимым элементам индивидуальной образовательной траектории взрослого. Представляемое в статье исследование является плановым для РАО и раскрывает тему «Теоретические основы сетевых образовательных маршрутов неформального образования для разновозрастных сообществ»

Если еще десятилетие назад специалисты, описывая формы образования взрослых, разделяли их на институционализированные (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, аспирантура и докторантура) и специализированные (самообразование, клубы, центры образования взрослых), то сейчас центр тяжести смещается к самоорганизации самого широкого предметного спектра. Полифоничность мотивов включения в образовательную деятельность обусловливает актуализацию гражданского, культурного, духовного, делового, домохозяйственного направлений. Понять мотив объединения в неформальные образовательные практики можно, анализируя данные социологических опросов ФОМ (например, «Востребованность дополнительного образования», «Интерес к современной науке», «Самообразование жителей Москвы»). Зачастую это общие для многих жизненные задачи - проблемы незнания или неумения в областях кулинарии, педагогики, танца, рукоделия, народной и физической культуры. Молодежь и пенсионеров объединяет в разновозрастные группы поиск общения как мотивация выбора форм проведения досуга: в среднем четверть опрошенных всех возрастов заявляют о желании получать новые знания и умения, около 10 % решают задачу личностного развития. Она осознается в период кризисов: как личностных, так и социально-экономических.

Данная тенденция касается не только коренного населения РФ, но и такой социальной группы, как мигранты. Исследованиями по гранту РГНФ №13-06-00011 установлено, что в данной социальной группе лидируют в рейтинге образовательных потребностей, обусловленных социально-экономической ситуацией, гражданско-правовое, экономическое, историко-культурное направления. Среди личностно-развивающих образовательных потребностей более всех актуальны художественно-эстетическое и музыкальное, религиозное, а также домохозяйственное направления [3, с.174-175]. Таким образом, образовательные потребности разных слоев населения буквально вопиют о себе, однако формальное, регулярное образование не в состоянии их удовлетворить. Для этого во всем мире используется такой ресурс, как практики неформального образования, раскрывающие потенциал частно-государственного партнерства. В России имеется проблема поддержки их самоорганизации.

Многолетние наблюдения за возникновением, развитием и угасанием самоорганизующихся практик неформального образования позволяют сделать выводы об используемых методах  педагогического взаимодействия. Как правило, в абсолютно всех неформальных практиках происходит трансформация образовательного процесса в ориентации на модель тьюторства, что само по себе доказывает верность классических положений андрагогики. Востребована мягкая, ненасильственная позиция помощника, организующего индивидуализированное взаимодействие в случае возникновения вопросов у конкретного участника. Продолжают существовать те практики, ведущий которых понимает разность всех людей, создает условия для реализации их права на эту разность. Выбор реализуемых в образовательном сообществе методов (речь идет не об одноразовой акции) зависит от предметной направленности и истории его существования. Исследования выявили две формы самоорганизации неформального образования: «курсовое сообщество» (характеризуется наличием целенаправленного процесса, планирования, предполагаемого конкретного обучающего результата, технологического инструментария, четкого распределения ролей) и «клубное/проектное сообщество» (отличается минимальной регламентацией, максимальной обращенностью на удовлетворение запросов участников, не на последнем месте перечня которых находится в общение) [1].

В первом случае актуальны такие дидактические методы, как ориентирование и моделирование. Популярностью пользуется и тренинг (как технология в целом, так и некоторые его элементы). Для использования ориентирования применяются либо уже имеющиеся, либо составленные участниками и волонтерами пособия. В пространстве обучения межкультурной коммуникации они называются «поваренными книгами», т.к. содержат своеобразные рецепты поведения в наиболее часто встречающихся ситуациях. Продуктивен и метод моделирования, предполагающий обучение с использованием образцов, схем, соответствующих реальности. Например, используются описания реакций собеседника, возможных вариантов отклика.

Во втором случае взаимодействие неизменно стремится к воспроизводству антропопрактик. В ней культивируются базовые, родовые способности человека. «Это особая работа в пространстве субъективной реальности человека: в пространстве совместно-распределенной деятельности, в пространстве со-бытийной общности, в пространстве рефлексивного сознания» [2, с.24]. Теория и ее реализация в пространстве непрерывного образования активно развивается последователями Г.П. Щедровицкого,  сторонниками антропологической методологии. Согласно положениям, выдвинутым в работах В.И. Слободчикова, с выходом в период взрослости вся ответственность за развитие, достижение самобытности ложится на самого человека. Восполняющий сегмент полного образования отвечает за организацию поддержки его вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих ценностей онтологического порядка. Сообразные такой цели практики образования должны быть действительно пространством развития специфических базовых потребностей. Суть процессов, протекающих в них, охарактеризованы в работах С.С. Хоружего как нахождение на антропологической границе. Такая позиция задействует «… все уровни организации человека, физические, психические, интеллектуальные, осуществляемый сознательно и активно, и ставящий онтологически значимую цель (т.е. затрагивающую фундаментальные предикаты человеческого существования, природу и способ бытия человека)» [4, с.382].

Не противоречит описанному выше и практика использования неформального образования в формальных образовательных организациях. Отступление от модели тьюторства ведет только к нивелированию всех положительных эффектов стратегии неформальности, а активное освоение формальным образованием наработанных в ней методов сегодня является закономерностью. В целом весь педагогический инструментарий неформального образования нацелен на пробуждение и поддержание позиции субъектности по отношению к себе и миру. Его эффективность являет себя в гармонизации социального и личностного пространства человека.

 

 

Список литературы

1.      Илакавичус М.Р. Неформальное общекультурное образование для разновозрастных сообществ современной России: способы и формы самоорганизации/ Человек и образование. - 2014. - №4. - С.97-101.

2.      Исаев  Е.И.,  Слободчиков  В.И.  Психология  образования  человека:  Становление  субъектности  в образовательных процессах: Учебное пособие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 432 с.

3.      Теоретико-методологические основания моделирования и реализации образовательных практик для взрослых в государствах-участниках СНГ: коллективная монография/ под общ. ред. М.С. Якушкиной. – СПб.: ЛЕМА, 2014. – 195 с.

4.      Хоружий С.С. О старом и новом. – СПб.: Алетейя, 2000. – 410 с.